Эксперты по Северному Кавказу отмечают, что ситуация в регионе остается сложной. Какой фактор является наиболее определяющим в эскалации напряженности в этом регионе? На этот и другие вопросы корреспондент ИА REGNUM Новости попросил ответить эксперта, депутата парламента Северной Осетии Валерия Гизоева.

Мне представляется, что таких наиболее важных факторов несколько, и среди них можно выделить то, что у федерального центра нет серьезной научно-обоснованной идеологической программы, которая могла бы послужить достижению согласия и мира на Северном Кавказе. Другими словами, взрывоопасность в Северо-Кавказском регионе связана, в том числе с отсутствием у Кремля соответствующей идеологической программы. В свое время президент США Никсон утверждал, что гораздо выгоднее вложить доллар в пропаганду, чем 10 долларов - в создание новых видов вооружений, так как оружие стреляет редко, а пропаганда работает ежечасно.

Когда нет серьезной идеологической работы, то в этом вакууме появляются взрывоопасные идеологические бомбы, которые если взорвутся, то, как говорится, мало не покажется. Любые неосторожные действия в области идеологии могут спровоцировать взрыв огромной мощности. Вспомним, как амбициозный, склонный к авантюризму руководитель Чечено-Ингушской Республики Завгаев пригрозил Москве отказом подписать Союзный договор, широко разрекламировав свой поступок в СМИ. Дело, как мы знаем, обернулось приходом к власти генерала Дудаева и дальнейшей развязкой кровавого конфликта. Конечно, предпосылки для чеченской драмы уже имелись, но спичку в огонь все-таки подбросили указанные безответственные политики и идеологи в одном лице.

При этом если руководители регионов проявляют максимальную осторожность и выдержку при решении часто чрезвычайно сложных межэтнических проблем, то тем самым выбивают почву из-под ног безответственных "идеологов". Так, например, обоюдозаинтересованное стремление оптимизировать осетино-ингушские отношения Главы Республики Осетия - Алания Таймураза Мамсурова и президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова практически сделали анахронистическими заявления "идеолога" Б. Костоева, утверждающего, что за всеми бедами ингушского народа "торчат знакомые осетинские уши". Анализ имеющихся идеологических концепций, предлагаемый специалистами, на мой взгляд, имеет не совсем верные векторы своих целевых установок или не совсем отражает реалии сегодняшнего дня в этом беспокойном регионе. Но самое главное, что они не имеют под собой прочной опоры, то есть российской национальной идеи. А ее, собственно, у России в настоящее время нет.

Национальная идея - это ясное, понятное и принятое основной частью общества представление об идеале развития нации на определенном этапе своей истории. Ее выработка должна стать одним из наиболее главных приоритетов в работе руководства страны, политических партий и патриотических общественных организаций. При этом принципы, на которых она должна базироваться, это, во-первых, консолидация российского общества независимо от национальностей, вероисповедания, политической ориентации, социального положения; во-вторых, повышение социально-экономического, культурного и военного потенциала, в-третьих, национальная идея должна обязательно характеризоваться взаимопониманием населения и власти. Национальная идея должна объединять, консолидировать все общество, сплотить его, так как ее стратегия направлена на выживание, процветание и развитие всего населения страны. Если нет национальной идеи, то, трудно представлять в каком обществе мы живем, какое у нас отношение к общечеловеческим и нашим традиционным ценностям. Можно сказать и наоборот, пока мы окончательно не определились с тем, кто мы, что ценим и куда идем, и пока не станем обществом, где очевидно идет действенная борьба за социальную справедливость, сформулировать национальную идею трудно. Конечно, просто продекларировать какой-нибудь популистский лозунг и назвать ее национальной идеей. Но таковой она может стать только тогда, когда большинство в стране почувствует свою сопричастность к ней и увидит в ней надежду на свое благополучие и благополучие своих детей в настоящем и будущем.

ИА REGNUM Новости: Если бы национальная идея была выработана, то на какие цели была бы ориентирована построенная на ее основе идеологическая работа на Кавказе?

