Чебоксарские депутаты приняли стратегию, за которую сами бы не заплатили

Чебоксары, 27 октября 2009, 21:15 — REGNUM  Сегодня, 27 октября, чебоксарские депутаты одобрили стратегию развития столицы Чувашии на период до 2020 года с учётом перспективы развития Чебоксарской агломерации. Из 33 присутствовавших депутатов четыре народных избранника проголосовали против, один воздержался, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости. При этом по завершении прений предложение одного из депутатов отправить стратегию на доработку в ходе голосования поддержали пятеро, воздержались трое. Отметим, что обсуждение проходило бурно, с участием самого широкого круга депутатов, что бывает не так часто.

Представлявший проект стратегии заместитель главы Чебоксар Павел Данилов подчеркнул, что сделан большой шаг в формировании нового образа мыслей и действий, обратив внимание депутатов на два "наиболее жизнеспособных для реализации сценария". Первый из них основан на активном привлечении крупных и средних инвесторов в промышленный и агропромышленный секторы. Второй сценарий, предлагаемый как "базовый и наиболее перспективный", предполагает максимальное использование возможностей человеческого потенциала. Сформировано и восемь основных направлений: развитие благоприятной для работы жизненной среды, промышленного потенциала, конкурентоспособного агропромышленного комплекса, туризма, социальной сферы, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также рынка жилья.

По словам Данилова, в рамках реализации политики реформирования городской среды в первую очередь нужно направить усилия на формирование четырёх локальных подцентров: пассажирского транспортного узла на базе железнодорожного вокзала, территорий вблизи МТВ-центра и концертного зала "Олимп", микрорайона по улице Б.Хмельницкого. Особое внимание было уделено развитию транспортной инфраструктуры, на что до 2020 года планируется направить около 12 млрд рублей, и развитию системы образования с затратами 4,16 млрд рублей. Замглавы, в частности, подчеркнул, что одним из ключевых проектов развития системы высшего профессионального образования является создание университетского кампуса, "который позволит более активно внедрять как новые образовательные технологии, так и создавать на новом месте комплексную студенческую среду с объектами образовательного сектора". А позитивные изменения в производственной сфере Чебоксарской агломерации, по прогнозам, позволят существенно сблизить уровень дохода населения вне зависимости от места проживания: предполагается, что к 2020 году заработная плата в сельских районах достигнет 30 тыс. рублей.

Павел Данилов сообщил депутатам, что работа по разработке стратегии ещё не сдана, "акт приёма стратегии не подписан". По его словам, на сегодняшний день разработчикам проплачено порядка 40% (около 2,5 млн рублей) от стоимости контракта. Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, в августе 2008 года город Чебоксары заключил муниципальный контракт на разработку проекта стратегии развития Чебоксар с ООО "Институт "Ленгипрогор" (г.Санкт-Петербург).

В ходе обсуждения двое депутатов призвали с трибуны не поддерживать представленную стратегию. Особенно категоричен был председатель комиссии по бюджету горсобрания и бизнесмен Юрий Филиппов, который напомнил коллегами кадр из советского фильма, где американец продавал жителям Чукотки музыкальные инструменты: при продаже стоял граммофон и играла красивая музыка. "Когда чукча приходил в свой чум, никакой музыки, естественно, не было, сколько бы он ни крутил трубу. Я считаю, что мы приобрели очень дорого просто трубу. И музыки мы от этой стратегии долго не услышим", - высказал мнение депутат, подчеркнув, что ранее на заседаниях решения по стратегии не принимались, и это исключительно муниципальный контракт, за который должна нести ответственность только горадминистрация.

Особое недоумение депутата вызвало и то, что "всю полноту финансовой нагрузки за эту агломерацию" несёт город Чебоксары: "Наверное, нужно затраты разделить среди всех заинтересованных сторон". И в продолжение финансовой стороны вопроса даже поинтересовался у коллег, кто из них "предлагаемую стратегию мог бы применить у себя в организации и заплатил за неё хотя бы копейку". "Лес рук. Я так и ожидал ", - ещё увереннее прокомментировал Юрий Филиппов отсутствие желающих расставаться с деньгами "за стратегию" и предложил принять предложенную стратегию "к сведению" и "этим ограничиться".

