Интервью председателя Народного собрания Гагаузии Анны Харламенко ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM Новости: Как гагаузы намерены выстраивать отношения с нынешней молдавской властью? Намерено ли руководство автономии активизировать вопрос о выполнении Кишиневом Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" в части соблюдения ее прав?

Автономия обязана выстраивать свои отношения с властью любого уровня не по партийному признаку, а сугубо на конструктивной, деловой, взаимоуважительной и взаимодоверительной основе. У нас в регионе пестрая палитра политических сил. И в ней не было единства. А сейчас как раз появилась возможность сплотиться. На гагаузской теме, как когда-то в девяностые.

Власть, которая ныне пришла, хочет закрепить свои позиции в стране. Для этого им нужен диалог и с Гагаузией, чтобы привлечь её электорат и выстроить отношения, которых до сих пор у либералов в регионе не было. Старая власть, которая ушла, но хочет вернуться, непременно попытается сохранить былое влияние в автономии.

Это тот самый "час пик" для Гагаузии, когда одним можно серьезно обозначить необходимость безусловного выполнения центральными властями Молдавии норм и принципов закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", а другим - напомнить об издержках его реализации на деле. При этом вопрос не идет только о соблюдении прав населения гагаузской автономии в составе РМ. В том числе, и в вопросах формирования, наполнения и исполнения бюджета Гагаузии, таможенных и иных финансовых сборов и поступлений, экономической деятельности (и внешнеэкономической в частности) и т.д.

По истечении 15 лет существования Гагаузии в составе Молдавии в качестве автономии руководству страны пора на полном серьезе осознать и смириться с тем, что у Гагаузии в Молдавии особый правовой статус, а значит, должны быть и особые полномочия и права, в отличие от остальных административно-территориальных единиц Республики Молдова (сел, городов, муниципиев и районов). И потому критерии и принципы, закладываемые, к примеру, в формирование бюджетов или систему образования (у нас три государственных языка), должны быть разными. Не могут, к примеру, советники сел и городов республики обладать такими же правами и полномочиями, что и депутаты Народного собрания Гагаузии, а начальники управлений исполкома Гагаузии приравниваться к статусу председателей районов. Даже принцип оплаты труда у нас искажен и осуществляется по средним нормативам, хотя должен определяться по специальным нормативам, как у депутатов парламента и членов правительства Молдавии, а не как у разных мастей чиновников районного уровня.

По административному делению Молдавия состоит из двух уровней системы управления (сел, городов, муниципиев и районов). Где место автономии в этой иерархии? Сплошная чехарда в судебно-прокурорских органах РМ - они вообще не признают за автономией каких-либо прав.

Народное собрание Гагаузии является высшим представительным и законодательным органом Гагаузии. И поэтому законы, принимаемые этим высшим представительным и законодательным органом, также подлежат неукоснительному и обязательному исполнению, как и законы, принимаемые парламентом собственно Молдавии. Вместо этого судья на территории Гагаузии может взять да и отменить наш закон, если он вдруг по какой-то причине не устраивает кого-либо из органов власти страны.

Отсутствие собственной судебной инстанции (суд Уложения Гагаузии) создало возможность вмешательства судов общей юрисдикции, которые не признают законодательство Гагаузии и препятствуют функционированию полномочий гагаузской автономии. Отсутствие судебной инстанции Гагаузии, обладающей правом рассмотрения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции АТО Гагаузия, является одним из важных недостающих элементов в общей конституции автономии.

Кроме того, у нас в стране мешанина в головах практически у всех чинов в отношении понятия "народ" и "национальное меньшинство". Так вот, гагаузы в Молдавии - на Родине, и нет более в мире места, которое явилось бы для них таковой. Поэтому мы являемся народом у себя на Родине (как и молдавский народ, если, конечно, он считает Молдавию своей Отчизной), а национальное меньшинство мы - на Украине, в Болгарии, в Турции и т.д.

Одним словом, вопросов хватает. И если у властей есть желание их обсуждать и решать, надо их обсуждать и решать. Я привыкла судить обо всех по делам. И не тороплюсь делать выводы о ком-то или о чем-то, исходя из эмоций или чужих умозаключений.

