Замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости в связи с подписанием армяно-турецких протоколов 10 октября в Цюрихе и региональных процессов, разворачивающихся на этом фоне.

ИА REGNUM Новости: Подписание армяно-турецких протоколов привело к ужесточению антитурецкой риторики в Азербайджане. Готов ли Баку на пересмотр своих внешнеполитических ориентиров в случае разблокирования армяно-турецкой границы?

Конечно, этот вопрос адресован скорее к Баку, чем ко мне. Баку является заложником своей пропаганды не только в карабахском вопросе, но и во всей региональной политике. Но эта политика не дала результатов. В Анкаре это поняли раньше, чем в Баку. А что касается смены внешнеполитических ориентиров, то обиженному на всех не на кого ориентироваться. Причину "обиды" Азербайджану следует искать в себе, а не искажать суть и причины конфликта, не валить на других ответственность за последствия им же развязанной вооруженной агрессии против самоопределившегося Нагорного Карабаха.

ИА REGNUM Новости: В последние дни официальные лица Турции все чаще стали увязывать нормализацию армяно-турецких отношений с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Каким вы видите выход из ситуации, поскольку подобные заявления вызывают бурный общественный резонанс в самой Армении?

Подобные заявления были ожидаемы. Однако не столь важно, что говорится, а что делается на практике. Анкара поддерживала и будет поддерживать интересы Баку и именно в этом контексте стоит рассматривать закрытие армянской границы, а также отказ от установления дипломатических отношений с Ереваном. Подписание армяно-турецких протоколов, дальнейшая их ратификация и реализация не входит в логику проводимой ранее Анкарой политики в отношении Армении. А в Азербайджане воспринимают это в штыки. Последние заявления официальных лиц Турции направлены именно на смягчение этой реакции Азербайджана. Но в то же время смена политической тактики Турции в отношении Армении свидетельствует о том, что Анкара более реалистично оценивает перемену ситуации в регионе и действует в соответствии с этим. А Баку только предстоит сделать это.

ИА REGNUM Новости: Но, господин Кочарян, подобная риторика официальных лиц Турции усугубляет реакцию армянской общественности на армяно-турецкие протоколы...

Конечно же, в начавшемся диалоге подобные заявления стимулируют повышение тона тех голосов, которые выступают против протоколов. Подобными заявлениями Анкара пытается озвучить то, что не было и не могло быть отражено в армяно-турецких протоколах, и естественно, что армянское общество реагирует на это болезненно. Поэтому в процессе установления двусторонних отношений, очень важно, чтобы стороны следовали букве протоколов, поскольку периодическое озвучивание турецкой стороной выходящих за их рамки заявлений дополнительно осложняет процесс нормализации двусторонних отношений.

ИА REGNUM Новости: Допускаете ли Вы хронологическое совпадение урегулирования нагорно-карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений?

С учетом бескомпромиссной позиции Баку говорить о скором урегулировании карабахского конфликта, к сожалению, не приходится. В вопросе нормализации отношений с Турцией можно быть более оптимистичными. Так что в этом плане ожидать временного совпадения подвижек в этих двух процессах не следует, пока Баку не изменит свою деструктивную политику.

ИА REGNUM Новости: Считаете ли Вы, что разблокирование армяно-турецкой границы скажется на позиции России в регионе и повлияет ли это на сроки дислокации российской военной базы в Гюмри?

Естественно, Россия ориентируется именно на укрепление своих позиций в регионе. Она заинтересована в разблокировании армяно-турецкой границы, исходя как из геополитических, так и экономических интересов. Это, в частности, эксплуатация нового транзитного коридора с восстановлением железнодорожного сообщения между Арменией и Турцией и энергетические проекты с прямым участием российских компаний. Что касается стратегического партнерства Армении и России, в том числе ее военной компоненты, включая российскую военную базу, то процесс урегулирования армяно-турецких отношений является важным дополнением внешнеполитического курса Армении, но никак не за счет снижения уровня армяно-российских союзнических отношений. Какой резон менять журавля в руках на синицу в небе?

ИА REGNUM Новости: Тем не менее, нормализация армяно-турецких отношений повлияет на позиции сверхдержав в регионе?

Вы знаете, это тот редкий случай, когда интересы сверхдержав совпадают. Не часто бывает, когда США, Россия и ЕС заинтересованы в одном и том же процессе. Без их посреднических усилий сдвинуть процесс с мертвой точки было бы труднее и эти усилия необходимы и в обозримом будущем. Сейчас силовые центры играют не по принципу "кто за счет кого", а по принципу взаимодополнения, и, я надеюсь, что подобная политика продолжится и впредь.

ИА REGNUM Новости: Как скажется нормализация отношений Армении с Турцией на роли Ирана в регионе? Какова позиция Тегерана по данному вопросу?

Президент Ирана уже заявлял, что поддерживает процесс нормализации армяно-турецких отношений, но в Иране может быть и настороженное отношение к этому процессу. Тегерану выгодно установление стабильности в регионе, поскольку это для них открывает дополнительные возможности. Разблокирование коммуникаций, связывающих Армению и Турцию, вовсе не означает приостановления проектов с Ираном. Это касается и железной дороги, и других коммуникационных проектов, связывающих Армению с Ираном. В целом урегулирование отношений Армения-Турция не может строиться в ущерб развивающимся отношениям Армении с Ираном.

