Исполняется год президентству Юнус-Бека Евкурова в Ингушетии. Подводя итоги этого года, эксперт по Северному Кавказу Сергей Маркедонов в интервью ИА REGNUM Новости сказал, что время, которое Евкуров провел в должности президента, можно разделить на два периода - до 22 июня, дня покушения на него, и второй период - после покушения.

"В первый период можно говорить о некоем курсе Евкурова, когда были предприняты новые попытки сразу по нескольким направлениям, - полагает эксперт. - Речь идет об улучшении взаимоотношений с Северной Осетией: двусторонние отношения перешли в более конструктивный, а не идеологический канал. Второй момент - это попытки наладить отношения с оппозиционерами и правозащитниками, в том числе привлечение некоторых из них во власть или к сотрудничеству с властью. Третье - продолжение антитеррористической борьбы, но с большими попытками вести это под правовым контролем, более точечно".

"После 22 июня, мне кажется, проявляется некоторая растерянность в действиях самого Евкурова. Мне представляется, что сегодня есть какие-то попытки вернуться к некоторым элементам зязиковского периода, когда в основе было простое наращивание каких-то силовых действий", - считает Маркедонов.

Отвечая на вопрос о том, может ли предполагаемое возвращение бывшего главы "Русснефти" Михаила Гуцериева в республику принести сегодняшней Ингушетии реальную пользу, Маркедонов сказал, что "сам вопрос показывает некоторую растерянность, которая существует в Ингушетии".

"Предпринимаются очень разные попытки, не связанные друг с другом, найти какую-то точку опоры. С одной стороны - это заявление Евкурова о том, что нужен совет тейпов, традиционалистская опора, с другой стороны - введение фактически внешнего милицейского управления, когда и.о. главы МВД - русский, и еще замминистра из Москвы дополнительно курирует республику. А теперь - Гуцериев. Как будто это чем-то похоже на либерализацию, но системы мер нет. Мы видим спонтанные попытки найти какие-то точки опоры. Падающий человек - не Евкуров, конечно, конкретно, а российское государство в целом - пытается найти, за что бы уцепиться. Но пока это хватание достаточно бессистемное. Я понимаю, что когда падаешь, трудно найти опору, но в случае с государственной политикой это надо делать, а пока мы видим какие-то странные надежды, что либо традиции, либо Москва, либо Гуцериев возьмут и изменят ситуацию. Да нет, конечно. Системно проблемы Ингушетии не решались с 90-х годов. Очень многие проблемы сформировались еще в советское время, и тогда они полностью не были удовлетворительно решены. Потребуются годы, чтобы разгребать эти завалы, но разгребать грамотно, системно", - сказал Маркедонов.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что Евкуров - "одно из наиболее удачных кадровых назначений Медведева". "Правда, когда я это сказал Евкурову, он со мной не согласился, он сказал: настолько сложно, что лучше бы я в армии остался", - отметил Минченко.

"К достижениям Евкурова можно отнести: первое - харизматичность и стиль лидерства, при этом без чрезмерности, похожей на культ личности. Второе - отказ от формирования власти по клановому принципу. Третье - привлечение во власть представителей оппозиции. Четвертое - готовность вести диалог и предотвращать дальнейшую эскалацию террористической угрозы", - сказал эксперт.

Год Евкурова на должности президента Минченко назвал "достаточно удачным", но есть, по словам эксперта, и недостатки.

"Не удалось за этот год стабилизировать криминальную обстановку, я понимаю, что здесь есть ограничения, но все-таки не удалось", - сказал Минченко. Кроме того, к недостаткам президента Ингушетии он отнес кадровые назначения и "слишком поспешное решение о смене правительства".

"Евкуров как минимум демонстрирует привлекательную модель политического лидерства и то, что в Ингушетии он сейчас популярен, это очевидно", - полагает Минченко.

Возвращение Гуцериева в республику, по мнению Минченко, может принести пользу Ингушетии. "В Ингушетии серьезная нехватка финансов, есть некая напряженность с соседней Чечней, несмотря на то, что жители обеих республик - вайнахи. Там проблемы с работой у ингушей на проектах по восстановлению Чечни. Если будет достигнут некий компромисс, в рамках которого Гуцериев вернется и будет вкладывать серьезные финансовые средства в восстановление Ингушетии, я бы считал это позитивным фактором", - отметил Минченко.