8-11 октября 2009 года впервые за годы существования Программы по безопасности Черноморского бассейна Гарвардского университета (США) ее годичная научно-практическая конференция состоялась в Москве. По мнению участников данный факт отражает наметившуюся "перезагрузку" в отношениях между Россией и США. ИА REGNUM Новости представляет читателю научный доклад на Научно-практической конференции Гарвардскго университета по проблемам Черноморской безопасности Начальника Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении Гайка Котанджяна, доктора политических наук, генерал-майора, научного эксперта по контртерроризму (Национальный Университет Обороны США), действительного члена Российской Академии военных наук.

"Уважаемые генерал Ольстрём и доктор Коноплёв,

Уважаемые московские хозяева Форума,

Уважаемые Коллеги,

Позвольте выразить удовлетворение фактом успешной передачи эстафеты нашего авторитетного Гарвардского семинара из Еревана в Москву и приветствовать его уважаемых организаторов и участников.

И это не только символично, но и важно по своей политической сути. Создание современной архитектуры международной безопасности трудно представить без выстраивания эффективного диалога и сотрудничества между Москвой и Вашингтоном. Последние развития в российско-американских отношениях открывают новые возможности для формирования гомогенного мирового, в первую очередь, европейского безопасностного пространства. (1) Важно то, что руководители обоих государств, выступая перед мировым сообществом, в качестве основы формирования современной системы международной безопасности рассматривают принцип исключения обеспечения безопасности одних субъектов за счет безопасности других. (2) И ныне в качестве основы новой системы международной безопасности предлагается рассматривать не "парадигму войны", а "парадигму мира".

Недавний Саммит Двадцатки в Питтсбурге, 64-ая сессия Генассамблеи ООН, Юбилейный Саммит НАТО в Страсбурге, московские переговоры президентов США и России в июле, саммит Большой восьмерки в Аквиле в значительной мере обновили представления об очертаниях региональных разделов глобальной безопасности, формируемой в условиях мирового системного финансово-экономического кризиса.

Регион Южного Кавказа непосредственно вовлечен в сферу стратегических интересов РФ, США, ЕС, ОБСЕ, НАТО и ОДКБ и соответственно чувствительно реагирует на изменения взаимоотношений между данными центрами силы.(3) Придание Америкой после прихода к власти Президента Барака Обамы большего значения "умной силе" в сфере международных отношений создает предпосылки для формирования более сбалансированной системы региональной безопасности на Южном Кавказе с вовлечением в нее региональных структурообразующих элементов и связей.

Поиску оптимальной архитектуры региональной безопасности на Южном Кавказе способствуют консультации вокруг перспектив регионального сотрудничества в рамках новой программы ЕС "Восточное партнерство". Новые возможности для укрепления региональной безопасности открылись инициативой Президента Армении по развертыванию без предварительных условий армяно-турецкого диалога вокруг возможностей установления дипломатических отношений между Арменией и Турцией, а также снятия Турцией блокады Армении. Вынесение проектов протоколов о нормализации турецко-армянских отношений на широкое общественное обсуждение как в Армении и Турции, так и в армянской Диаспоре нацелено на укрепление доверия между народами, а также укрепление мира и стабильности на Южном Кавказе. (4)

Сбалансированное участие Армении в различных организациях международной безопасности, ее внешнеполитические инициативы направлены на увеличение потенциала международной поддержки стабильности на Южном Кавказе, осуществляемое ООН, ОБСЕ с ее Минской группой, ОДКБ с помощью создания Коллективных Сил Оперативного Реагирования, НАТО посредством программы "Партнерство во имя мира", ЕС с его интеграционной программой "Восточное партнерство", форумами Организации Черноморского экономического сотрудничества, а также политико-дипломатическими усилиями России, США, Франции и самих региональных акторов.(5)

