В недавнем интервью президент России Дмитрий Медведев назвал наиболее пострадавшими от финансово-экономического кризиса так называемые "моногорода" - поселения, созданные вокруг какого-либо производства и целиком зависящие от его успешной работы. Глава Республики Карелия Сергей Катанандов специально для ИА REGNUM Новости прокомментировал эту ситуацию применительно к региону.

ИА REGNUM: Сергей Леонидович, насколько актуальна проблема "моногородов" для Карелии?

Дмитрий Анатольевич совершенно правильно выделил одно из наиболее слабых звеньев российской экономики, и мы видим и ценим усилия федеральной власти, направленные на поддержку градообразующих и системообразующих предприятий. Это во многом помогло удержать ситуацию в кризисный период. Однако сама по себе проблема моногородов не нова, и мы пришли к ее пониманию задолго до нынешнего кризиса, и задолго до кризисов вообще.

С этой проблемой в чистом виде Республика Карелия столкнулась, например, еще в советские времена, когда в приграничной тайге усилиями советских и финских строителей был возведен Костомукшский горно-обогатительный комбинат, а вокруг него вырос город Костомукша, куда приехали на работу люди со всех концов СССР. Понятно, что город целиком и полностью зависел от работы комбината, от зарплат, выплачиваемых комбинатом, от производимого им тепла и энергии, от тех средств, которые выделялись комбинатом на социальную сферу, развитие и благоустройство города. И уже тогда стало понятно, что такая схема жизнедеятельности города весьма уязвима во всех отношениях. Во-первых, уже при строительстве ГОКа власти республики отдавали себе отчет в том, что горнорудные месторождения, снабжающие комбинат сырьем, хоть и велики, но не безграничны. Рано или поздно они будут исчерпаны - и что тогда?

Кроме того, при вхождении в рыночную экономику уязвимость системы показала свои новые стороны. Если в советские времена ГОК исправно строил, содержал и развивал объекты социальной сферы - детские сады, школы, учреждения культуры, здравоохранения, санатории и дома отдыха для персонала, тепличное хозяйство, коммунальную сферу и многое-многое другое, то в рыночной экономике все это стало лишним бременем для производства.

Понятно, что ни одно даже самое мощное предприятие, действующее в рыночной экономике, не может тащить на себе такой "шлейф" непроизводительных расходов. Ведь все это ложится в себестоимость конечной продукции, а продукция должна конкурировать с аналогичным продуктом других предприятий. Поэтому была осознана и сформулирована в качестве государственной политики необходимость диверсификации местной экономики. Необходимость создания в Костомукше производств, не связанных с ГОКом. И за прошедшие годы это, к счастью, во многом удалось.

Сегодня в Костомукше действуют и предприятия лесного комплекса, деревопереработки, и предприятия по добыче нерудных ископаемых, транспортные предприятия, предприятия сферы торговли и обслуживания. Создано крупное совместное производство электропакетов для крупнотоннажных грузовиков, которое снабжает комплектующими изделиями автосборочные предприятия Европы. Кризис немного помешал нам завершить еще один крупный инвестиционный проект в Костомукше - создание мебельного производства "Ikea", но и этот проект будет обязательно завершен. Все это - рабочие места для жителей города, налоги в местный бюджет, это и известная гарантия стабильности ситуации в городе вне зависимости от положения дел на ГОКе.

ОАО "Карельский окатыш", разумеется, и сегодня остается градообразующим предприятием, очень многое делает для города и его жителей. Но в то же время сегодня из 11090 человек, осуществляющих трудовую деятельность на территории Костомукши, только половина работает на ГОКе и вспомогательных и обслуживающих предприятиях комбината. Другая же половина занята в иных, не связанных с ГОКом, сферах. Доля налоговых и неналоговых поступлений в бюджетную систему от "Карельского окатыша" в 2009 году составила 53,2 процента всех поступлений с территории Костомукши - значит, почти 47 процентов поступлений в бюджеты сформированы предприятиями других отраслей.

В общем, Костомукшу сейчас уже нельзя назвать "моногородом". И это хорошо. Если бы это было не так, то мы бы сегодня имели в Костомукше гораздо более тяжелую кризисную ситуацию. Да и "Карельскому окатышу" в кризисные времена легче выжить, если можно разделить бремя расходов на социальную сферу с другими налогоплательщиками.

ИА REGNUM: Сергей Леонидович, на всю страну известны такие флагманы карельской экономики, как Кондопожский и Сегежский целлюлозно-бумажные комбинаты. Какова ситуация на этих предприятиях?

