ИА REGNUM Новости продолжает серию интервью, в которых обсуждаются проблемы, с которыми пришлось столкнуться в Челябинской области из-за кризиса. Трудности пришлось испытать не только экономистам и финансистам, банкирам и промышленникам, строителям и металлургам, кризис сполна сказался и на непроизводственной отрасли. О ситуации в образовании корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал министр образования Челябинской области Владимир Садырин.

ИА REGNUM Новости: 2009 год подходит к концу. Тяжело ли было в этом кризисном году?

2009 год был для нас конечно трудным, потому что кризис и сокращение объемов финансирования не дали нам реализовать ряд проектов, один из главных - переход на новую отраслевую систему оплаты труда. В то же время за 2006-2008 годы система образования в Челябинской области сделала стремительный рывок, это отмечают практически все эксперты, доказывают соцопросы, встречи с родителями, детьми, общественностью. Мы практически перевооружили учителей. Если 4 года назад у нас было 45 учеников на один компьютер, то в 2009 - 13,5. 4 года назад мы имели порядка 8% учителей, которые владели компьютером, а теперь после переобучения у нас 95% учителей владеют информационно-компьютерными технологиями.

Когда мы начинали реализацию нацпроекта, губернатор Челябинской области Петр Сумин сказал две вещи, которые мы три года осуществляли. Первое - все уровни образования должны быть в нацпроекте, в том числе дополнительное и дошкольное, помимо среднего, высшего и профессионального. Второе - нацпроекте должны участвовать бизнес-сообщества - то есть внебюджетное финансирование, помимо федерального, областного и муниципального. Честно говоря, мы думали, что в кризис будет хуже. Но те хорошие процессы, которые были в течение этих трех лет, в кризисном 2009 году по инерции продолжались.

ИА REGNUM Новости: Какие именно программы продолжали реализовываться уже без финансирования со стороны области?

Не смотря на то, что в областной бюджет стало поступать меньше денег, на муниципальные средства школы продолжали покупать компьютерные классы. Еще один пример этой инерционности: мы в 2009 году увлеклись созданием ресурсных центров начального профобразования. Получилось, что 15 лет профтехучилищах выживали и выполняли социальную роль - ребята, которые не могли никуда поступить, оставались в ПТУ, технологии обучения там были устаревшие. Сейчас в ПТУ есть современное оборудование и современные материалы, кроме того, в них мы создали 28 ресурсных центров. В этом году конкурс по созданию условий по подготовке современных рабочих выиграли еще 5 учебных заведений, но у нас не было в бюджете денег на финансирование со стороны области. Получилось так, что областную долю в несколько десятков миллионов рублей взяли на себя предприятия, заинтересованные в подготовке кадров: ЧТЗ, ММК, Саткинский комбинат "Магнезит". Кроме того, в ресурсные центры приобретено новейшее оборудование, которого нет в учебных центрах предприятий.

Мы создали такую базу, что к нам по программе переобучения пошли учиться и взрослые, которые были вынуждены приобретать новую профессию из-за кризиса. К примеру, на переобучении взрослых политехнический колледж в Магнитогорске заработал около 7 млн рублей. Таким образом, мы не остановились в развитии, а продолжаем развивать свою материальную базу.

ИА REGNUM Новости: Какова ситуация с дошкольным образованием? Уральский полпред Николай Винниченко подчеркнул, что в Челябинской области проблема мест в детсадах стоит менее остро, чем в других регионах УрФО. Продолжится ли работа в 2010 году?

Программы по дошкольному обучению реализуются с 2001 года. Инициаторами их были губернатор Челябинской области Петр Сумин и его заместитель Андрей Косилов, великолепный аналитик и потрясающий организатор. В будущем году начнется реализация уже третьей программы дошкольного развития на 2010-2014 год. В кризис ведь можно просто говорить, что "нет денег", а можно придумывать какие-то варианты выходов и все-таки двигаться вперед.

За последние несколько лет стало меньше школьников, освободились помещения, и мы начали создавать места для дошкольников там. За годы перестройки из системы образования в регионе ушло 799 детсадов. На строительство школы нужно 350-500 тысяч рублей, а мы выселяли организации из старых зданий детсадов, и ремонт их обходился примерно в 40 тысяч рублей. Я могу сказать, в 2008 году в Уральском федеральном округе было создано 20 тысяч мест для дошкольников, из них 15711 в Челябинской области. Охват дошкольников местами в детсадах в регионе составляет 80,1%. В 2009 году мы ввели около 2000 мест, но не потратили на них ни копейки из областного бюджета. Кроме того, два детских сада в области отремонтировано и введено на муниципальные деньги, всего в этом году вновь открылись 11 детских садиков.