Особого внимания в контексте обеспечения безопасности на Южном Кавказе заслуживает подписание в ноябре 2008 г. по инициативе российского Президента Майндорфской декларации по Карабахскому урегулированию главами государств Армении, Азербайджана и России, а также совместное заявление президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в июле 2009 года относительно Мадридских принципов урегулирования Карабахского конфликта, в котором государства-посредники выражают свою поддержку лидерам Армении и Азербайджана на пути мирного разрешения Карабахской проблемы.(6)

Обнадеживающим фактором невозобновления войны в Карабахе, чреватой катастрофическим подрывом региональной безопасности, является согласие конфликтующих сторон с предложением Сопредседательства Минской группы по принятию в качестве базовых принципов урегулирования и разрешения Карабахского конфликта трех основоположений Устава ООН - "неприменение силы", "территориальная целостность" и "свободное самоопределение народов". На процесс поддержания мира на Южном Кавказе безусловно положительно влияет непрерывающийся диалог между главами государств Армении и Азербайджана, сопровождаемый поддержкой глав государств России, США и Франции, а также консультациями Сопредседательства Минской группы.(7)

Хотелось бы особо выделить необходимость достижения такого взаимоприемлемого согласия между сторонами, где основой примирения является обоюдное стремление к миру, а не "угроза войной". Система Мадридских принципов безусловно имеет положительные стороны, так как в ней отражены провозглашенные Сопредседательством Минской группы вышеназванные базовые принципы. В этом плане трудно переоценить вклад России, США и Франции в продвижение Минского процесса мирными средствами. Вместе с тем следует принять во внимание претензии специалистов, в том числе наших американских коллег, к оправданности некоторых особенностей внешней политики администрации Президента Джорджа Буша. В широком смысле, речь идет о доминировании в безопасностном мышлении бушевской администрации военного аспекта и соответственно предпочтении силовых инструментов в разрешении внешнеполитических проблем, (8) в том числе региональных международных конфликтов вокруг реализации права на свободное самоопределение, которые в соответствии с Первым Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 года идентифицируются как национально-освободительные и антиколониальные.(9)

К сожалению, данные претензии могут быть отнесены также к некоторым подходам к разрешению Карабахского конфликта. В случае с Мадридскими принципами вышеуказанная методологическая ошибочность бушевской администрации отражается в том, что в основе урегулирования и разрешения Карабахского конфликта положена "парадигма войны", а не "парадигма мира". Данный подход удерживает поиск мирного разрешения конфликта в контрпродуктивном формате "угрозы возобновления войны". В значительной мере этим можно объяснить то, что азербайджанская сторона в качестве "основного компромисса" представляет "готовность не возобновлять военные действия". Другими словами, в данном подходе к разрешению Карабахского конфликта, базирующемся на "парадигме войны", отсутствует механизм стимулирования Азербайджана к встречным равноценным компромиссам, нацеленным на реалистическое продвижение к прочному миру. Этим можно объяснить многократное превышение азербайджанской стороной потолков по наступательным вооружениям, установленным Договором ОВСЕ, а также открытую пропаганду интенсивной подготовки Вооруженных Сил Азербайджана к возобновлению войны не только во внутринациональной аудитории, но и с международных трибун.

Здесь уместно вспомнить более реалистическую позицию Президента Гейдара Алиева на переговорах весной 1994 года с армянской и нагорно-карабахской сторонами о заключении при посредничестве России перемирия по итогам войны, развязанной азербайджанским Президентом Аязом Муталибовым и лидером Народного Фронта Абульфазом Эльчибеем. Данная позиция со слов непосредственных участников переговоров в мае 1994 года заключалась в готовности признания Азербайджаном факта существования Нагорно-Карабахской Республики, созданной путем референдума в соответствии с действовавшим в 1991 году перестроечным законодательством СССР.(10) Таким образом признавалась легитимность выхода Нагорного Карабаха из состава Азербайджана вместе с Лачинским и Кельбаджарским районами, соединяющими Нагорно-Карабахскую Республику с Республикой Армения. Взамен - Президент Гейдар Алиев вел переговоры о возможности возвращения остальных территорий из зоны безопасности, созданной силами самообороны Нагорно-Карабахской Республики в результате отражения агрессии, развязанной против нового легитимного армянского государства прежним руководством Азербайджана. Таковой была суть консультаций в 1994 году вокруг взаимных компромиссов по коренному разрешению Карабахского конфликта и установлению прочного мира между армянским и азербайджанским народами.