ОАО "Кондопога" и ОАО "Сегежский ЦБК" устояли - и это главное! Менеджмент предприятий совместно с правительством Карелии провели в жизнь грамотные и своевременные управленческие решения, направленные на повышение устойчивости в период кризиса. Смогли избежать серьезных остановок производства, массовых сокращений работников, сворачивания социальных программ. Далось это, поверьте, нелегко, но сегодня специалисты считают, что "дно" кризиса для этих предприятий позади. Кстати, оба гиганта были включены в федеральную программу поддержки системообразующих предприятий, что также сыграло положительную роль.

ОАО "Кондопога", по прогнозным оценкам, в 2009 году произведет около 753 тысяч тонн бумаги (100,4 процента к уровню 2008 года), в том числе газетной бумаги 746 тысяч тонн (101 процент к уровню 2008 года). Численность работников предприятия сохранена и составляет сегодня 7.570 человек, средняя заработная плата на комбинате в 2009 году составляет 20.045 рублей. Комбинат по-прежнему играет огромную роль в жизни города и района. Но Кондопожский район в экономическом плане - это не только комбинат. Это и Кондопожский лесопильно-экспортный завод, и камнеобрабатывающий завод, и крупнейшее мукомольное предприятие Северо-Запада России Кондопожский комбинат хлебопродуктов. Район является крупным производителей сельскохозяйственной продукции - яиц, мяса, товарной форели. В настоящее время здесь осуществляется крупнейший сельскохозяйственный инвестиционный проект - строительство свинооткормочного комплекса на 12 тысяч голов откорма в год. На территории района действуют несколько известных здравниц. То есть экономика района также весьма многопланова.

Несколько сложнее ситуация в Сегеже. За девять месяцев 2009 года ОАО "Сегежский ЦБК" произвел 168,3 тысячи тонн бумаги, что составляет 95 процентов к уровню прошлого года. В то же время по основному продукту - бумаге мешочной - к концу года предприятие выйдет на уровень 102-104 процента к уровню 2008 года. Производственные мощности загружены на 90 процентов. Ситуация управляемая. Комбинат не имеет просроченной задолженности перед бюджетом, задолженности по заработной плате, уверенно смотрит в будущее.

Здесь начал осуществляться масштабный даже по мировым меркам инвестиционный проект "Белый медведь", который направлен на коренную реконструкцию комбината, увеличение мощностей, освоение новых видов продукции. В результате реализации проекта комбинат должен выйти в лидеры среди российских и зарубежных производителей беленой хвойной и лиственной целлюлозы по таким критериям, как экономичность технологии, качество и экологическая чистота производства и товарной продукции. Правительство Карелии всесторонне поддерживает проект "Белый медведь" как решающий для развития лесопромышленного комплекса республики.

ИА REGNUM: Какую проблему, связанную с недостаточной диверсификацией экономики, вы считаете наиболее острой для современной Карелии?

Думаю, что это проблема лесных поселков. Она досталась нам "в наследство" от советских времен, и государство пока не определилось с путями ее решения. Лесные поселки в свое время создавались искусственно - вокруг формируемых леспромхозов. Стране нужен был лес, а с человеческими ресурсами, по большому счету, мало кто считался. У этих поселений была одна-единственная задача: заготавливать и вывозить лес. Соответственно формировалась и их инфраструктура. Люди работали в лесу, Управление рабочего снабжения обеспечивало их всем необходимым для жизнедеятельности. В таком режиме успели вырасти и смениться целые поколения жителей таких поселков. Но вот лес в округе поселка вырублен. Леспромхоз закрылся. Работы нет, нормального транспортного сообщения с крупными населенными пунктами нет, а подчас не хватает врачей, нормальных магазинов, проезжих дорог. Социальная инфраструктура в зачаточном состоянии...

Что делать с такими поселками? Эвакуировать? Но людей не вывезешь в чистое поле - им нужно жилье, рабочие места, школы, больницы, детские садики и так далее. Наши города не готовы принять этих людей и обеспечить их социализацию. Оставлять на местах? Но тогда, опять же, нужно дать людям работу, перспективу, социальные блага, вложить огромные средства в развитие инфраструктуры поселков...Средств на это у государства недостаточно.

Пока проблема решается трудно. К сожалению, молодежь из таких поселков бежит в поисках нормальной жизни, ветераны остаются на попечении государства. А решить проблему кардинально и по существу одному региону не под силу. И тут нам, конечно, потребуется большое и заинтересованное участие федерального центра.