Интересный выход придумала глава Троицкого района Людмила Шаталова. Она стала покупать в малых селах жилые дома на двух хозяев и из них делать детские сады. Мы решили стимулировать работу глав и выделили по тысяче рублей на каждого воспитанника. Если в учреждении 200 воспитанников - то детсад получал 200 тысяч рублей и мог решить какую-либо материальную проблему в дошкольном учреждении. Мы стали закупать игрушки на тот же объем средств, которые вложил в их закупку муниципалитет. Мы проводили конкурсы на лучшего воспитателя детского сада, на лучшее дошкольное учреждение, стали платить по тысяче рублей не только классным руководителям в школах, но и воспитателям, и по 500 рублей няням. Когда мы стали поощрять глав, у нас процесс пошел, и мы даже значительно улучшили питание детей.

Конечно, в 2009 году пришлось остановиться, а два года назад мы начали покупать в детские сады компьютерно-игровые комплексы. С помощью компьютера мы даже лечили детям зрение и косоглазие. Мы также на деньги из областного бюджета увеличили наборы в педагогические колледжи на профессию "воспитатель детского сада", в пять раз увеличили объемы переподготовки на воспитателей.

ИА REGNUM Новости: А есть ли подобные методы стимулирования развития школ?

Система поддержки лидеров образования в области существует. Я думаю, что это шикарная идея, которая была заложена в нацпроекте, и которую нам удалось реализовать в полной мере. Наши учителя получают по 100 тысяч рублей премии президента, но мы расширили эту систему. Наши преподаватели получают гранты губернатора в размере 50 тысяч рублей, 100 педагогов награждают 30 тысячами рублей премии губернатора, еще столько же поощряются такой же суммой от Законодательного собрания.

Есть в Челябинской области премии для учителей от глав городов - от 10 до 30 тысяч рублей. Мы стали проводить очень много конкурсов. Помимо традиционного - "Учитель года", есть конкурс для молодых учителей, которые работают 3-5 лет, он называется "Педагогический дебют". Благодаря ему нам удалось открыть очень много молодых талантов. В области проводится конкурс "Самый классный классный", конкурс молодых воспитателей, педагогический команд, состоящих из учителей, детей и их родителей. Мы также выпускаем диски с уроками наших лучших педагогов, которые были награждены различными премиями. Неоднократно к нам приезжали победители конкурса лучшие учителя России из разных городов. Это тоже влияло на мастерство учителей - когда они видят потрясающих учителей, наши педагоги тоже стремятся преподавать лучше. Мы создаем мотивацию, и наши педагоги борются за первенство с лучшими столичными преподавателями. В этом году учитель математики и геометрии МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением математики" города Магнитогорска Наталья Никифорова снова стала первой на всероссийском конкурсе "Учитель года России - 2009", где боролась за победу с учителем истории из Москвы Владимиром Кружаловым. Такая система поощрения и выявления лидеров, их поддержки, развитие конкурсов и поддержание инициатив учителей приносит свои результаты.

Также для всех 667 средних школ области закупили лего-роботов, и обучили педагогов работе с ними. Уже третий год проводим областные соревнования лего-роботов, и, что самое удивительное, третий год подряд в них побеждают сельские школьники. На этих соревнованиях детям нужно собрать роботов и запрограммировать их так, чтобы они прошли по достаточно сложной трассе. 4 ноября у нас 30 человек собираются в Южную Корею на мировые соревнования по лего-роботам, 10 из них - челябинские сельские ребята, которые поедут вместе со школьниками из Москвы. Лего-роботы, во-первых, позволили ребят занять, во-вторых, при работе с ними проявляется потрясающее техническое творчество детей, в-третьих, это мотивация к изучению программирования. Кроме того, скоро в Челябинской области выйдет книга о том, как использовать лего-роботов в учебном процессе на уроках математики, информатики, физики.

ИА REGNUM Новости: А какова ситуация в регионе с педагогическими кадрами?