Если бы наша национальная идея окончательно сформировалась, то мы четче бы видели наших противников и союзников как внутри страны, так и за ее пределами, и получили бы, как сказал эксперт А. Севастьянов, оптимальное направление развития страны и нации на обозримую перспективу. И хоть ее пока нет, отдельные конструкции ее составляющей мы себе можем представлять довольно четко. Это позволяет хотя бы частично ответить на ваш вопрос. Идеологическая работа на Северном Кавказе должна иметь основные стратегические цели: защитить северокавказское население от враждебной идеологии США и их союзников, ваххабизма, межнациональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных и внутриэтнических противоречий и от деятельности "пятой колонны" в республиках Северного Кавказа, обеспечить возможность уменьшения коррупции, безработицы, нищеты, сформировать, особенно у молодежи, уважительное отношение к другим народам России и, наконец, привить нормы здорового образа жизни. Коснемся хотя бы вкратце некоторых из этих целей. Вначале приведем отдельные положения из доктрины Алена Даллеса - бывшего шефа ЦРУ США, которые звучали так: "Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом".

Через все доступные каналы, в том числе через небезызвестную "пятую колонну", не считаясь с огромными финансовыми затратами, янки на деле реализовывали и реализовывают, и в данном случае на Северном Кавказе все положение этой доктрины. Понятно, что и очевидное повышение в последнее время интереса к проблемам этого чрезвычайно важного в геостратегическом отношении региона в американских университетах (Беркли, Гарвард, Колумбийский и др.) совершенно не случайно. Не зря В.В. Путин заявил, что "США перешагивают своих национальных границ во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарных сферах". В добытых в 80-х годах советской разведкой материалах по так называемому "Гарвардскому проекту" имелись планы по развалу СССР. Цели эти, увы, уже достигнуты... В качестве "приложения" к ним был подготовлен проект "Завершение", предусматривающий расчленение теперь уже России, то есть Сибирь - для США, Северо-запад - для Германии, Юг и Поволжье - для Турции, Дальний Восток - для Японии.

После прихода к власти Обамы этот проект никто не собирается класть под сукно или тем более выбрасывать в помойную яму истории. Именно США и их союзники в настоящее время создают идеологическую основу терроризму на Северном Кавказе, который, по мнению специалистов, объявили зоной своих национальных интересов более... 30 государств мира. Если мы не сможем отстоять Северный Кавказ, то последствия для России могут быть самые непоправимые. Как говорили в Древнем Риме, "за все заплатит проигравший". К сожалению, на заседании Госсовета в текущем году в Ростове-на-Дону идея необходимости создания реальной эффективной системы защиты от информационного терроризма не стала предметом детального обсуждения.

ИА REGNUM Новости: Что облегчает эффективность достижения цели для враждебной идеологической пропаганды на Северном Кавказе?

Для того чтобы ответь на этот вопрос, по моему мнению, надо вначале ясно представлять, какие основные силы кроме федерального центра создают имеющееся социально-политическое положение на Северном Кавказе. Ни для кого не секрет, что этими силами, в основном "в мусульманских" республиках, являются кланы. Последние представляют собой политико-экономические сообщества и могут формироваться на семейных, тейповых, родовых, тухумных и этнонациональных традициях. Условно их можно представить двумя группами - первая - находящиеся "у власти" и опирающиеся на правоохранительные структуры, использующиеся официальные СМИ и т. д., и вторая - находящиеся в оппозиции. Последние нередко апеллируют к "шайтанам", то есть террористам, имеют в коридорах местной власти свою надежную агентуру и стремятся добиться овладеть властью и, естественно, доступом к перераспределению, как местных, так и федеральных финансовых ресурсов. И те, и другие группы кланов обязательно имеют своих "лоббистов" в федеральном центре. Только наивные исследователи (Б. Соколов "Русский журнал") считают, что федеральные дотации "распиливают" только сами местные, кавказские чиновники и чтобы устранить это зло, надо просто все республики Северного Кавказа объединить в "Кавказский край". Все эти обстоятельства учитывают наши идеологические противники "за бугром" и пытаются через свою агентуру, в том числе "пятую колонну", усиливать их негативные стороны, поднимая тем самым температуру общественно-политической ситуации в регионе для того, чтобы взорвать ее и, в конечном счете, вытеснить отсюда Россию.

ИА REGNUM Новости: Какое место занимает религия, главным образом ислам, в идеологической работе на Северном Кавказе?

