Ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, а также роль России в закавказских процессах по просьбе корреспондента ИА REGNUM Новости прокомментировал аналитик польского Института международных отношений, ответственный секретарь польского ежеквартальника "Европа", выходящего на русском языке, Роберт Смигельски:

Россия трактует Южный Кавказ в качестве сферы своих стратегических интересов. Он становится не только передним краем нестабильного российского Северного Кавказа, но и зоной геополитической конкуренции за контроль над коридорами транзита каспийских нефти и газа на Запад. В отличие от иных конфликтов на территории СНГ, Россия в вопросе Карабаха после 1994 года ограничивала свою вовлеченность в конфликт, выражая тем самым поддержку сценарию, который удовлетворил бы обе стороны. Подобная позиция России является выражением стремления к сбалансированию отношений с Арменией, военное сотрудничество с которой выходит за рамки стандарта, принятого в ОДКБ, и Азербайджаном - региональной энергетической державой. С точки зрения России, низкая эффективность Минской группы ОБСЕ, в которой она является сопредседателем наряду с США и Францией - это преимущество, которое позволяет балансировать между ожиданиями обеих стран.

Российско-грузинский конфликт показал решимость России защищать статус-кво на Южном Кавказе. Теоретически Армения остается союзником России в рамках ОДКБ - на территории Армении дислоцирована 102 база российских Вооруженных сил и в случае возникновения конфликта между Арменией и Азербайджаном, Россия должна выступить на стороне Армении. Однако слова Генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи о том, что войска Организации не будут использованы против какой-либо страны СНГ, вызывает законную озабоченность армянской стороны относительно обязательного характера российских союзнических обязательств. Несомненно, это было одной из причин, склоняющих Армению к нормализации отношений с Турцией. Азербайджан ответил на это готовностью укрепить энергетическое сотрудничество с Россией, что может иметь неблагоприятные последствия для планируемого газопровода NABUCCO.

Кажется, что попытки придать динамику процессу переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, предпринятые Россией осенью 2008 года (по инициативе Дмитрия Медведева 2 ноября 2008 года президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев подписали декларацию об урегулировании карабахского конфликта) имели пропагандистский характер, а фактической их целью является удержание выгодного России статуса-кво.

Угроза возобновления военных действий в Нагорном Карабахе сегодня является маловероятной. Азербайджан удерживает от этого не только пример южноосетинского конфликта и относительный баланс военного потенциала обеих сторон, что исключает блицкриг, но и опасение потерять позиции надежного поставщика энергетического сырья.

Одновременно невелики шансы мирного разрешения конфликта. Ключевым пунктом в споре остается статус Нагорного Карабаха. Насколько Армения и НКР, ссылаясь на право наций на самоопределение, требуют признания независимости Карабаха, настолько Азербайджан, защищая основы территориальной целостности государства, считает Карабах своей неотъемлемой частью и соглашается исключительно на придание ему статуса широкой автономии.

Соглашение требует компромисса и взаимных уступок, на которые ни Азербайджан, ни власти Армении не готовы. В обеих странах прогрессирует авторитаризм политического режима. Уступки в вопросе Карабаха могли бы в еще большей степени лишить принимающий подобное решение режим общественной легитимации. С другой стороны, продолжение состояния между миром и войной дает обоим правительствам возможность ограничивать демократические свободы и преследовать оппозицию под предлогом борьбы с внутренним врагом.

Россию, похоже полностью удовлетворяет статус-кво. Армения остаётся (пока не знаем, как будет протекать процесс ратификации армяно-турецких протоколов, что может в корне изменить положение Армении в регионе) государством, полностью зависящим от нее с экономической, политической и военной точки зрения. Азербайджан в результате нерешенного карабахского конфликта остаётся политически нестабильной страной с сильными реваншистскими настроениями в обществе, неурегулированными отношениями с соседним государством и растущей милитаризаций расходов государственного бюджета.

Это ограничивает его привлекательность как стабильной транзитной страны при проектировании транспортных путей энергетического сырья в обход России. Россия же будет продолжать свою политику маневрирования между ожиданиями Армении и Азербайджана, одновременно стараясь не допустить их чрезмерного сближения с западными структурами.