Интервью с независимым азербайджанским экспертом в области энергетики и экономики, кандидатом технических наук Чингизом Велиевым

ИА REGNUM Новости: Господин Велиев, какие, по-вашему, изменения произойдут в армяно-турецких отношениях в случае ратификации подписанных в Цюрихе министрами иностранных дел Турции и Армении протоколов?

Насколько я понимаю, все копья ломаются вокруг гипотетической ситуации. То есть на тему "если бы да кабы". Но, во-первых, еще неизвестно будут ли эти протоколы ратифицированы парламентами Турции и Армении. А во-вторых, сомневаюсь, что многие накаляющие страсти вокруг этих протоколов "аналитики-геополитики" хотя бы знакомы с их содержанием. Последнее до боли напоминает ситуацию, когда с трудами Зигмунда Фрейда в СССР был знаком лишь узкий круг специалистов, а критиковали его учение чуть не на каждом партсобрании.

На самом деле в настоящее время обсуждается сам факт подписания главами МИД Турции и Армении двух документов с подковёрной предысторией и более чем туманными перспективами. Неизвестно, в каком - визовом или безвизовом режиме будет осуществляться открытие границ; можно ли будет организовывать зоны приграничной и свободной торговли, будут ли ограничения на перемещение и виды деятельности граждан Турции в Армении и наоборот; какие протекционистские меры предпримет Армения с целью защиты своей экономики и как будет решен ворох других организационно-технических вопросов. Думается, никому не стоит обольщаться скорой ратификацией этих протоколов с последующим открытием границ.

ИА REGNUM Новости: Глава МИД России назвал подписание армяно-турецких протоколов "примером скоординированной работы Москвы и Вашингтона". Не остался, как известно, в стороне от этой работы и Евросоюз. Какие экономические, а в случае с США политические, цели преследует каждая из сторон?

Давайте учитывать относительно малую долю США во внешнеторговом обороте Армении. Очевидно, что не стоит ожидать, что она возрастёт, разве что увеличатся размеры экономической помощи. Поэтому в лоббировании открытия армяно-турецкой границы, Вашингтон преследует больше политические цели, заключающиеся в вовлечении Армении в сферу влияния Запада. И в первую очередь стран ЕС, которые являются вторыми после России торговыми партнерами и инвесторами Армении.

Что касается Москвы, то помимо политических целей у неё есть здесь экономические интересы. Дело в том, что в условиях мирового кризиса и падения цен на нефть России всё труднее в одиночку нести бремя расходов на поддержку экономики Армении, которая и во все почти 70 лет существования СССР была дотационной. Положение усугубляется еще и отсутствием прямых коммуникаций и слишком дорогим транзитом через территорию Грузии. Ведь только за поставки природного газа, которого, напомню, Армения потребила в 2008 году 2,4 миллиарда кубометров, Газпрому приходится отдавать 10% от объёма транзита. Учитывая небольшую величину участка на территории Грузии, по которому осуществляется транзит и стоимость газа все предыдущие годы, можно смело утверждать, что такая арифметика может повергнуть в ужас любого европейского эксперта в области тарифов за прокачку газа.

Что касается ЕС, то с открытием армяно-турецкой границы он получит относительно дешёвый доступ на рынок Армении и облегчит реализацию возможных инвестиционных проектов в рамках программы "Восточное партнерство". Рассматривая мотивы активности ЕС, не стоит забывать и такой факт, что многие европейские страны признали так называемый геноцид армян в Османской империи, что даёт возможность Армении сыграть на сентиментальных струнах сердобольного Запада.

ИА REGNUM Новости: Не приведет ли, по-вашему, открытие армяно-турецкой границы к экспансии турецкого бизнеса в экономику Армении?

Во-первых, не думаю, что, власти Армении, учитывая уроки истории, это допустят. А во-вторых, практически вся энергетика Армении (о промышленности, которой практически нет, говорить не приходится) находится под контролем российских компаний, которые сами попытаются использовать избыток вырабатываемой там электроэнергии как плацдарм для освоения турецкого рынка. И это легко. Не секрет, что с Арменией граничат, мягко говоря, не самые передовые в экономическом плане провинции Турции.

Кроме того, открытие границ может способствовать реанимации и модернизации медно-молибденовой отрасли промышленности Армении. Не исключена возможность негласного вовлечения Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана в процесс торгового сотрудничества с Турцией. Ведь мы уже имеем факт освоения Арменией золотоносных рудников на территории оккупированного ею Кельбаджарского района.