ИА REGNUM Новости: На какую из молдавских политических сил ориентируетесь вы и поддерживающая вас группа в Народном собрании Гагаузии?

В Народном собрании Гагаузии сформировались три группы: коммунистическая и примкнувшие к ним независимые депутаты (16 человек), единогагаузы (11 человек) и группа столичного примара (5 человек). Трое депутатов выбыло (всего депутатов в НСГ 35 человек). В прошлом году у нас разгорелись нешуточные страсти по выбору руководящего звена: были митинги, массовые протесты, судебные разбирательства. Большие депутатские группы считали, что только из их числа должно формироваться это руководство. И перетягивали канат на свою сторону. Но разум возобладал. Мы сумели договориться. Обе эти стороны получили в итоге по вице-спикеру и ряду комиссий, а председателя избрали из числа столичных депутатов. Впервые им оказалась женщина. Это своеобразный гендерный взрыв в гагаузском патриархальном обществе. Наша группа в НСГ самая маленькая, но именно она оказалась тем объединительным звеном, "золотой" серединой, которая позволила запустить застоявшийся парламентский механизм в действие.

То же самое мы предложили молдавскому электорату - выбирая парламентариев, задуматься и о спасительной "золотой серединке". Разделение общества только лишь на левых и правых - это порочный круг. В нем ни либерально-демократическое большинство, ни коммунистическое, суть дела не изменят, так как оно не будет подавляющим, дающим победителям возможность создавать самостоятельно структуры власти. Так и будем проводить по две предвыборные кампании в год, пока не разбегутся все избиратели от этого непрекращающегося "предвыборного счастья" по италиям и россиям? Третья сила в составе парламента ситуацию спасла бы. Мы (команда мэра Комрата Николая Дудогло) голосовали за нее - за социал-демократическую партию с популярной во всем мире политической доктриной, антикризисной программой, молдавской идентичностью, пониманием уникальности молдавского государства, его целостности, дружбой с Россией, евроинтеграцией и т.д. Это был стратегический ход. Но партия в парламент не прошла. Имеем теперь две противоборствующие силы - либерал-демократов и коммунистов. Одна из них такая пестрая, что даже страшно: сумеет ли она сохранить единство. Хотелось бы, чтобы все это закончилось. И чтобы все политформирования нашли общий язык (как мы в НСГ) и страна вздохнула и заработала в полную силу.

Так на кого нам в этой ситуации ориентироваться? Вариант один - власти автономии должны строить свои взаимоотношения со всеми ветвями и структурами власти. Мы все - дети этой земли и этой страны. И пора совместными усилиями развить в полную силу ее потенциал и построить сильную Молдавию. А в сильной Молдавии сильной станет и Гагаузия.

ИА REGNUM Новости: Верно ли утверждение о том, что гагаузы обеспечили такой высокий результат ПКРМ в автономии потому, что Москва изначально делала ставку на Владимира Воронина, и, таким образом, гагаузы голосовали за Россию, а не за коммунистов?

Это бесспорный факт. При этом следует отметить и тот факт, что население Гагаузии более политизировано, чем в целом население Молдавии. В Гагаузии, как говорится, люди отлично умеют читать между строк. Руководству России не обязательно было призывать с телеэкранов отдавать голоса представителям ПКРМ. Регулярно прокручиваемые коммунистическими СМИ, особенно электронными, картинки, где были сняты лидер ПКРМ и президент РМ Воронин с руководителями России и Русской Православной Церкви, приезды в Молдавию высокопоставленных российских чиновников и известных журналистов в период избирательной кампании неоспоримо свидетельствовали о том, что Россия поддерживает на этих выборах Воронина и его партию. Поэтому большинство населения Гагаузии на прошедших выборах проголосовало за ПКРМ. Кроме того, и башкан Гагаузии Михаил Формузал своими заявлениями о том, что Воронин всегда хорошо относился к Гагаузии и выполнял все обращения к нему руководства Гагаузии, в какой-то мере тоже ориентировал избирателей на поддержку Воронина.

Во втором витке предвыборных баталий гагаузский электорат, поддерживая ПКРМ, вновь подтвердил свою последовательную приверженность восточному вектору развития дружбы и сотрудничества. Но в этот период, голосуя за коммунистов, гагаузы, таким образом, противостояли также против румынизации, румынской угрозы, в которой их убедили коммунистические агитаторы.

