В среду, 28 октября азербайджанское интернет-издание vesti.az опубликовало интервью заместителя главного редактора ИА REGNUM Константина Казенина. ИА REGNUM Новости приводит текст данного интервью:

Vesti.az: 11 октября прошли выборы мэра Дербента, причем оба кандидата на этот пост являлись лезгинами, хотя в советское время десятилетиями главами не только города, но и всего Дагестана были азербайджанцы. Как получилось, что азербайджанцы, веками составлявшие большинство населения города, сегодня в основном оторваны от его общественно-политической жизни, а их численность снижается? Поговаривают, что уже и объясняться на улицах Дербента по-азербайджански не всегда безопасно...

"Оба кандидата" на пост мэра Дербента - это, как я понимаю, Феликс Казиахмедов и Имам Яралиев. Однако напомню, что сначала кандидатов было больше, и был среди них азербайджанец - мировой судья Икмет Исмаилов. Его даже раскручивали немного азербайджанские СМИ. Впоследствии он снял свою кандидатуру, чему, по моим данным, способствовало руководство Дербентского района. Также напомню, что этот район возглавляет азербайджанец. Это такая стандартная схема в многонациональных частях Дагестана: город и район являются независимыми муниципальными образованиями, и возглавляют их руководители разных национальностей. Кстати, эта схема могла бы быть интересной и для многонациональных районов Азербайджана.

В Дербенте до сих пор есть кварталы, в которых проживают почти исключительно азербайджанцы (так называемый "магал", исторический центр города). Это, равно как и весьма крепкие позиции шиитов в некоторых городских мечетях, не позволяет говорить о дискриминации азербайджанцев. Мне неизвестны, кстати, аналогичные "русские" кварталы в Махачкале, а ведь когда-то это был русский город Порт-Петровск. В Дагестане идет активная миграция населения с гор, она сталкивается с массой реальных проблем. В Дербенте, на фоне других частей Дагестана, они не столь остры. Истолковывать же их как этническую вражду и дискриминацию - то ли ошибка, то ли преступление.

Остальная часть вопроса основана либо на прямо недостоверных, либо на непроверяемых фактах. Не "азербайджанцы возглавляли" Дагестан, а был там один раз первый секретарь - азербайджанец, в сталинское время. Когда "бакинские комиссары", как их называли в народе, покинули республику, появилась система управления, основанная на разделе ключевых портфелей между разными национальностями. Позже, уже в 90-е годы, в рамках этой системы был создан и существовал до 2006 года Госсовет - высший коллегиальный орган исполнительной власти, в котором был и представитель азербайджанцев.

Что касается опасности разговора на азербайджанском языке, то я на улицах Дербента слышал его не раз. Виноват - хоть я и лингвист по научной специальности, могу на слух перепутать азербайджанскую и кумыкскую речь, но ведь кумыков в Южном Дагестане очень мало...

Правоохранительными органами Азербайджана и Дагестана в последние месяцы пресечены несколько акций террористов, действующих под разными вывесками - от "Лесных братьев" до "Садвала". Насколько реально распространение терроризма с идеологической и/или национальной "начинкой" с юга России на Северный Азербайджан?

"Лесные братья" - это не "вывеска", то есть не самоназвание террористической организации. Просто так в Дагестане обыватели называют любых террористов, по месту их постоянной "дислокации" (чаще говорят "лесные товарищи"). Как попал на "вывеску" "Садвал", я не знаю.

Террористы действуют сегодня в Дагестане под знаменами "чистого" ислама, с национализмом не стыкующегося. Хотя само по себе укрепление исламского радикализма именно в Южном Дагестане сегодня - безусловный факт. Хочется надеяться, что в борьбе против него примут участие и шиитские проповедники из дербентских мечетей.

Не связаны ли, по-вашему, участившиеся приезды в Баку главы Дагестана Муху Алиева с намерением совместными усилиями выбить почву из-под ног террористов? Что касается визитов Муху Алиева в Баку, то лично я бы предложил внести в их повестку дня несколько иные вопросы. Дагестанская общественность, со ссылкой на дагестанцев, проживающих в Азербайджане, сообщает о серьезных проблемах, с которыми они там сталкиваются, особенно в Белоканском и Закатальском районах. Повторять конкретные, весьма тревожные, сообщения не буду: такие вещи надо проверять не по одному источнику. Азербайджанская сторона заявляет в ответ, что "в Багдаде все спокойно", но не раскрывает никакой конкретики. Дагестанское руководство обязано знать правду о положении соотечественников, свободную от любой тенденциозности. Пока я здесь не вижу ни активности Махачкалы, ни готовности Баку к сотрудничеству.

