Политолог из Южной Осетии Андрей Битаров дал интервью ИА REGNUM Новости, в котором ответил на вопросы о новых параметрах югоосетинской государственности.

ИА REGNUM Новости: В последнее время Южная Осетия стала исчезать из передовиц ведущих российских информационных агентств. Явно ощущается, что уровень стабильности и безопасности в республике, после признания ее со стороны России, вырос в разы. Однако, вместе с этим появилось новая информационная тема - проблемы внутриполитического, экономического и социального характера с которыми приходится сталкиваться руководству республики. Как Вы можете прокомментировать этот процесс?

В свое время многие европейские эксперты, занимающиеся кавказской проблематикой, говорили о том, что сам факт урегулирования трех вооруженных конфликтов на Южном Кавказе, вне зависимости от того, как они будут урегулированы и в чью пользу, автоматически повысит уровень региональной безопасности.

Нужно признать, что они оказались правы. Признание Южной Осетии и Абхазии объективно стабилизировало регион. Понятно, что не до конца, поскольку Россия, ЕС, США, да еще и Турция и Иран, в придачу, не очертили чётко границы, размеры и параметры зон своего влияния. Более того, именно сейчас по этому вопросу идет серьезное противостояние, которое пока ослаблено мировым финансовым кризисом, приходом в США к власти новой администрации, и переносом всей тяжести глобальной политики гегемона на Афганистан, Пакистан и Среднюю Азию.

Также понятно, что Москве надо политическими и экономическими средствами развивать свой военно-политический успех. Ведь никто не говорит, что в Вашингтоне и Брюсселе откажутся от своих планов. Отнюдь. Европа и Америка, судя по всему, намерены и дальше расширять и углублять свое присутствие на Южном Кавказе, как чисто политическое, так и военное. Однако, перманентная угроза возникновения двух локальных войн в непосредственной близости от границ России нейтрализована.

Это, естественно, изменило жизнь двух республик, изменило характер целого ряда внутренних политических и социальных процессов, а также поставило перед официальным Цхинвалом новые цели и задачи. Южной Осетии победа далась тяжелой ценой. Она потребовала напряжения всех сил нашего народа. Давайте говорить честно, с одной стороны, мы встретили признание духовно не сломленными, с честью выдержав все испытания, но с другой, мы вошли в признание с полностью уничтоженной инфраструктурой, политическими институтами, заточенными под обеспечение безопасности, а не развития, с большим социальным расслоением, с классическим конфликтом интересов и ценностей представителей власти и общества.

Это только то, что на поверхности. А были еще вопросы, связанные с коррупцией, некомпетентностью кадров, внутренними "разборками" между различными осетинскими и московскими кланами. В общем, мы сейчас в психологическом плане выжаты как губка, практически до предела. Естественно, что после устранения внешней угрозы, все эти проблемы должны были всплыть и актуализироваться. Что, собственно, и произошло.

В этом плане смена информационных тем и поводов дело абсолютное нормальное. Южная Осетия возвращается, худо-бедно, к мирной, нормальной жизни. А мирная жизнь, в свою очередь, не только не исключает политическую борьбу, но она ее подразумевает. Что мы сейчас с вами и наблюдаем: идет активизация различных элитных и протоэлитных группировок, их оформление в политические силы, расширяется и видоизменяется политическое поле республики, формируются новые правила игры. Даже предпринимаются попытки сформулировать и выдвинуть национальную идеологию! В югоосетинскую политику, которая становится весьма привлекательным делом, пытаются войти новые и вернуться старые кадры. То есть с точки зрения политологии у нас все нормально.

ИА REGNUM Новости: Что Вы имеете в виду? Как мы помним во время выборов в Парламент РЮО оппозиция обвинила власти республики в различных нарушениях действующего законодательства, были даже обвинения в захвате целых партий. Сейчас оппозиция говорит о неэффективности власти, ее неспособности решать стоящие перед республикой задачи.

Хороший многоплановый вопрос, который содержит в себе такой же многоплановый ответ. Во-первых, с точки зрения стратегии и реальной политики противник бывает сильным только настолько, насколько ты ему это позволяешь. Это по поводу каких-либо обвинений в адрес кого-либо вообще. Если можешь - победи, если не можешь - проиграй с честью, а обзываться это удел слабых, эту аксиому знает каждый цхинвальский мальчишка.