ИА REGNUM Новости: Как вы прокомментируете попытки коммунистов использовать этнический фактор во внутриполитической борьбе? В частности, каково ваше мнение о стремлении ПКРМ втянуть гагаузов в разжигание антирумынской истерии? Вообще, насколько реальной, по-вашему, является румынская угроза для Молдавии?

Эта проблема все чаще и яростней "обкатывается" для нагнетания страха и зомбирования русскоязычного населения, которое не приемлет идею унионизма. Я не верю в ее реальность. Соединение двух государств не происходит по взмаху волшебной палочки. И во дворе не XV век, захвата чужих земель насильно быть не может. Румыния - член ЕС и самовольно ничего не решает. Изменения границ в современном цивилизованном мире осуществимы только через референдум, в котором сам народ имеет право сделать такой выбор.

Уверена, что любой политический руководитель современной Молдавии, по большому счету, о румынизации не печется. Иначе сами потеряют с таким трудом добытую власть. А всякие заявления отдельных лидеров - это всего лишь заигрывание со своим прорумынским электоратом. И, возможно, отработка средств, вложенных в них на выборах.

Бояться Гимпу и других унионистов, а также коммунистических агиток с запугиванием румынизацией нет смысла. Рошка долго подвергал стрессу русскоязычных, и что? Сдулся как мыльный пузырь. То же самое произойдет со всеми популистами, пропагандирующими чужую мораль, чужую страну, чужую политику. И не надо "развешивать уши" на их велеречивые слова, а лучше побыстрее потребовать у тех, кого избирали, проявить заботу об укреплении государственности Молдавии, улучшить благосостояние людей, способствовать занятию РМ достойного места в международном сообществе, создать народу страны благоприятные условия для реализации своих конституционных прав и свобод, дружественных отношений с народами мира, укрепить статус гагаузской автономии и обеспечить ей достойное развитие, решить вопрос с Приднестровьем, преодолеть кризис. Да, дел у нас столько, что флирт с Румынией пора прекратить, с ней надо строить деловые, дружественные отношения, не более.

ИА REGNUM Новости: Не могли бы вы прокомментировать историю с обращением к официальному Кишиневу по поводу названия молдавского языка от 18 мая 2009 года, которое преподносилось коммунистичекими СМИ как "обращение Народного собрания", и которое так и не было обнародовано его пресс-службой. Существовало ли, в самом деле, это обращение и подписывал ли его кто-нибудь, кроме коммунистов?

В отношении языка в Молдавии образовался лингвистический тупик. Одна часть населения считает его молдавским, другая - румынским. Спорят ученые, политики, педагоги. Каков выход? Убеждена, что в ситуации устремлений надежд на скорейшее вступление в Евросоюз, мы должны рассматривать этот вопрос по-европейски, то есть выполнять действующее законодательство. Ст.13 Конституции РМ, выражая лингвистическую культуру и политическое достоинство РМ гласит, что это - молдавский.

На тему истории тоже проведено много бесполезных дискуссий. Для нас, гагаузов, и здесь все предельно ясно. Народ Молдавии обязан изучать и знать историю своей страны. Наша страна Молдавия? Значит, изучаем историю Молдавии. Кто считает, что это Румыния, пусть изучает историю румын.

Народное собрание Гагаузии действительно приняло обращение по этому поводу. Пресс-служба его распространила в СМИ. Депутаты всех трех групп поддержали это обращение. Против был башкан Гагаузии.

ИА REGNUM Новости: Насколько сильны на данный момент расхождения между народными патриотами? Чем они обусловлены и насколько преодолимы?

Объединенную группу депутатов Михаила Формузала и Николая Дудогло журналисты обозначили в СМИ как "народные патриоты". Я бы посоветовала этого больше не делать, ввиду того, что данная формулировка вносит раскол в депутатской среде. Коллеги-коммунисты не без основания сетуют на это, так как и среди них немало патриотов своего края. Патриотизм не имеет цвета и партбилета. Патриоты - это, прежде всего те, кто в состоянии посвятить свою жизнь этому уголку земли.