Итак, на базе именно "парадигмы мира" власти Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха 15 лет назад воспринимали реалии, сформировавшиеся в Восточном Закавказье в соответствии с Законом СССР "О выходе союзной республики из состава СССР" и нормами международного права - в преддверии распада СССР и по итогам войны, развязанной Президентом Муталибовым против легально самоопределившегося Карабаха.

Команда Президента Барака Обамы дистанцируется от ориентированности безопасностной стратегии администрации Джорджа Буша на "жесткую безопасность" с преобладанием фактора военной силы. Оглашение новой администрацией США "умной силы" в качестве системообразующего и доминирующего параметра безопасностной политики создает предпосылки для пересмотра методологической основы процесса Карабахского урегулирования. В этих новых условиях переориентация Мадридских принципов, сформированных в значительной мере усилиями прошлой администрации США, с "парадигмы войны" на "парадигму мира" может стимулировать все три стороны конфликта на равноценные компромиссы в пользу установления прочного мира на Южном Кавказе.

Силы, пытающиеся разрешать региональные национально-освободительные конфликты путем возобновления колониальных войн,(11) со всей очевидностью должны вынести трезвые уроки из трагических итогов прошлогодней войны в Грузии. В связи с этим совместный поиск мирных путей и средств компромиссного разрешения Карабахской проблемы с соблюдением трех вышеотмеченных основополагающих принципов международного права, сформулированных в Уставе ООН и взятых на вооружение Минской группой ОБСЕ, приобретает стратегический калибр и может стать основой обеспечения стабильности и безопасности на Южном Кавказе.(12)

Важным подспорьем для разрешения Карабахского конфликта является непрерывающийся диалог между главами Армении и Азербайджана Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым в контексте установления в регионе атмосферы взаимного понимания и доверия. Налаживанием продуктивного диалога между США и Россией, Президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым на основе "парадигмы мира" и принципа "умной силы" открывается уникальная возможность для стран Южного Кавказа привнести свой вклад в строительство сбалансированной региональной безопасности, создавая предпосылки для достижения прочного гарантированного мира посредством равноценных взаимных компромиссов, а также программ регионального и трансрегионального сотрудничества.

Источники

1. Доктор политических наук, генерал-майор ГАЙК КОТАНДЖЯН "ИСХОДЯ ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ". Голос Армении. 18 октября 2008. (http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=36617&Itemid=41);

Dr. MG Hayk Kotanjian of Armenia named Marshall Center Graduate of the Month for May 2008. (http://www.marshallcenter.org/site-graphic/lang-en/page-alum-news-1/xdocs/alum/news-newsbrief/08-18.htm);

2. Выступление Президента России Д.А.Медведева на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 23 сентября 2009 года. (http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/E2B8C97B2C9E5D43C325763B0022E081);

REMARKS BY THE PRESIDENT TO THE UNITED NATIONS GENERAL ASSEMBLY. THE WHITE HOUSE. September 23, 2009. (www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-by-the-President-to-the-United-Nations-General-Assembly);

3. Dr. Ceslav Ciobanu (VSU Eminent Scholar, Associate Professor of Economics, Ambassador (ret.), Senior Research Scholar, Center for Security and Science). Political Economy of "Frozen Conflicts" in ex-Soviet States: Challenges and Prospects for the U.S. and Russia. Virginia State University International Conference, April, 2007 (pdc.ceu.hu/archive/00003276/01/political_economy.pdf);

4. Protocols between the Republic of Armenia and the Republic of Turkey. August 31, 2009. http://www.mfa.am/pr_09/20090831_protocol.pdf);

Readout on Azerbaijan, Armenia and Turkey Meetings. Philip H. Gordon Assistant Secretary, Bureau of European and Eurasian Affairs, New York City September 28, 2009. (www.state.gov/p/eur/rls/rm/2009/129940.htm)

