Пока история будет обслуживать политику, того, что происходит и в России, и на Украине, и в Молдавии, никакой исторической истины о Второй мировой войне мы не выясним. Об этом заявил 13 октября в ходе видеомоста Москва-Киев-Кишинёв обозреватель "Российской газеты" Виталий Дымарский, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости.

"Так мы не сможем достичь компромисса", - сказал Дымарский.

"Я бы предложил создать авторский коллектив историков из всех постсоветских стран, которые готовы выйти из мифов военной истории как сталинского, так и нынешнего времени. Настоящая история войны ещё не написана. Если поставить такую задачу, возможно, к следующему юбилею получилось бы создать некую общую историю. Естественно, согласовать интересы разных стран полностью невозможно. Но, тем не менее, историки легче договариваются между собой, чем политики", - считает Дымарский.

"Я категорически не согласен с высказанным господином Дымарским мнением о том, что речь идёт о сугубо исторических проблемах", - заявил, в свою очередь украинский историк, вице-президент Центра системного анализа и прогнозирования Виктор Воронин. "Это не история, это современность. И то, что на Украине сейчас проводится государственный курс фашизации - это не проблема истории. Это не только внутриукраинская проблема, это вопрос украино-российских взаимоотношений и позиционирования Украины в мире", - сказал эксперт.

"Например, решение Нюрнбергского трибунала признало СС преступной организацией. И все, принадлежащие к этой организации, являются военными преступниками. Сейчас на Украине на государственном уровне героизируются дивизия СС "Галичина" и гауптштурмфюрер СС Роман Шухевич. Это никак не может быть сугубо исторической проблемой. Я также не понимаю, о каком компромиссе и о какой "совместной группе историков" в данном случае может идти речь. Большинство историков Украины выполняет государственный заказ. Если секретариат президента даёт им указания писать об оккупационной роли советской армии и о том, что солдаты дивизии СС "Галичина" были подлинными героями Украины, и если они будут состоять в одной группе с российскими историками, то какой в итоге получится компромисс? Тем более, что в данном случае никакой компромисс не нужен", - подчеркнул Воронин.

"То, что происходит на Украине, является проблемой всего СНГ, а в более широком плане это проблема Европы. Мы видим, как некогда демократическое правовое государство, которым оно было до 2004 года, на глазах фашизируется и превращается в тоталитарную диктатуру", - сказал Виктор Воронин.

В свою очередь, российский политик Владимир Рыжков заявил, что есть пример, когда непримиримые враги смогли выработать совместное понимание истории. "Это французы и немцы, которые примирились и возглавили европейскую интеграцию", - утверждает он.

"Я против того, чтобы переписывать историю, но я также против того, чтобы её замалчивать. До сих пор в России по непонятной мне причине засекречен массив документов по массовому голоду начала тридцатых годов, равно как засекречены массивы документов по депортациям из Прибалтики и по происходившему в 1945-1946 году в оккупированной Германии. Россия также до сих пор занимает невнятную позицию по Катынскому расстрелу", - сказал Рыжков. По его мнению, одной из главных нынешних задач является открытие архивов и обеспечение историкам нормальных условий для работы.

"Конечно, история должна быть объективной. Однако когда говорят "раскройте архивы", прежде всего, почему-то имеется в виду желание разоблачать нашу страну", - заявил, в свою очередь президент Академии военных наук, генерал армии Махмут Гареев. "Почему говорят о Катыни, но ничего не говорят о судьбе 60 тысяч советских военнопленных в Польше 1920 года? При этом здесь есть не только идеологические и политические соображения. Вот один из среднеазиатских руководителей на днях говорит: "Гитлер на нас не нападал. Почему вы посылали на фронт наших людей? Пусть Россия выплатит деньги семьям всех погибших". Ставятся шкурные вопросы, не связанные с политикой и идеологией", - отметил Гареев.

"Сейчас говорят об оккупации Украины. Но при этом мы помним, сколько украинцев было среди солдат, сержантов, командующих советской армией. Что, украинцы сами себя оккупировали? Какие архивные документы нужны, чтобы это подтвердить?", - задался вопросом Гареев.

"Мы никогда не разберёмся с ситуацией 1941 года, пока не будет раскрыто дело Гесса в Англии. Они нам говорят "откройте архивы", но дело Гесса по-прежнему засекречено, причём ни по телевидению, ни по радио, никто не говорит "откройте документы", - заявил генерал.