Расхождения в депутатской среде НСГ были и есть, но они насаждаются больше всего извне и чаще патронами тех или иных формирований. Не нашла поддержку у большинства та или иная идея, программа, законопроект, все: "скандал, развод, алименты". Я раньше нервничала очень, когда целыми группами народные избранники уходили из зала, демонстрируя тем самым свои обиды, амбиции и мнимое превосходство. В настоящее время я уже не обращаю на это внимание. Жесткие парламентские выборы закалили. Предполагаю, что предстоящие в 2010 году башканские выборы вновь расшатают наш хрупкий корабль. Все группы имеют лидеров, которые будут претендовать на это место. Но мы выстоим. И дай бог, образоваться в нашем регионе, наконец, единству. Сейчас Гагаузия живет по Крылову, как лебедь, рак и щука.

ИА REGNUM Новости: Как сейчас выстраиваются в НСГ отношения с фракцией коммунистов?

Держимся на компромиссах. Мы - депутаты Гагаузии. У нее есть проблемы. Решаем. Где хуже, где лучше. Главное, что мы сохранили созыв. А ведь могли и распуститься.

ИА REGNUM Новости: В интервью ИА REGNUM кандидат в президенты Молдавии от Альянса за европейскую интеграцию Мариан Лупу, отвечая на вопрос по поводу закона 1994 года, призвал гагаузские власти предоставить ему "конкретную информацию" о том, что бы они хотели изменить в данном законе. Собираются ли органы власти Гагаузии предоставить Лупу эту информацию?

Вопрос не в том, чтобы каким-то образом изменить Закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" от 23 декабря 1994 года. Проблема, в первую очередь, состоит в том, что до сих пор он не введен в действие в полном объеме.

Высшие органы власти и управления Республики Молдова в своей повседневной практической деятельности игнорировали нормы Закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии". Так, до сих пор ни парламент, ни правительство Молдавии не привели в соответствие с нормами этого закона все законы и нормативные акты страны, хотя, согласно постановлению парламента РМ о введении в действие Закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" №345-XIII от 23 декабря 1994 года предписано, чтобы правительство и парламент Республики Молдова в месячный срок привели свои нормативные и законодательные акты в соответствие с указанным законом. Мало того, Молдавией продолжают приниматься нормативные акты и законы, не учитывающие требования норм этого закона, полномочия Гагаузии, а зачастую и прямо противоречащие положениям указанного закона.

К примеру, закон о местном публичном управлении Молдавии игнорирует права и полномочия, закрепленные за Гагаузией в области публичного управления. Официальный Кишинев, вопреки нормам закона "Об особом правовом статусе Гагаузии", игнорирует право Гагаузии на участие в осуществлении внутренней и внешней политики Молдавии, касающейся интересов Гагаузии. К примеру, вопрос урегулирования молдавско-приднестровского конфликта напрямую затрагивает интересы и народа Гагаузии, однако официальный Кишинев не допускает официальных представителей Гагаузии к участию в переговорном процессе.

Объявленный официальным Кишиневом внешнеполитический курс Молдавии на европейскую интеграцию также напрямую касается интересов Гагаузии, однако к выработке данного курса официальные представители Гагаузии вновь не были допущены руководством Молдавии. Возможно, у Гагаузии были и есть вопросы и предложения, из которых вытекало бы, что данный курс необходимо скорректировать и т. д. До сих пор не реализовано на практике исключительное право Гагаузии иметь своих представителей во всех центральных органах власти и управления Молдавии, в том числе в силовых и судебных органах, в органах Генеральной прокуратуры, а также в Конституционном суде и т.д. До сих пор не внесены изменения в выборное законодательство страны с тем, чтобы выделить Гагаузии соответствующие квоты депутатов в парламенте РМ с правом вето по вопросам, касающимся интересов Гагаузии, как того предписывают Лундские рекомендации по защите представителей национальных меньшинств, ратифицированные парламентом Молдавии. Этих депутатов избирали бы на территории Гагаузии по одномандатным округам, и избиратели могли бы их отзывать в случае, если бы они не выполняли свои обязанности по защите интересов народа Гагаузии, а также другие объективные претензии.