По имеющейся информации, только в одном Дагестане, не считая других республик Северного Кавказа, в настоящее время 2220 суннитских, 1122 джума-мечетей, 699 квартальных мечетей и более 2500 служителей исламских объединений. В обороте находится более 700 наименований исламской литературы. Все это говорит о колоссальных идеологических возможностях, которые могут быть здесь силы "пророссийского" и "антироссийского" направлений. И здесь нужен серьезный научный анализ ситуации для того, чтобы определить демаркационную линию в мусульманских объединениях, которая отделяет нас от наших недругов. В целом, по моему мнению, если религия не стремится вмешиваться в политические процессы общества с целью получения определенных выгод и преференций, а оказывает народу помощь в лечении ее душевных ран, в борьбе против пьянства и наркомании, то можем считать, что она вносит свою лепту в копилку благодеяний для общества. Положительным примером такого сотрудничества можно назвать объединение усилий губернатора Ткачева и митрополита Исидора в борьбе против наркомании на Кубани. Однако хоть статья 14 Конституции РФ гласит, что "никакая религия не может "устанавливаться государственной или обязательной и по названию Россия является светским государством, но тем не менее мы становимся очевидцами все более активного вмешательства клерикальных процессов в политическую жизнь России. Как христианство, так и ислам, по мнению академика РАН Жана Тощенко, предложили государству свои концепции социального развития. Мне кажется, тут уместно вспомнить и учитывать известное выражение знаменитого просветителя и президента Индии Джавахарлала Неру, что "официальная религия неизменно превращается в организацию, преследующую свои корыстные интересы, и таким образом неизбежно становится реакционной силой, противостоящей изменениям и прогрессу".

ИА REGNUM Новости Что должно быть главным в идеологической программе для Северного Кавказа?

Самое главное, это то, что она должна исходить, прежде всего, из сущности российской национальной идеи, конкретизировать ее во всех аспектах, касающихся жизни всего российского общества, в том числе северокавказского. Эта программа, как и национальная идея в целом, должна формироваться исключительно на основе принципов научного анализа состояния нашего общества, экономики, культуры и т. д. Работа широкомасштабная и трудоемкая, но чрезвычайно необходимая. Возьмем, к примеру, только один из ее аспектов, т. е. лишь ту часть, которая связана с воспитанием подрастающего поколения, молодежи, что называется, с детсадовского возраста. Эта программа для всей российской молодежи должна формировать и широко пропагандировать образы "идеальных" молодых людей, которые отличаются патриотизмом, трудолюбием, благородством, мужеством, уважением к старшим, стремящиеся к здоровому образу жизни и другим "человеческим качествам". При этом идеальный герой должен быть любой профессии. В центральной газете Китая, ставшего одним из мировых супердержав, "Женьминь жибао", в статье "60 лет дорогами молодости" приводятся кумиры молодежи, среди них буровик-нефтяник, военнослужащий, математик, певица, спортсменка, космонавт и даже мама-полицейский.

"Идеальные" образы должны вырабатываться и для детей. Вспомним, как эффективно работали в деле формирования патриотизма образы гайдаровских детских произведений, в том числе герой Мальчиш-Кибальчиш. От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа, писал в 17-м веке английский философ Локк.

Естественно, что образы "идеальных" героев должны идти до нашей молодежи через СМИ, о них должны петь песни, сочинять романы. "Идеал - это путеводная звезда. Без него нет твердого направления, а нет направления - нет жизни", - говорил Лев Толстой.

В настоящее время главным жизненным ориентиром для современной кавказской молодежи, как впрочем, и для всей России, становятся исключительно деньги и карьера на работе. Это результат того, что ей внушили систему ценностей исключительно потребительского общества. При этом молодежь зачастую не коробит, если путь к достижению социальных благ и положения в обществе сопряжен с криминалом. Нарушать закон и при этом умение избежать наказания возводится в ранг большого достижения и молодецкой удали. И этому в значительной мере способствует полнейшая неразбериха в настоящее время в нашей стране в области идеологического воспитания молодежи

А то, что вытворяют герои "Дома-2" стало уже притчей во языцех. Почти все радио и телеканалы отданы на откуп шоу-бизнесменам, многими сайтами в Интернете заправляют грязные дельцы и им всем лишь бы делать деньги, а тлетворное идеологическое влияние их духовной продукции на молодежь их совершенно не волнует. И если об этом кто-то и заикнется, то сразу поднимают в доступных им СМИ громкий шум о возврате "к диким принципам идеологии социализма", о "нарушении свободы слова". На Северном Кавказе, если молодой человек не входит в структуру кланово-кадрового монолита, то чувствует свою социальную незащищенность и на фоне практически полного отсутствия идеологической пропаганды или при наличии той, что называют, "чрезмерно либерализованной", легко поддается антироссийской агитации. То, что мы сейчас пытаемся решить северокавказские проблемы без соответствующей идеологической программы, может завести нас окончательно в тупик, и никакие силовые и экономические мероприятия уже не смогут нам помочь.