Публично поддержал коллегу только Владислав Солдатов, высказав мнение, что "принятие каких-нибудь программ на долгосрочные времена обычно плохо заканчивается" и в качестве примера привёл политическую "долгостройку" - коммунизм. "Контрпример" озвучила председатель комиссии по социальному развитию и экологии Ирина Клементьева, отметив, что Европа сегодня "также объединяет свои усилия и стратегические задачи развития, но при этом не объединяет территории". При этом депутат даже напомнила о важном для всех заседающих событии: "Несмотря на то, что документ является неким планом, он не должен содержать директивы администрации с подробным изложением заданий, сроков, исполнителей и ресурсов. Тем более, что в 2010 году у нас придёт новый депутатский корпус в городе Чебоксары, и уже они будут принимать решение, но у них уже будет принятый план о стратегии развития на период до 2020 года".

Депутат Владимир Иванов назвал разработанный проект стратегии "разносторонним и добротным трудом", "объективно отражающим существующее положение дел во всех сферах жизни" и разработанным на основании тенденций и вызовов, "которые мы сейчас наблюдаем". Это, в частности, рост конкуренции между регионами, создание благоприятного климата для предпринимателей, изменение структуры занятости. В частности, говоря о рынке труда, депутат отметил, что на промышленных предприятиях с ростом использования современных технологий и ужесточения конкуренции станет меньше рабочих. "Безусловно, возникнет избыток рабочих рук на территории. Но избыток - это не минус, это - большой плюс: благодаря этим рабочим кадрам, которые будут свободны, можно будет привлекать новые предприятия, новые организации, которые будут заинтересованы развивать здесь свои производственные площадки", - воодушевленно размышлял депутат, подчеркнув, что "роль зазывалы" в привлечении инвесторов нужно передать администрации.

Депутат Александр Андреев, с сожалением отметив, что "ничего совершенного в этом мире нет", большим плюсом назвал "создание стратегического мышления" в условиях кризиса. "Мы всегда очень много заговариваем, надо вовремя всё начинать и ставить точку. Обсудили год - достаточно. Все, кто хотел, высказался, дальше надо начинать работать", - сказал Андреев.

Глава Минэкономразвития Чувашии Иван Моторин назвал документ нужным, своевременным и хорошо проработанным и, по его мнению, главный плюс - "сбалансированный ориентир целей". "Здесь был высказан ряд критических нот о том, что он сырой, его надо дорабатывать. Я скажу о любой стратегии, которая принята в любом субъекте: в любой документ будут вноситься изменения, потому что это живой организм, с которым нужно жить, который нужно поддерживать, актуализировать, - сказал министр - Это нормальная работа. Я рад, что город Чебоксары взял на себя бремя, то есть проявил инициативу, подтянул другие муниципальные образования, которым нужны хорошие ориентиры. Как старший брат для других муниципальных образований Чебоксары показали, как нужно работать вместе, с чего нужно начинать".

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, разработкой проекта создания Чебоксарской агломерации стали заниматься в 2008 году, она включает города Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарский, Моргаушский, Марпосадский и Цивильский районы. Её общая площадь - 3801 кв. км (20,7% от общей площади Чувашии) с населением более 739,8 тыс. человек. Плотность - 194,6 человека на 1 кв. км - это почти в 2,8 раза выше плотности по республике. 17 марта 2009 года в столице Чувашии подписано соглашение о сотрудничестве между Чебоксарским и Новочебоксарским городскими собраниями депутатов, которое стало ещё одним шагом в процессе объединения городов и развития Чебоксарской агломерации, транслировали депутаты. 20 октября 2009 года в столице Чувашии состоялось заседание Совета по стратегическому развитию города с учётом перспективы развития Чебоксарской агломерации. Представлявший проект агломерационной стратегии заместитель директора института "Ленгипрогор" Антон Финогенов тогда отметил, что цель стратегии - "создание высокоорганизованной социально-экономической и территориальной системы, привлекательной для жизни населения". При этом также предполагается "выгодное встраивание данной агломерации в финансовые, миграционные потоки" России и Приволжского федерального округа. По его словам, "уникальная географическая ситуация", наличие потенциала для развития туризма, "более-менее сформированный рынок труда" в Чебоксарах, Новочебоксарске и Чебоксарском районе (в отношении других муниципалитетов "этот тезис неверный") и единый рынок потребления делают эту площадку привлекательной. По мнению эксперта, препятствует агломерационным процессам отсутствие единого рынка жилья, дублирование в муниципалитетах сельскохозяйственной специализации, большая диспропорция в качестве рабочих мест и уровне оплаты труда. Также особо был выделен демографический фактор: "Демографический потенциал сельских районов как самой агломерации, так и практически всей Чувашии практически исчерпан. Через 5-7 лет Чувашия, как и Российская Федерация, войдёт в другой режим воспроизводства населения. Это очень важное ограничение, которое надо прогнозировать".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.