5. Speech by President of the Republic of Armenia H.E. Mr. Serzh Sargsyan at the 45th Munich Security Conference. 07.02.2009 (http://president.am/events/statements/eng/?pn=3&id=30);

Dr. Hayk Kotanjian. "GUDELINES ON DEVELOPING ARMENIAN NATIONAL SECURITY STRATEGY IN THE CONEXT OF REGIONAL SECURITY ARCHITECTURE OF THE SOUTH CAUCASUS". Monograph, SNSEE-INSS-NSOOC, NDU, USA. Washington-Yerevan, 2004-2005;

Владимир Кузьмин, Михаил Фалалеев, Юрий Гаврилов. "Сумма сил. Вчера ОДКБ создала коллективные силы оперативного реагирования". "Российская газета", Центральный выпуск № 4842 от 05.02.2009 г (http://www.rg.ru/2009/02/05/armiya.html).;

6. Joint Statement on the Nagorno-Karabakh Conflict by U.S. President Obama, Russian President Medvedev, and French President Sarkozy at the L'Aquila Summit of the Eight, (July 10, 2009. http://www.osce.org/item/38731.html);

Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации. 02.11.2008 г., Московская область, замок Майендорф. Официальный сайт Президента России (http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/11/208670.shtml);

"Сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили главе МИД Армении результаты проведенных в Баку и Степанакерте встреч". Агенство международной информации "Новости-Армения", 02.03.2009 (http://www.newsarmenia.ru/arm1/20090302/42034520.html);

7. "Минская группа ОБСЕ осудила нарушение режима прекращения огня в Карабахе". ИА REGNUM, 05.03.2009 (http://www.regnum.ru/news/1133901.html);

"Statement of the Co-Chairs of the OSCE Minsk Group: There is no military solution to the Nagorno-Karabakh conflict". REGNUM, 19.02.2009 (http://www.regnum.ru/english/1127568.html); "Военного решения нагорно-карабахского конфликта не существует: заявление сопредседателей МГ ОБСЕ". ИА REGNUM, 19.02.2009 (http://www.regnum.ru/news/1127568.html).

Андрей Сафонов. Как разморозить конфликты?. Новая Газета Онлайн Приднестровье. 04.06.2008 (http://novaiagazeta.org.ru/index.php?newsid=259); 8. "Олбрайт критикует внешнюю политику администрации Буша". 21.08.2003. РИА "Новости" http://www.rian.ru/politics/20030821/422798.html;

Анализ внешней политики Буша-младшего ("United Press International", США). 11 ноября 2004. ИноСМИ.Ru. (http://www.inosmi.ru/translation/214565.html);

Обама и Байден призвали покончить с провальной внешней политикой Буша. 24.08.2008. РИА "Новости". http://rian.ru/world/20080824/150624379.html;

Картер: "Команда Буша - худшая за всю историю". 21.05.2007. мультипортал KM.RU. http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=96F21455E1D64D36918EDEF05C8F30C1;

"Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на двадцать восьмой сессии", т.1 (18 сентября-18 декабря 1973.), Нью-Йорк, 1974, с. 184;

9. Protocol Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and relating to the Protection of Victims of International Armed Conflicts (Protocol I), 8 June 1977, Part I, Art. I, Point 4;

10. Г. Хачатрян, Г. Казарян, С. Маргарян "Победы-какими они были: Позывной 44" (арм. яз.), "Армянская энциклопедия", Ереван, 2008;

11. DR Hayk Kotanjian. Azerbaijan: Anti-Democratism and Colonialism. A glance at the perspective of Regional Security after Kosovo. REGNUM News Agency, 12.02.2008 (the text disseminated by the Information Resource Center, Public Affairs Section, U. S. Embassy Yerevan);

12. Dr. Hayk Kotanjian."Referendum As A Gesture Of A Good Will": Peace And War Scenarios For Karabakh". http://www.harvard-bssp.org/bssp/news;