Во-вторых, оппозиция не могла никого обвинить, по той простой причине, что в Южной Осетии, к большому сожалению, нет оппозиции. Нет нормальной конструктивной оппозиции, которая должна быть в странах с представительской демократией. То, что у нас есть, называется по-другому. У нас есть несколько элитных и протоэлитных группировок, за многими из которых тянется криминальный или коррупционный шлейф, которые конкурируют между собой и руководством РЮО в борьбе за доступ к властному ресурсу. В борьбе с Президентом и Правительством РЮО они используют исключительно технологии черного пиара, а вербовку своих сторонников осуществляют не на основе общности политических взглядов и убеждений, а на основе наличия личных счетов и обид.

В той ситуации, насколько я понимаю, лидеры нескольких объединившихся группировок на поверку оказались слабее, чем власть. Ничего из ряда вон выходящего не произошло, просто следующий раз им надо лучше готовиться и научиться более грамотно распоряжаться своими информационными, финансовыми и людскими ресурсами. Заплатить лидеру партии и нанятому пиар-технологу может каждый, у кого есть серьезные деньги, а вот организовать работу с электоратом, создать политическую силу, пользующуюся доверием общества, и способную работать на благо общества - это долгий и кропотливый труд, требующий интеллектуальных усилий и неординарных организаторских способностей.

В-третьих, не надо, конечно, идеализировать нашу власть, с ее достаточно серьезными ошибками, недостатками и недоработками, но героизировать ее оппонентов тоже не стоит. Как известно бинарными оппозициями оперирует первобытное, в прямом или переносном смысле этого слова, мышление. Действия Альберта Джуссоева и группы его сторонников, не являются ни "гласом народным" и тем более ни "истиной в последней инстанции". По моему мнению, это все больше напоминает попытку рейдерского захвата власти, обставленную соответствующими "оранжевыми" технологиями.

По сути, как видится из Цхинвала, команда Джуссоева пытается найти решение только одной задачи: как прийти к власти в РЮО не в соответствии с законом, а в обход его. Как использовать в качестве источника легитимности своих претензий на власть, не народ Южной Осетии, а внешнюю силу. Конечно, никто не спорит, что поддержка Москвы, например, помогла в 2001 году Эдуарду Кокойты победить во втором туре президентских выборов. Но надежды А. Джуссоева на то, что именно поддержка извне станет ключом к должности Президента РЮО, унижает как народ Южной Осетии, так и высшую политическую власть России. Лично мне кажется, что Джуссоев и компания этого не понимают. Думается, однако, что этот момент очень хорошо понимает официальная Москва, которая знает настроения простого Цхинвала.

В-четвертых, по поводу эффективности. Безусловно, это очень важная и очень больная тема. Причем больная тема не только для Южной Осетии, но для всей Осетии вообще. Как ни странно, для сторонников Джуссоева эффективность политического руководства РЮО измеряется исключительно способностью грамотно организовать хозяйственную и экономическую деятельность. Понятно когда об этом говорит сам А.Джуссоев: он строитель, бизнесмен, говорят, неплохой менеджер, но он никогда не был в политике и не знает, что это такое, ведь эффективность руководства производством и эффективность руководства политическим процессом понятия не совсем идентичные. Но когда об эффективной хозяйственной деятельности как основе эффективного политического менеджмента в условиях глобальной постнеклассической реальности говорят такие люди, как Анатолий Чехоев, то закрадывается смутно подозрение, что здесь что-то не так.

Ну, в самом деле, ведь не могут члены Совета Федерации, пусть даже экс-сенаторы, не знать, что эффективность власти, эффективность управления политической системой зависит не от экономики, а от того, насколько власть учитывает в своей деятельности жизненно важные интересы личности, общества и государства в различных сферах, в том числе и экономической, и насколько она умеет проводить политику баланса этих интересов. Помимо этого, эффективность власти это еще и способность формировать на основе общих базовых духовных ценностей идентичность и идеологию. Насколько успешно власть может формулировать общую картину мира, приемлемую для большинства социальных групп и индивидов, настолько больше у власти доверия и легитимного права для осуществления своих полномочий.

Очевидно, что сегодня наша проблема, в первую очередь, заключается в том, что интересы личности и общества не во всем совпадают с интересами государства. Но они и не противоположны, как это пытаются представить некоторые эксперты, а разнонаправлены. И эффективной будет та власть, которая приведет их к единому вектору, подчинит единой цели. Другая проблема заключается в том, что такой общей цели пока нет. В настоящее время осетинский политический миф, осетинский национальный дискурс, заменен вульгарной потребительской и эгоистической моралью, а также примитивным либеральным экономикоцентризмом, на основе которого нельзя построить эффективное современное государство.

