Тема электронных торгов при проведении госсзакупок была неожиданно поднята президентом Чувашии на заседании правительства 28 октября. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости, после бодрого доклада заместителя руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам о порядке взаимодействия вновь преобразованного ведомства с госзаказчиками Николай Федоров вдруг поинтересовался, какова доля электронных торгов при проведении государственных закупок. Глава Минэкономразвития республики Иван Моторин сначала охарактеризовал эту долю как "минимальную", однако под нажимом президента вынужден был произнести: "0,1%". При этом он отметил, что "при торгах в электронной форме достигается наибольшая эффективность, которая оценивается в 22-23%". На президентский вопрос, "почему министерства не идут на электронные торги", Иван Моторин стал отвечать, что их проведение не обязательно, рекомендательного характера, а Минэкономразвития как раз занимается разработкой соответствующего нормативного акта, которым бы обозначалась доля электронных госзакупок в их общем объёме.

Но Федоров, как глава Чувашии, которую последние годы федеральные власти отмечают за эффективность и прозрачность госуправления, а когда-то именовалась "электронной столицей" Приволжского округа и даже России, вкладывал в "почему" совсем другой смысл. На многозначительное президентское "почему?" министр, наконец, ответил: "Они менее контролируемые для госзаказчиков...". "Менее контролируемы, но более прозрачны", - закончил фразу Федоров и распорядился дать ему письменные объяснения и обосновать министрам своё нежелание проводить госзакупки на электронной площадке. Впрочем, он тут же предположил, что "могут быть особые случаи", к примеру, военная тематика, и их надо и особо рассматривать. В продолжение темы торгов по госзакупкам был поднят вопрос об участниках - "спекулянтских паразитах", по выражению Федорова, которые "участвуют в госзаказах, не имея ничего - ни ресурсов, ни средств, ни истории", у которых "даже юридический адрес находится в квартире, причём не в своей, а в чужой". "Они, эти полубандиты, зарабатывают, мешая реальным конкурсантам", - негодовал Федоров и обратился за помощью к правоохранительным органам. Кроме того, он поручил изучить опыт других регионов в борьбе с такими явлениями.

О том, как бороться со сговором при проведении аукционов, в том числе среди предпринимателей и чиновников, обсуждали сегодня в Чувашском УФАС. Его руководитель Вячеслав Борисов отметил, что публичность при проведении торгов, к которой стремился законодатель, привела к тому, что "сегодня участники настолько хорошо знают, кто завтра придёт на аукцион, что у них на самом деле есть реальная возможность до прихода на этот аукцион сговориться". Поэтому сейчас разрабатывается положение, чтобы при проведении электронных торгов сохранялась полная анонимность участников, отметил он.

Глава Торгово-промышленной палаты Чувашии Игорь Кустарин подробно остановился на механизме проведения госзакупок: "Действительно, когда шла дискуссия, как организовать торги и в итоге законодательство пришло к тому, что почти всегда единственным критерием является цена. И всё. А есть ли у него производственная база, а есть ли у него персонал обученный, а в состоянии ли он это сделать? Или он просто подставной участник рынка, а потом будет продавать или перепродавать свой выигранный заказ?".

"Появилась целая серия подставных игроков, - продолжил он. - Есть игроки, за откат работают. Подходят и говорят, что готовы уйти с этого рынка, с этих торгов, но с тебя столько-то причитается. Есть такие игроки? Есть. Это целый бизнес появился. Как с ним бороться? Один из способов - электронные торги? Я не думаю, что это панацея, я думаю, что здесь нужен комплекс мер. Здесь и мера общественного воздействия: значит, надо заявлять об этих подставах, об этих шантажах, надо не отказываться сотрудничать с органами дознания для того, чтобы ловить таких игроков за руку".