Рабочая группа по подготовке законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" представила профильному комитету Государственной думы РФ ряд поправок. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 22 октября руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко ("Единая Россия") рассказал об основных новеллах документа.

Во-первых, уточнен понятийный аппарат: дополнены определения оптовой и розничной торговли, определение понятия "торговая сеть", добавлены определения комиссионной торговли и услуг розничной торговли.

Во-вторых, добавлена статья о принципах торговой деятельности. Принципами торговой деятельности названы единство экономического пространства, равенство прав участников торговой деятельности, обеспечение баланса экономических интересов лиц, осуществляющих торговую деятельность, баланса частных и общественных интересов; обеспечение условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли; защита конкуренции; содействие развитию торговли, участие союзов (ассоциаций) лиц, осуществляющих торговую деятельность, в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли.

В-третьих, расширены полномочия правительства РФ. Правительству предоставляется право устанавливать упрощенный порядок доступа в торговые сети сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводами, огородниками, животноводами. Данная поправка, отметил Голушко, это попытка решить вопрос доступа к прилавкам супермаркетов продукции, выращенной и переработанной отечественными фермерами. Магазинам при этом предлагается резервировать часть торговых площадей и долю ассортимента товаров, произведенных субъектами малого и среднего бизнеса и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

В обязанности правительства, сообщил Голушко, также добавили утверждение единой формы торгового реестра для субъектов Российской Федерации и методики расчета общего объема реализованных или приобретенных продовольственных товаров.

Кроме того, правительству предоставляется право в исключительных случаях устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Эта мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта/субъектов РФ рост розничных цен на указанные товары составил 50 и более процентов. "Эта поправка сохраняет для сторон свободу договора, гарантированную Гражданским кодексом. Но государство сможет использовать эту норму там, где произошел взлет цен, спровоцированный недобросовестной практикой, стихийным бедствием или другими форс-мажорными обстоятельствами", - считает Голушко.

В-четвертых, еще одним нововведением является обязанность сторон предоставлять информацию об основных условиях договора на сайте в Интернете или при отсутствии сайта непосредственно по запросу. Магазинам вменено в обязанность обеспечивать доступ к сведениям в 10-дневный срок и безвозмездно, поставщики в свою очередь аналогичным путем должны информировать о качестве (сертификации) товаров, принципах формирования наценок (скидок) также бесплатно, в срок, оговоренный сторонами.

В-пятых, в документе предусмотрена возможность получения торговой сетью (магазином) премии за объем проданных товаров, включенной в цену договора поставки продовольственных товаров, но размер вознаграждения подлежит согласованию сторонами при заключении договора и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Включение в цену иных видов вознаграждения не допускается.

В-шестых, в законопроекте четко прописаны те случаи, когда товар может продаваться по цене ниже закупочной. Ниже цены, указанной в договоре, продавать товары можно в том случае, если истекло более 80% срока годности продовольственного товара, если торговый объект прекращает свою деятельность или его деятельность приостановлена на срок, превышающий срок годности соответствующего товара. Естественно, подчеркнул Голушко, это не относится к товарам, продающимся под товарным знаком, право на использование которого, принадлежит самому хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность.

В-седьмых, внесены изменения, касающиеся предельных сроков оплаты за поставленный товар. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее 14 календарных дней со дня приемки. Если же срок годности превышает 10 дней - оплата должна быть произведена в срок не позднее 45 календарных дней. Принято решение заменить рабочие дни, представленные в первоначальном варианте, на календарные, чтобы избежать разночтений и непониманий. У торговой сети - семь рабочих дней в неделю, у банка - пять, у производителя может быть, например, шесть.

К алкогольной продукции требования по срокам оплаты решено не относить, условия оплаты, как и до сих пор, будут регулироваться договором между сторонами. Отдельно прописаны те случаи, когда последний день отсрочки платежа, приходится на выходной или нерабочий праздничный день. В такой ситуации - обязанность по оплате товара должна быть исполнена не позднее первого следующего за ним рабочего дня.

Право собственности на продовольственные товары, приобретаемые по договорам поставки, и связанные с этим имущественные риски утраты (случайной гибели) товаров переходит к покупателю с момента надлежащим образом документально оформленной передачи (вручения) товаров. Эта поправка удовлетворяет требования поставщиков и производителей.

Следующее поправка касается увеличения в схеме размещения нестационарных торговых объектов с 50 до 70% от общего количества мест для размещения объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Голушко полагает, что эта мера позволит уменьшить административные барьеры для входа на рынок малых и средних предпринимателей, избавит субъектов данного бизнеса от чрезмерного и зачастую субъективного влияния местных властей. На уменьшение административного давления направлено и предложение исключить статью о требованиях к организации и осуществлению торговли с использованием нестационарных объектов. Статья предполагала, что помимо целевого конкурса на земельный участок, предпринимателю необходимо пройти еще один конкурс на размещение и использование нестационарного торгового объекта.

Также в законопроект внесено изменение, запрещающее понуждение к участию в региональных процедурах добровольной сертификации товаров, осуществляемых государственными и муниципальными учреждениями или предприятиями (в том числе путем навязывания заключения договора возмездного оказания соответствующих услуг).

Голушко считает принципиально важным добавление в статью об организации ярмарок положений о том, что ярмарки могут организовывать не только органы местного самоуправления, как это было в первоначальном варианте, но и органы исполнительной власти субъектов, и просто хозяйствующие субъекты. Порядок организации ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Дополнен список условий, которые запрещено навязывать контрагенту.

Закон вступает в силу с 1 января 2010 года. Хозяйствующим субъектам дается полгода на приведение в соответствие с требованиями закона договоров поставки, заключенных ими до вступления закона в силу. Вступление в силу статьи, ограничивающей действия по приобретению новых торговых объектов отложено до 1 января 2011 года, сказал Голушко.