В Латвии все активнее ведётся дискуссия о путях выхода из кризиса, а также наиболее приемлемой для страны экономической модели. Латвийская газета Neatkarīgā rīta avīze опубликовала статью своего комментатора, политолога Юриса Пайдерса под названием "Разогрев экономики и растрата денег". Приводим ее текст полностью:

"Латвийское правительство оказалось между двумя альтернативными требованиями. Местный бизнес требует, умоляет, угрожает, чтобы правительство сделало хоть какие-то шаги по разогреву экономики. В свою очередь безжалостные и упорные международные кредиторы требуют, угрожают, вынуждают несчастное правительство Латвии сократить государственные издержки и увеличить налоговое бремя.

Всадник не может одновременно ехать на двух лошадях, которые двигаются в противоположных направлениях. А значит, массовый разогрев экономики придется отложить до лучших времен, когда все международные займы будут возвращены.

Однако мысль, что во времена кризиса экономику следует разогревать - правильная. Если нет идей лучше, то можно взять на вооружение как-то предложенный метод руководителя Федеральной резервной системы США Бена Бернанке. Чтобы возродить спрос в экономике США, по его мнению, хватило бы просто прикрепить мешок с долларовыми банкнотами к вертолету и рассыпать деньги над переполненными людьми улицами Нью-Йорка. Поймав их, люди бросились бы сразу тратить упавшие с неба деньги, товарный поток сдвинулся с мертвой точки, а рост спроса оживил бы экономику. Теоретически, Бен Бернанке прав.

Экономику невозможно расшевелить, держа один миллиард евро кредитных денег на счету в Государственной кассе. Даже разброс десятой части от этого миллиарда международной помощи, которая сейчас заморожена в Государственной кассе, над улицами Риги, моментально активизирует латвийскую экономику. Такие методы может себе позволить США, которые уже напечатали массу долларовых бумажек и дополнительно выброшенный миллиард ничего принципиально не изменит.

В свою очередь самые большие растратчики государственных денег решили, раз нет другого оправдания бездумному государственному мотовству, надо использовать термин - "мы согреваем экономику". Козырь согревания экономики достается каждый раз, когда надо оправдать любую отрыжку жирных лет. Надо обосновать родившуюся в жирные годы идею построить в провинциях железобетонные коробки, с раздутыми в разы сметами, которые называются концертными залами? Мы согреваем экономику! А сами с процентов от заказов согреемся лучше, чем вся экономика вместе взятая!

Однако идея греть экономику при помощи железобетонных коробок для провинциальных симфонических оркестров еще более вредоносный метод согревания экономики, нежели разбрасывание денег с вертолетов.

Если деньги разбросать с неба, люди купят то, что им нужно и этими деньгами поддержат тех производителей и сферу услуг, которые производят необходимые людям товары и услуги по конкурентоспособным ценам. Кроме того, в этом случае дополнительными издержками будут только аренда вертолета и счет за печать денег. А дальше деньги будут греть экономику!

От возведения железобетонные коробки, эффект будет гораздо хуже. Да! Часть денег пойдет на разогрев экономики. Только такой способ разогрева создаст абсолютно невиданные доселе дополнительные издержки. Железобетонные коробки и замки света надо отапливать и охранять. В будущем, они не преумножат богатство городов, а как паразиты будут высасывать городские ресурсы, снижая ту часть средств, которые при другом раскладе, могли бы быть направлены на социальные нужды, развитие инфраструктуры и ремонт.

Латвийскую экономику надо греть! Но, если ресурсов и денег слишком мало, то надо отказаться от идеи разбрасывать деньги с вертолетов или строить железобетонные коробки.

Если ресурсов мало, то экономику следует согревать, тратя деньги на такие проекты, которые дадут экономическую отдачу и увеличение ВВП, а также сокращение издержек предприятий, таким образом повышая их конкурентоспособность.

Государству следует поддержать расширение транспортных магистралей, там, где пропускная способность приближается к своему максимуму. Если новая дорога или туннель сократит путь на пару километров, это сразу отразится на транспортных издержках, и сейчас самое время поддерживать такие проекты. Сейчас время поддерживать энергетические проекты, которые дадут прирост ВВП уже после своей постройки. Надо критически оценивать, выгодно ли соглашаться на все предлагаемые Европой средства.

И не только на те, которые предназначены на строительство зданий, которые только увеличат экономическое бремя будущих поколений".