Мы занимаемся и кадрами. Радует, что в 2009 году на 256 молодых учителей пришло работать в областные школы больше. Я думаю, причиной этого стал кризис. Но и мы мотивируем молодых учителей - доплачиваем им 40%, и это существенная поддержка. Сегодня много школ, имея хорошее финансирование, уже могут поощрять молодых учителей. Если мы будем предметно заниматься кадровой проблемой, то результаты будут. К примеру, Мордвиновская школа в Увельском районе находится очень далеко от райцентра, и там никогда не было учителей с высшим образованием. Мы нашли ребят в педуниверситете, которые хотели уехать на село, и стали платить им дополнительную стипендию с условием, что они приедут работать в Мордвиновскую школу. Сейчас в этой школе один из самых молодых педколлективов, новое оборудование, новые кабинеты благодаря одному из московских издательств. В школу уже начали ездить дети из соседних поселений, теперь у нее есть будущее.

Так что если мы предпринимаем нетрадиционные подходы и ставим цель - то она достижима. Только ни в коем случае нельзя плакаться и оглядываться назад, нельзя из прошлого тащить идеи в будущее. Так, нельзя тащить идею распределения учителей, лучше решать вопросы повышения их зарплаты.

ИА REGNUM Новости: Кризис стал причиной возникновения проблем в трудоустройстве выпускников региона. Как сейчас обстоит ситуация с выпускниками? Возникнет ли аналогичная проблема в следующем году?

Мы боялись, что нетрудоустроенных выпускников будет много, но на сегодня без работы 3128 человек, из них 938 выпускников вузов и 1251 выпускник техникумов. Количество нетрудоустроенных выпускников снижается, но вопрос это конечно очень сложный, потому что разрыв между рынком труда и рынком образования существовал в России и до кризиса, но конечно с кризисом обострился. Есть предприятия, которые очень активно готовят себе кадры, причем на всех уровнях. Это комбинат "Магнезит", ММК, ЧТЗ. Эти предприятия принимают всех выпускников, которых они посылали учиться, и абитуриенты активно поступают в эти учебные заведения.

Все же полностью взвалить трудоустройство на систему образования нельзя, потому что наша задача - учить. Мы занимаемся этим потому, что должны помочь молодежи. Я думаю, что на следующий год произойдет дальнейшее перераспределение профессий. В этом году ЮУрГУ зафиксировало тот факт, что на факультет промышленного и гражданского строительства пришли абитуриенты с более высокими баллами, чем на экономические специальности. Считаю, это первая ласточка, и в 2010 году эта тенденция закрепится. В 2009 году самый большой конкурс был на таможенное дело, а не на экономистов, юристов и так далее, отличники и хорошисты стали реже идти на экономику. Еще одно направление, на которое мы возлагаем некоторые надежды - это создание предприятий при вузах. Сейчас высшие учебные заведения региона заявили о создании 39 таких предприятий. Даже если на каждое из них будет трудоустроено всего по 5 человек, это все равно будет достаточно существенно для трудоустройства выпускников.

ИА REGNUM Новости: Какие крупные проекты запланированы министерством на 2010 год?

Планы есть, но в основном мы их свяжем с Годом учителя. Конечно, я мечтаю, чтобы мы решили вопрос с оплатой труда, который сдерживает поток преподавателей в школы региона. Но мы на новые условия оплаты труда мы перейти пока не сможем. Тем не менее, будем думать, как организовать больше автономных образовательных учреждений, которые создаются по муниципальному и госзаказу. В Год учителя я хочу, чтобы в каждом муниципалитете прошли конкурсы "Учитель года" и каждый лучший учитель получил автомобиль, с десятью главами районов из 43 уже договорился. Глава администрации Троицкого района Шаталова Людмила вручила на средства муниципалитета автомобиль лучшему учителю и в 2009 году. Мы также готовимся провести всероссийский конкурс "Учитель года" в Магнитогорске в сентябре 2010 года. Запланировано много мероприятий по Году учителя, и под это нам выделяют ресурсы, хоть они и небольшие.

Есть и текущие проекты: в этом году мы ремонтируем 15 школ, которые находятся в аварийном состоянии, еще 12 мы отремонтируем в 2010 году. Вообще следующий год - это год перехода на новые образовательные стандарты, и нам предстоит очень серьезная работа.