Выходцы из Гагаузии, избранные в парламент Молдавии по тем или иным спискам политформирований, не представляли в нем интересы Гагаузии, а представляли, в первую очередь, интересы партий, закрепленные в их уставных документах. Надеюсь ситуация изменится, так как в нынешнем созыве появилась конкуренция. В парламент попали не только представители от ПКРМ, есть и от ДПМ.

При внесении изменений в Конституцию Молдавии вообще не были учтены предложения, представленные гагаузской стороной. В результате этого контроль над высшим представительным и законодательным органом Гагаузии - Народным собранием - пытается осуществлять исполнительная власть - правительство Молдавии. Что в принципе недопустимо и противоречит основам теории государства и права. Помимо того, нормы Уложения Гагаузии и Закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии" не допускают подобного ущемления прав и полномочий Гагаузии. Кроме того, не надо забывать, что имеется вступившее в силу судебное решение Высшей судебной палаты Республики Молдова от 2002 года о том, что нормы Уложения Гагаузии имеют приоритет над нормами Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии". А в нем четко прописано, что никакая исполнительная власть не может ни в какой форме осуществлять контроль над законодательной властью Гагаузии.

Об этих и других конкретных фактах мы неоднократно говорили руководству страны. И писали. И возмущались. И ссорились. Заявление же Мариана Лупу меня обескураживает. 23 декабря 2008 года он был в Комрате на торжествах. Моя речь состояла сплошь из конкретики. Он ее слушал в зале, да, видимо, не услышал. Я с симпатией отношусь к Мариану Ильичу, поэтому непременно предоставлю ему вновь эту информацию.

ИА REGNUM Новости: Как вы смотрите на дальнейшие перспективы приднестровского урегулирования в связи со сменой власти в Молдавии? Будет ли автономия по-прежнему требовать статус, равный приднестровскому?

Мне бы очень хотелось, чтобы все три части Молдавии жили в мире и согласии и строили единое богатое государство. Но по истечении 19 лет сделать будет это архисложно. Много возможностей упущено. Много сделано ошибок. И самое страшное - пролилась кровь. Приднестровье обособилось, зализало раны и научилось жить самостоятельно, без Молдавии. Его теперь каким-то автономным образованием не поманишь. Это гагаузы от радости, что сдержали натиск, что не погибли люди, что дают статус, не стали вдумываться в понятие АТО. А приднестровцы такое "образование" не примут. Они про нас примерно так шутят: "гагаузам насадили "образование" в виде "раковой опухоли", вот они и корчатся теперь из-за метастаз". Нет, Приднестровье, на мой взгляд, не согласится на подобного рода эксперимент над собой. Тем более что 17 сентября 2006 года там прошел плебисцит о формах и возможности сосуществования Приднестровья и Молдавии. Народ Приднестровья высказался против объединения в какой-либо форме с Молдавией и за проживание в своем независимом государстве (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике прошёл референдум о независимости, на который было вынесено два вопроса: 1. Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации? 2. Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова? По первому вопросу "за" высказались 97,1 % приднестровцев, "против" - 2,3 %. На второй вопрос положительно ответили 3,4 % граждан ПМР, отрицательно - 94,6 % - прим. ИА REGNUM Новости). Перспектива так называемого приднестровского урегулирования, мне кажется, не претерпит каких-либо серьезных изменений еще долго, так как приднестровцам еще не предложили какого-либо интересного проекта. Закон о статусе Приднестровья от 2005 года они категорически не приемлют, что справедливо, так как он прописывает Приднестровью даже меньше полномочий, чем есть у Гагаузии (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости). Меморандум Козака, если бы был подписан своевременно, эту проблему уже давно бы снял. Вижу успех только в случае достижения договоренности о построении на пространстве бывшей МССР какого-либо нового конфедеративного образования. Естественно, Гагаузия будет требовать себе в этом государственном образовании статуса не ниже приднестровского и молдавского.

ИА REGNUM Новости: Как развиваются культурные и политические связи Гагаузии с Турцией и турецким народом?