Сейчас идет очень трудный, очень сложный и интересный процесс переформатирования, перестройки югоосетинской государственности. Очевидно, что в эпоху постмодернизма, это переформатирование не может и не должно затрагивать только хозяйственную и экономическую сферу. Речь идет о более сложных вещах, таких как системы базовых, нравственных, этических и духовных ценностей, детерминирующих протекание политических и экономических процессов. Ведь совершенно очевидно, что до тех пор, пока представители наших элитных группировок, будут продолжать ориентироваться в качестве основной парадигмы социального развития на следование закону конкуренции, наживы, алчности, "здорового эгоизма", а также успеха любой ценой, они никогда не смогут выдвинуть программу, способную объединить, консолидировать общество и, соответственно, никогда не станут элитой в полном смысле этого слова. Соответственно, эти люди никогда не смогут быть строителями и созидателями нового будущего Южной Осетии. И именно в этом заключается весь трагизм и парадокс ситуации. Мы все понимаем, что у Южной Осетии очень мало времени, все понимаем, что мы получили в полном смысле слова уникальный шанс, который выпадает раз в тысячу лет. Все понимаем, что искать ответы на новые вызовы, а также формировать концепцию новой реальности и разрабатывать стратегию ее реализации необходимо сообща, даже не в диалоге, а в полилоге всех конструктивных сил, но этого не происходит. Вместо диалога мы имеем, очередные "альтернативные форумы" "как бы оппозиции", кучу грязи в СМИ, а также предельное раздражение в самом обществе. А все потому, что закон конкуренции - это закон джунглей, где каждый сам за себя и каждый для себя и по-другому здесь не бывает.

ИА REGNUM Новости: Это тот самый этический момент, о котором Вы говорили?

Да, тот самый. Хотя есть еще и парочка других. В начале разговора мы говорили с вами о том, что Южная Осетия победила в войне. Это правда. Но также правда и то, что юридически война пока не закончилась. Т.е. официально Грузия находится с Южной Осетией, как самостоятельным субъектом политического процесса, в состоянии войны. В этих условиях любая попытка добиться антиконституционной смены власти воспринимается, мягко говоря, как удар в спину. Тем более, что, давайте быть откровенными, практически никто из лидеров оппозиционных группировок в последние пять лет не находился и не проживал на территории Южной Осетии. Почти никого из них не было в Южной Осетии 8 августа 2008 года. Никто из них в период с 2004 по 2008 не занимался проблемой признания РЮО со стороны России. Более того, среди них есть люди, которые всячески противодействовали принятию этого решения вплоть до позднего вечера 25 августа 2008 года. В рядах сторонников Джуссоева оказались люди, которые с начала 2000-х годов утверждали, что Россия никогда не признает РЮО, которые за спиной у официального Цхинвала вели сепаратные переговоры с Тбилиси и Западом, с грузинской марионеткой Дмитрием Санакоевым, предлагая различные варианты сдачи Южной Осетии. Сегодня на стороне Джуссоева оказались и все антироссийские силы, которые имеются в Северной и Южной Осетии. Не хочется сейчас называть ничьи фамилии, но смотрите - в группе Джуссоева сейчас оказались все бывшие участники так называемого "Осетино-грузинского гражданского форума", авторы идеи выхода РСО-Алании из состава Российской Федерации и создания путем объединения Севера и Юга Осетии независимого осетинского государства.

Что объединяет всех этих людей? Ненависть к Кокойты? Не исключаю. Но ненависть за что? За то, что они проиграли? Или ненависть за то, что Кокойты выиграл? И выиграл в первую очередь как политик. Ведь это две большие разницы. Одно дело личные симпатии и антипатии, а другое - жажда политического реванша. Реванша любой ценой, пусть даже ценой новой крови. Мало кто знает, но некие "аналитические структуры" на полном серьезе стращали больших чинов на Старой площади чуть ли не вооруженным гражданскими противостоянием в Южной Осетии, в "случае если немедленно не будет проведена замена действующего Президента РЮО"...