ИА REGNUM Новости: А как насчет Грузии? Не вызывают ли отношения Армения-Турция ревность Тбилиси в связи с возможной утратой Грузией роли доминантной транзитной страны в регионе?

Если смотреть на региональные процессы глобально, нормализация отношений Армении с Турцией может только способствовать поднятию уровня сотрудничества Армения-Грузия на более высокий уровень, поскольку в контексте, где присутствует степень коммуникационной зависимости, может проявляться и фактор использования такой зависимости, а нормализация армяно-турецких отношений позволит продолжить сотрудничество между Ереваном и Тбилиси без подобных возможных осложнений. Более того, с учетом напряженности нашего региона, большее вовлечение различных игроков исходит из интересов каждого из них в отдельности. Так что от нормализации армяно-турецких отношений Грузия может потерять в малом, но выиграет в большом.

ИА REGNUM Новости: Как на ваш взгляд, внесет ли предстоящий визит президента Армении в Турцию какое-то потепление в двусторонние отношения?

Достаточно напомнить, что старт началу качественно нового процесса армяно-турецких отношений был дан год назад, когда президент Армении Серж Саркисян пригласил в Ереван президента Турции Абдулу Гюля для совместного просмотра футбольного матча. Подписание армяно-турецких протоколов в Цюрихе - это и есть итог начавшегося процесса и начало нового, не менее трудного этапа. Визит президента Армении в Турцию может послужить стимулом для дальнейшего продвижения вперед.

ИА REGNUM Новости: Конечно, прогноз - дело неблагодарное, но тем не менее, как вы оцениваете шансы армянской сборной на предстоящем матче 14 октября?

Футбольная дипломатия - это гораздо более высокий уровень, и я акцентирую внимание именно на этом высоком уровне. Что касается непосредственно футбольного матча, то я думаю - это тот случай, когда нет проигравших и выигравших.

ИА REGNUM Новости: Г-н Кочарян, чем объяснить трехчасовое опоздание подписания армяно-турецких протоколов?

Согласно договоренности, стороны до начала подписания протоколов должны были обменяться через швейцарских посредников текстами выступлений двух министров. Армянская сторона передала свой текст заявления за 5 часов до начала церемонии подписания. С содержанием заявления турецкого министра мы были ознакомлены непосредственно перед началом церемонии. В нем были положения, неприемлемые для армянской стороны, а именно попытки подвергнуть сомнению факт геноцида армян и увязать процесс карабахского урегулирования с нормализацией двусторонних отношений Армения-Турция. Фактически те положения, которые турецкой стороне не удалось зафиксировать в тексте протоколов, Анкара хотела устами своего министра озвучить на церемонии, что и привело к задержке процедуры подписания и отмене выступлений. Этот инцидент наглядно продемонстрировал, что успех процесса урегулирования армяно-турецких отношений определяется степенью приверженности сторон действовать на всех этапах согласно договоренностям и без предварительных условий.

ИА REGNUM Новости: Насколько соответствует действительности информация российских СМИ о записке Лаврова Налбандяну, в котором российский министр призывает Налбандяна подписать протоколы без последующего заявления?

Тот факт, что СМИ отмечают, что Лавров обратился к Налбандяну по имени, очень похоже на действительность. Потому что отношения двух министров дружественные и они обращаются друг к другу по имени. Конечно, Россия имеет большой вклад в ходе всего процесса по урегулированию армяно-турецких отношений. Но такой записки, по крайней мере, армянская сторона не получала.

ИА REGNUM Новости: На каком этапе находится согласование Мадридского документа, в какие сроки он может быть приведен в окончательный вид и подписан?

Все зависит от степени конструктивности сторон. Озвучиваемые азербайджанской стороной заявления свидетельствуют о неготовности Баку к компромиссам. Однако односторонних компромиссов не бывает. Армянские стороны - Армения и Нагорно-Карабахская Республика никогда не пойдут на односторонние уступки. А Баку продолжает исходить из принципа "все или ничего", поэтому говорить о конкретных сроках очень трудно.

ИА REGNUM Новости: Тогда чем объяснить оптимизм МГ ОБСЕ?

Я понимаю сопредседателей. У них две миссии. Одна - сохранить тот хрупкий мир, который установился после подписания трехстороннего (Нагорно-Карабахская Республика, Азербайджан, Армения) документа о режиме прекращения огня. И не стоит недооценивать значение как самих переговоров, так и деятельности комиссии по мониторингу режима прекращения огня для поддержания этого мира. Вторая - найти компромиссное решение по урегулированию карабахского конфликта. Если в этом вопросе нет ощутимого результата - это вина не МГ ОБСЕ, а сторон, а точнее бескомпромиссного Азербайджана. С другой стороны, каждая новая встреча президентов - это шаг на пути к преодолению этой бескомпромиссности.