Казахстан планирует экспортировать своё зерно через Рижский порт. Для этого казахстанские бизнесмены готовы создать ещё один зерновой терминал в Латвии. Об этом сообщила сегодня газета РЖД "Гудок". Согласно изданию, консул Казахстана в Риге Аскар Махмудов заявил, что предприниматели из его страны готовы отправлять свою продукцию через Рижский порт. Заместитель председателя Рижской думы, председатель правления Рижского свободного порта Айвар Шлесерс ответил, что порт заинтересован в привлечении казахстанских грузов. Там планируется построить ряд новых терминалов - для химических грузов, автомобилей, контейнерный и зерновой. Создание мощностей по перевалке зерна актуально для Казахстана: в этом году в стране было около 20 млн тонн зерна, из которых на экспорт идут не менее 6 млн тонн.

"Конечно, нам интересен Казахстан", - согласилась директор по внешним связям Рижского порта Аните Лейшкалне. - Но решения о развитии портовых мощностей могут быть приняты не ранее чем через месяц, пока же проекты по развитию сотрудничества с Казахстаном находятся "на уровне разговоров".

Между тем ещё в начале октября, как сообщал "Гудок", в Министерстве сельского хозяйства Казахстана заявляли, что отправка зерна через черноморско-балтийское направление невыгодна. Из-за низких мировых цен казахстанское зерно не может конкурировать с российским и украинским. Как сообщил руководитель аналитической службы ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский, закупочные цены на зерно успели измениться в пользу Казахстана. Так, пшеница третьего класса при отгрузке через Рижский порт стала стоить до $200 за тонну на условиях FOB (доставка до порта и загрузка на судно за счёт продавца) без учёта возмещения НДС. Рыночная цена в Причерноморском регионе - около $190 за тонну. Цены на зерно при доставке на условиях DAF (до российской границы за счёт продавца, далее - за счёт покупателя) упали за месяц со $150 до $ 105 за тонну.

Таким образом, отгрузка зерна через прибалтийские порты снова становится теоретически выгодной. Правда, пшеница третьего класса сейчас пользуется слабым спросом на мировом рынке. Исполнительный директор Зернового союза Казахстана Мухаммеджан Дуйсебаев выразил недоумение по поводу планов казахстанских предпринимателей инвестировать в Рижский порт. Он напомнил, что казахстанские зерновики могут вывозить свою продукцию через Вентспилский зерновой терминал, который на 50% принадлежит Казахстану.