То есть вокруг очередной "альтернативной силы" собрались все те, кто вел последние восемь лет борьбу против проводимой властями Южной Осетии внешней политики. Вот это очень важно! Кто вел и проиграл. Проиграл как политик, эксперт, гражданин, общественный деятель... Это не хорошо и не плохо, это - уровень подготовки, а он у всех, объективно, разный. Плохо другое, что никто из этих людей за прошедший год ни разу, ни в одном интервью, ни в одном материале не признался в том, что не верил или был против, или выступал против признания РЮО со стороны России. Такая вот специфическая амнезия. Как говорил Ницше, когда спорят гордость и память, память, как правило, уступает. Но тогда это уже проблема не югоосетинского общества, а хорошего психоаналитика.

ИА REGNUM Новости: Что в этой ситуации делать?

Знаете, у меня нет готового ответа на этот вопрос. Могу поделиться только своими мыслями по данному поводу, в надежде услышать от вас журналистов, других экспертов, политиков, представителей широкой общественности поддержку или наоборот критику.

Во-первых, как мне кажется, власти надо срочно повышать уровень доверия к себе со стороны общества и простых людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы последних двадцати лет существования южной части Осетии. Власть должна постараться всеми силами укрепить свой духовный авторитет. Это можно сделать только путем проведения ответственной, законной и нравственной, что очень важно, политики. Показать и доказать всем, что власть и политическая элита Южной Осетии в своей внутриполитической деятельности руководствуются законом и нравственным императивом, и ориентированы, в первую очередь, на реализацию жизненно важных интересов личности и общества в духовной, социальной, политической и экономической сферах.

Во-вторых, самому обществу, наверное, необходимо переключиться с критики власти на критику самого себя. Давайте честно посмотрим на себя, вглядимся повнимательнее в наши с вами общие недостатки. Мы ничего не растеряли по дороге к признанию? Мы по-прежнему добры друг к другу и сплочены как раньше? По-прежнему общие, национальные интересы определяют наше поведение в частной и социальной жизни и превалируют над интересами эгоистическими и корпоративными? Что нас объединяет и что нас разъединяет? Может быть отвечая на эти и другие вопросы наше общество поймет, что если оно хочет изменить в лучшую сторону власть, то само тоже должно измениться в лучшую сторону.

В-третьих, что касается личности, т.е. каждого из нас, то, наверное, в этой ситуации нам надо продолжать делать то, что делают все нормальные люди: думать, общаться, действовать и называть вещи своими именами. Это будет полезно и для власти, и для группы Джуссоева и для реальной оппозиции, которая, может быть у нас еще появиться, и для всего общества. Любое развитие немыслимо без общения. Мы пока не общаемся, мы сталкиваемся, выясняем отношения, продвигаем свои меркантильные интересы. Мы конкурируем друг с другом за превосходство и первенство. Но именно общение должно стать основой объединения, направленного на поиск новой идентичности. Именно этот поиск рано или поздно приведет нас к пониманию того факта, что только замена в социальной и экономической сферах закона конкуренции законом кооперации, взаимно ответственной взаимопомощи, может стать реальным выходом из сложившейся непростой ситуации.

А вообще я верю в наш народ. Еще в 1998 году великий русский старец архимандрит Ипполит (Халин), человек, соединивший в себе великие духовные аскетические традиции русского и греческого исихазма, на вопрос о том, что будет с Южной Осетией, предрек: "Все будет хорошо. Вас признают". Через десять лет это случилось. Тогда же, касаясь судьбы всей Осетии, он сказал: "Молитесь, трудитесь, стройте монастыри и дружите с Россией и все у вас будет хорошо".

В начале 90-х годов мы все приняли вызов, выстояли и победили в очень сложной борьбе с сильным врагом и... остались самими собой. Это - наша главная победа. Мы не предали самих себя, свою историю, своих предков и наших союзников. Мы прошли до конца путь воина. Теперь нам надо вернуться к нормальной созидательной жизни, и вспомнить еще и о том, что мы можем и умеем строить, пахать, созидать, мечтать и молиться. Не случайно в нашем флаге три цвета - белый, красный и желтый, символизирующие Правду, Мужество и Процветание. И не случайно именно белый цвет - цвет духовной чистоты и мудрости - главенствует над остальными. Это иллюстрация стоящего перед Южной Осетией выбора и пути на ближайшее столетие: народ-воин должен стать народом-мудрецом, так как в XXI веке именно наличие духовных ценностей и следование им будут являться основным условием выживания целых стран и народов.