Президент Белоруссии Александр Лукашенко 20 октября подписал пакет документов о присоединении к Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Ранее, когда в июне этого года соглашение о формировании частей КСОР подписали все государства ОДКБ, Белоруссия отказалась это сделать из-за "молочной войны" с Россией. В интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости ситуацию вокруг КСОР прокомментировал независимый политолог Игорь Джадан.

Здесь нужно разделять два момента - момент, связанный с функционированием КСОР ОДКБ и то, что касается отношений России и Белоруссии. Лукашенко использует и будет использовать рычаги давления на Россию для решения каких-либо частных вопросов белорусско-российских отношений. У него не такой большой набор инструментов, чтобы пренебрегать таким средством, как участие Белоруссии в военной структуре ОДКБ. Вторая сторона вопроса заключатся в том, действительно ли КСОР будет реальным инструментом, присутствие которого в Центральной Азии повлечёт за собой какие-либо последствия для региональной безопасности. Например, насколько эти силы способны решить проблемы наркотрафика, караванов с наркосырьём из Афганистана и террористического подполья, которое там активно действует? Думаю, что в отношении проблемы наркотрафика и терроризма КСОР не будет играть слишком уж значительную роль. Для этого имеются другие инструменты, в частности, сотрудничество по линии приграничных служб. Операции по перехвату караванов проводятся, и там присутствуют наблюдатели из США, о чём несколько дней назад заявил Сергей Лавров. Работа здесь, скорее, будет вестись по линии взаимодействия ФСБ и соответствующих органов центральноазиатских республик.

Речь идёт также о том, что линия, через которую террористы просачиваются в обоих направлениях, будет перекрываться ФСБ, спецслужбами центральноазиатских стран, а также соответствующими органами Пакистана и США. Сейчас в Пакистане проводится операция, в ходе которой вооружённые силы этой страны действуют против террористического подполья "Талибана". И частью военной структуры "Талибана" в этом районе является группа боевиков из Узбекистана, о чём неоднократно сообщалось в пакистанской печати. Таким образом, проникновение террористов идёт в обоих направлениях, и силы КСОР также очень мало замешаны в происходящем.

А вот на что действительно может повлиять КСОР, так это на политическое укрепление режимов стран Центральной Азии. Присутствие ударного кулака придаёт этим режимам легитимность, ощущение того, что они движутся в верном направлении, и что Россия действительно может и хочет в случае необходимости оказать им помощь. В частности, речь идёт об угрозе террористического восстания, пограничных конфликтов. Кроме этого, нужно продемонстрировать Китаю, что Россия продолжает играть ведущую роль в Центральной Азии, что очень важно для Москвы.