Эти взаимоотношения строятся в соответствии с Концепцией основных направлений и форм сотрудничества между АТО Гагаузия (Гагауз Ери) и Республикой Турция. Я их оцениваю как положительные, но они развиваются не так быстро, как мне бы хотелось, и всегда с оглядкой. До сих пор, например, не решен вопрос об увеличении срока виз для жителей Гагаузии. Один месяц - это очень мало. Жителям Украины, России разрешено дольше официально находиться в Турции. А кровные братья турок - гагаузы, по истечении срока пребывания в стране, могут подвергаться серьезным испытаниям. Экс-президент Республики Турция Сулейман Демирель трижды приезжал в Комрат. Гагаузы его очень любят. Он многим помог. После него такого высокого ранга руководители стали почему-то избегать Гагаузию. И новые контакты на политическом уровне строятся как-то уже очень осторожно и долго. Я, например, за год не смогла получить право посетить парламент Турции и познакомиться с коллегами. Легче строить отношения с людьми искусства, бизнеса, СМИ. Возможно, на всем этом сказалась нестабильность нашей политической обстановки.

ИА REGNUM Новости: Как вы относитесь к обещанию премьер-министра Молдавии Владимира Филата выполнять Закон "Об особом правовом статусе Гагаузии" в полном объеме?

Это радует. Это впечатляет и вселяет надежду, что Гагаузия займет, наконец, должное место в конституционном правовом пространстве РМ. Спасибо Владимиру Васильевичу. Хороший подарок к 15-летию АТО. Буду с нетерпеньем ждать конкретных действий. Готова вместе и "засучив рукава" сделать все необходимое для реанимации данного закона и его жизнедеятельности.

ИА REGNUM Новости: Как отражается на развитии автономии мировой экономический кризис? Как изменилось экономическое положение Гагаузии по сравнению с весной-летом этого года? Можно ли говорить, что Гагаузия "прошла дно кризиса"?

Мировой экономический кризис оказал негативное влияние на развитие экономики АТО Гагаузия. В январе-августе 2009 года промышленными предприятиями автономии было произведено промышленной продукции на сумму 299,8 тыс. леев, что меньше чем за аналогичный период 2008 года на 10,5%. Сокращение объемов производства было зафиксировано в винодельческой отрасли на 22,1%, консервной на 32,1%, мясной на 29,7%, легкой промышленности на 16,4%, парфюмерной - 54,9%, энергетической - 13,1%, машиностроительной - 24,4%. Спад производства в том же периоде был допущен и в сельском хозяйстве, где на объемы производства влияют многие факторы, такие как погодные условия, соблюдение технологических требований. В 2009 году объемы производства основных сельскохозяйственных культур ожидаются ниже среднегодовых показателей.

В связи с сокращением объемов производства в основных отраслях экономики уменьшились поступления в консолидированный бюджет на 6,3%, объем которых составил 87,9 млн леев. Недоимка в бюджет в течение года постоянно увеличивалась и по состоянию на 1 сентября 2009 года составила 23,2 млн леев, что больше чем на 1 сентября 2008 года на 85,6%.

И это далеко не "дно": по мнению экспертов, автономию ждут еще более трудные времена. Гагаузия - регион сельскохозяйственный без развитого производственного потенциала. И урожай нестабилен из-за сюрпризов природы: то засуха, то град, то неожиданные заморозки. И рынок сбыта выращенной продукции мы частично потеряли. А цены на продукт труда земледельцев сильно упали. И кадры мы теряем из-за низкого уровня жизни.

Но что удивительно, экономический кризис не внес панику в население. Люди даже шутят: "Гагаузы умеют выжить в кризис, они не знают, как жить без него". У нас всегда чего-то не хватало, и мы уже привыкли ко всему. Главное для нашего народа - сохранить себя. И он, обладая высокой работоспособностью, ищет эту возможность в любой ситуации.

Гагаузы прослыли также как послушный электорат. У нас выборы проходят каждый год (если не в республиканские органы, то в местные). Причина одна - люди голосуют за достойное будущее, которого жаждут хотя бы для детей своих. Но при этом большую надежду на эту власть они не возлагают. Исполком Гагаузии разработал антикризисную программу для минимизации последствий для наших жителей. В ней предусмотрены средства и на социальную поддержку населения. Но они столь малы, что проблему не решат. У меня на этот счет иное мнение. Считаю, нашим людям надо дать "удочку", и они сами себя обеспечат.