ОАО "КАМАЗ" опубликовало отчётность по Международным стандартам финансовой отчётности (МФСО) по итогам первого полугодия 2009 года. Выручка группы за первое полугодие 2009 года составила 25,43 млрд. рублей, что на 50% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Убыток составил 1,84 млрд. рублей против прибыли 4,2 млрд. годом ранее. Пресс-служба КамАЗа суммировала мнения экспертов по опубликованным результатам.

Общий долг ОАО "КАМАЗ" по состоянию на конец июня составил 21,04 млрд. рублей по сравнению с 22,4 млрд. в начале года. Краткосрочный долг уменьшился до 17,1 млрд. (с 18,9 млрд. рублей). "Результаты КамАЗа низкие, как и ожидалось, - говорит аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов, - но с учётом серьёзного провала на рынке грузовиков, начавшегося ещё в четвёртом квартале 2008 года, всё могло быть намного хуже".

Несмотря на падение продаж и кризисную ситуацию в отрасли, ОАО "КАМАЗ" удалось с начала года выработать неплохой иммунитет, считает эксперт "Банка Москвы" Михаил Лямин. Так, проведение антикризисных мероприятий позволило компании снизить себестоимость на 45,8% (до 22,08 млрд. рублей), а административные и коммерческие расходы сократились на 41% (до 1,85 млрд. рублей). К тому же показанный убыток в основном "бумажный", компания сформировала резервы по дебиторской задолженности на 1,5 млрд. рублей. При этом ОАО "КАМАЗ" не стало скупиться на инвестиции, сохранив расходы на уровне прошлого года. "Это позитивно, ведь остановка модернизации сама по себе опасна для российского автопрома", - утверждает эксперт.

Кроме того, в июне предприятие потратило 225 млн. рублей на покупку 51% доли в индийской Tatra Vectra ltd., которая в следующем году должна наладить в Индии выпуск камазовских машин (планируемый объем производства - 5 тысяч ежегодно). Эти траты оправданы, считают эксперты, при условии, что компания в дальнейшем не будет иметь проблем с привлечением заемных средств. С этим КамАЗ пока справляется: госбанки уже выдали ему около 7,2 млрд. рублей под госгарантии, а до конца года Внешэкономбанк (ВЭБ) может выделить еще 2,5 млрд. рублей. "По данным самого ОАО "КАМАЗ", в первом полугодии было реализовано 10 635 грузовиков. При этом, несмотря на загрузку производственных мощностей ниже 50%, КамАЗ сумел показать практически нулевую рентабельность по EBITDA", - указывает эксперт ФК "Открытие" Кирилл Таченников.

В целом, положение ОАО "КАМАЗ" безоблачным назвать сложно. Расходы на обслуживание долга по итогам полугодия выросли в 6,5 раз до 1,8 млрд. рублей. Наибольший краткосрочный долг у предприятия перед Commerzbank - 5,39 млрд. рублей и Сбербанком - 3,7 млрд.. Среди долгосрочных обязательств компании - долг Минфину РФ 1,02 млрд. рублей, в залоге по которому находится 51% акций дочерней компании "КАМАЗ-Металлургия".