Если верить президенту Чечни, одними из источников напряжённости в этой республике является отмывание предназначенных для боевиков денежных средств в Азербайджане и сотрудничество их со спецслужбами Грузии в организации транспортного коридора, баз отдыха и подготовки? Насколько эти высказывания опираются на реалии и какие меры противодействия может принять Россия?

Основная мера противодействия - укрепление границы. Достоверность заявлений Кадырова могут оценить компетентные органы.

По каким, по-вашему, причинам, казалось бы, всемогущий КГБ не пресёк в зародыше распространение салафитского учения (ваххабизма) на Северном Кавказе, которое, если не ошибаюсь, пришлось на конец 80-х годов?

А по каким, по-вашему, причинам "всемогущий" КГБ не пресек в зародыше развал СССР? Думаю, по той же причине кавычек при слове "всемогущий".

Ваххабизм появился в Дагестане усилиями исламской интеллигенции, не принимавшей суфизма. Эта доминирующая в Дагестане традиция казалась некоторым интеллектуалам "народной верой". Но потом, уже во второй половине 90-х, ваххабитские общины оказались в зависимости от антироссийских сил.

Почему в том же Северном Кавказе, исламизация части которого во времена Шамиля шла с большим трудом, оказалось так мало преград перед распространением ваххабизма? Неужели главную роль играла финансовая подпитка с Ближнего Востока или есть другие причины?

Если Шамиль и "исламизировал" кого-то, то разве что часть ингушей и часть адыгов, а в основном он насаждал новую исламскую традицию в уже мусульманском регионе. В Дагестане ислам, как известно, появился еще в первом тысячелетии новой эры. Тот вид ислама, за который выступал Шамиль, при его жизни приняла, по грубым подсчетам, примерно половина горного населения Дагестана.

Что касается сторонников ваххабизма, то их число не выходит за 5% даже у авторов самых благоприятных для них подсчетов.

Сумеет ли Россия в ближайшей перспективе преодолеть разделение экономики Северного Кавказа по тейповому или национальному признаку (последний особо заметен в Дагестане), как это, например, заметно? Кстати, в какой сфере дагестанской экономики задействованы азербайджанцы?

Например, директор коньячного завода в Дербенте, он же председатель городского собрания - наполовину азербайджанец. Что касается бизнеса и бюджетных потоков республиканского масштаба, то борьба за них в Дагестане идет, действительно, жесткая. Там нет политического и экономического доминирования одной семьи, как в некоторых соседних регионах и странах.

Но среди групп влияния, ведущих эту борьбу, очень мало таких, которые состояли бы из представителей только одной национальности. Если говорить о политике, то, например, аварцем являются и президент Дагестана, и ряд оппозиционных политиков, то есть и здесь смысл борьбы - не национальный.

Что делается приграничными властями для повышения занятости людей, развития экономических связей между жителями Дагестана и северных районов Азербайджана? Насколько эффективно работает соответствующая комиссия?

Для развития этих связей требуется изменения режима на границе, а также открытость сторон для поддержания межрегиональных связей.

Как я уже сказал, не вижу желания ни Баку, ни Махачкалы что-либо здесь активировать и менять.

В 1954 году постановлением Совмина СССР пастбищные территории, на которых расположены сёла Храхоба и Урьяноба Хачмазского района Азербайджана, были временно переданы Дагестанской автономии РСФСР. В 1984 году Совмин АзССР продлил это еще на 20 лет. Есть сведения, что многие из 200 жителей указанных сёл решили сменить российское гражданство на азербайджанское с тем, чтобы остаться жить в своих домах уже на законных основаниях. Снимет ли, по-вашему, давнюю проблему их решение, если информация верна?

Самый тревожный момент с Храхобой и Урьянобой - то, что эту давно назревшую проблему не обсуждает российско-азербайжанская комиссия по приграничным вопросам. Я понимаю, что увод воды из реки Самур в сторону Сумгаита и Баку - вещь немаловажная, но тут-то все-таки судьбы конкретных людей.

Но мой друг и коллега Дмитрий Старостин, побывавший в Храхобе год назад, свидетельствует, что тогда над селом уверенно развевался российский флаг. Не думаю, что с тех пор что-то изменилось. У сёл реальные связи с Дагестаном, они сформировались еще при СССР и с тех пор сохраняются.

Эти села функционировали как "выселки" из одного из районов Южного Дагестана. Проблему надо обсуждать на межгосударственном уровне и не допустить, чтобы уклад жизни людей, сложившийся десятилетиями, оказался бы вдруг жизнью "на незаконных основаниях".