ИА REGNUM Новости: Какими вы видите региональные последствия открытия указанных границ?

На мой взгляд, основные энергетические проекты в регионе уже реализованы, причём Армения внесла в них свою "лепту". В принципе из развязанного Ереваном карабахского конфликта с Баку сумела извлечь определенные выгоды Москва. Они заключаются хотя бы в том, что два таких стратегических проекта Азербайджана как нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) и Южнокавказский газопровод были проложены по наиболее длинному из всех возможных маршрутов. В случае нормальных отношений Азербайджана с Арменией они могли бы пойти через территорию последней по наиболее короткому маршруту. Это могло бы сэкономить для Баку на инвестициях и тарифах многие миллиарды долларов, существенно уменьшить сроки окупаемости этих проектов, сделав еще более конкурентноспособными с российскими и привлекательными для других нефтегазодобывающих стран Прикаспийского региона.

Не исключаю такой возможности, что столь беспрецедентное и слабо завуалированное давление на турецкую и армянскую стороны с целью открытия границы было оказано США и Россией из-за неопределенности с ядерной программой Ирана, президент которого Махмуд Ахмадинежад к тому же периодически выступает с воинственными заявлениями в адрес Израиля и Америки. Ведь Москва и Вашингтон (кстати, и Пекин) находят всё больше взаимопонимания по Ирану. При закрытой с Турцией границе в случае принятия более жёстких санкций в отношении ИРИ, которые могут привести к сворачиванию торговых и прочих отношений Еревана и Тегерана, Армения в общении с внешним миром будет практически полностью отдана на откуп непрогнозируемому Саакашвили, в политике которого, похоже, Запад всё больше разочаровывается.

Прозрачная граница с Турцией может стать альтернативой зависимости транзита через Грузию особенно в случае нанесения превентивных военных ударов по Ирану Израилем и/или США. Думается, что Армению хотят уберечь от негативных последствий такого развития событий.

В случае же с Россией открытие границ наверняка приведет к снижению транзита российских грузов через территорию Грузии, что окажет еще более сильное давление на режим Саакашвили. Не исключено, что первой ласточкой станет отказ России от поставок газа Армении через территорию Грузии и - если ситуация в Иране будет благоприятной - обеспечению Еревана "голубым топливом" посредством своповских операций с ИРИ.

ИА REGNUM Новости: Вы намеренно не упомянули ж/д проект Баку - Тбилиси - Карс (БТК), от финансирования грузинской части которого Азербайджан в этом году уклонился? И ещё. Если не ошибаюсь, товарооборот Турции с Арменией при формально закрытой границе составляет около 250 миллионов долларов в год. Что Турции, кроме политических преференций, среди которых улучшение шансов на вступление в Евросоюз, даёт разблокирование границы с Арменией?

Мне кажется, что проект ж/д БТК носит больше политический характер и преследует цель соединения "материковой" части Азербайджана с его Нахичеванской автономией через сеть железных дорог Турции. В условиях обесценивающегося доллара совершенно очевидно, что грузинская сторона не будет довольствоваться отведенной на строительство и реконструкцию её участка БТК выданной в долг Азербайджаном суммой. А возвращение кредита за счёт тарифов, взимаемых с провозимых по этой дороге грузов, выглядит весьма проблематичной. Поэтому в условиях экономического кризиса, который, хоть и слабее, чем других, всё-таки затронул Азербайджан, политизированные проекты откладываются на второй план. Мне кажется, что, скорее всего на год-два в зависимости от спроса и цен на нефть.

Официальный внешнеторговый оборот Армении за 2008 год составил 3,2 миллиарда долларов, из коих чуть более 1 млрд долларов приходится на экспорт, а остальное - на импорт. То есть рынок Армении не столь ёмкий, чтобы представлять интерес для Турции на межгосударственном. Скорее всего продолжатся и без того имеющие место челночные операции и каких-либо крупных прорывов ожидать не стоит. Больше в экономическом плане от открытия границы выиграют российские энергокомпании, работающие на армянском рынке.

Хочется добавить, что ответные меры Азербайджана в отношении турецких братьев, если он решит к ним прибегнуть, если и не убийственны для экономики Турции, то серьёзно ощутимы. Но это предмет отдельного, построенного на конкретных статданных и количественных оценках анализа, не умещающегося в рамки этой нашей беседы.