Латвийская газета Neatkarīgā rīta avīze опубликовала статью своего комментатора и известного политолога Юриса Пайдерса под названием "Необходима комплексная реформа финансовой системы", в которой он доказывает необходимость большей ответственности банков за последствия кризиса. Приводим ее текст полностью:

"Как и можно было ожидать, все действия премьер-министра Валдиса Домбровскиса, который поручил юридическому департаменту Государственной канцелярии срочно подготовить изменения к Гражданскому кодексу и другим нормативным актам, чтобы ввести систему, по которой залог был бы единственным гарантом для ипотечного кредита на единственную квартиру, закончились... политической решимостью продолжить работу над этим вопросом.

22 октября Домбровскис торжественно подписал новый меморандум с руководителем Ассоциации коммерческих банков Латвии Теодором Тверийонсом, в котором обе стороны договорись работать над подготовкой нового закона о кредитовании. Как обычно, закон, который по идее должен ограничить вседозволенность банков и защитить простого заемщика и интересы банковских клиентов, будет разрабатывать правительство с одной из наиболее заинтересованных сторон.

Эту ситуацию можно сравнить с латышксой сказкой. Овцы пришли жаловаться пастуху, что волки стали слишком жадными и не дают овцам никакой жизни. И тогда хороший пастух сообщил, что он вместе с волками разработает правила, как волкам гуманнее есть овец. Овцы и представители овец на эти переговоры в качестве равноправной стороны вообще не были приглашены...

В очередной раз правительство готово тихо договориться с отраслью, чья жадность и, с точки зрения общества, вредоносное политическое влияние, являются одними из причин кризиса. Позиция Ассоциации коммерческих банков о том, что неприемлемо, чтобы закон вступил в силу задним числом и относился к уже заключенным договорам, заслуживает уважения. Однако коммерческие банки должны нести ответственность за оценку имущества. Ответственность банковского сектора за неправильную оценку имущества должна быть настолько же большой, какую банки спрашивают со своих неплатежеспособных клиентов посредством судебных исполнителей.

Конечно, выполняя предложение Домбровскиса в радикальной форме, многие коммерческие банки оказались бы на грани банкротства. Это не в интересах ни правительства, ни общества. Необходимо найти общий компромисс, который предотвратил бы наибольшие противоречия в финансовой системе, но не уничтожил бы банковский сектор.

Помимо этого, цивилизованное привидение в порядок ипотечных кредитов в банковском секторе - не единственный актуальный вопрос. Столь же тяжелый, если еще не тяжелей, вопрос об управляемых дочерними компаниями Латвийских коммерческих банков пенсионных фондах 2-го уровня.

На прошлой неделе эстонское Управление надзора за финансами поймало Swedbank, как минимум, на несоблюдении правил о конфликте интересов. Скорее всего, Swedbank убытки от своих вложений переложил на крупнейший в Эстонии пенсионный фонд. Пострадали участники фонда K3. K3 - крупнейший в Эстонии управляющий обязательными пенсионными фондами, в котором хранятся деньги более чем 300.000 будущих эстонских пенсионеров. Честь по чести, Swedbank уже пообещал, что в Эстонии будет снижена комиссионная плата и будут вестись мене рискованные вложения, что банк заменит долговые обязательства восточноевропейских компаний в эстонском пенсионном фонде на государственные облигации и т.д. Но все это затрагивает только Эстонию. Эстония сама может уладить свои дела. Вопрос в том, в пенсионные фонды какого государства будут перекачаны токсичные активы эстонского пенсионного фонда?

Небольшая мелочь. Те же самые управляющие крупнейшим пенсионным фондом, пойманные на мошенничестве в Эстонии, тесно связаны и с латвийскими крупнейшим пенсионным фондом!!! Neatkarīgā не раз писала, что в прошлом году управляемые дочерними предприятиями коммерческих банков фонды второго пенсионного уровня - с небольшими исключениями - практически соревновались в том, кто больше спустит пенсионных денег.

Если одни и те же самые управляющие фондами проводили махинации в Эстонии, вопрос в том, какие методы использовались при растрате денег латвийских пенсионных фондов в прошлом году.

Латвийская Комиссия по рынкам финансов и капиталов так присматривает за финансовой системой Латвии, что не заметила дыру в миллиард евро в банке Parex. Эстонские надзиратели сумели призвать к порядку махинаторов с пенсионными фондами, но Латвийская Комиссия по рынкам финансов и капиталов способна только бессильно разводить руками. Управление латвийскими пенсионными фондами, которое монополизировали коммерческие банки, не поддается никакой критике. За последние три года среднестатистическая ставка по депозиту в Латвийских коммерческих банках (RIGIBID) была 9,4% в год. Управляющий крупнейшим латвийским пенсионным фондом за последние три года показал доходность меньшую, чем минус два процента. Среднестатистический доход даже в консервативном плане управления вторым уровнем пенсий в коммерческих банках за последние три года был всего лишь 4,3% в год. Спасибо банку за такое управление пенсией! Спасибо всем специалистам и менеджерам банка! На самом примитивном банковском латовом депозите проценты были бы больше, нежели в управляемом дочерним предприятием банка фонде второго пенсионного уровня.

Латвийскому правительству финансовые проблемы необходимо упорядочивать комплексно. Прежде чем начинать разговоры об изменении системы ипотечного кредитования, необходимо потребовать у Комиссии по рынкам финансов и капитала комплексной проверки пенсионных фондов и подготовить закон о радикальной реформе управления пенсиями, отказавшись от монополии дочерних компаний коммерческих банков в управлении пенсий второго уровня".