Официальные представители НАТО на семинаре по Южному Кавказу в Брюсселе заявили, что вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта продолжает оставаться открытой раной на Южном Кавказе, пишет степанакертская газета "Азат Арцах". По их словам, из-за имеющихся на Южном Кавказе конфликтов, в том числе и нагорно-карабахского, в Европе с недоверием воспринимают интерес НАТО к южнокавказскому региону. В то же время было отмечено, что странам, вовлеченным в серьезные территориальные конфликты, весьма сложно будет вступить в НАТО, не решив эти проблемы. Что же касается присутствия России в южнокавказском регионе, то представители НАТО отметили, что тесное сотрудничество Еревана с Москвой исходит из национальных интересов Армении.

НАТО намерено рассматривать Южный Кавказ не как общий регион, а как три отдельных государства - Армения, Азербайджан и Грузия. Об этом, по сообщению агентства ArCNews, заявили официальные представители НАТО на семинаре в Брюсселе по партнерству со странами Южного Кавказа. Отметим, что до этого на саммите НАТО в Праге был утвержден механизм сотрудничества Альянса со странами-партнерами по "Плану действия индивидуального партнерства", в том числе и с Арменией, Азербайджаном и Грузией, гарантирующий индивидуальный подход к ним со стороны НАТО. По мнению руководства Североатлантического альянса, это окажет содействие проведению реформ в этих странах, а также позволит объединить усилия и возможности стран-партнеров НАТО в борьбе с международным терроризмом.

Процесс передислокации в Армению из Грузии подразделений группы российских войск в Закавказье вызывает в Баку недовольство, так как тем самым происходит усиление позиций Армении. Об этом заявил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев. "Тем более что Армения, оккупировавшая часть азербайджанских территорий, постоянно угрожает Азербайджану", - сказал он. В связи с этим, продолжил В.Гулиев, усиление Армении не отвечает национальным интересам Азербайджана, пишет "525-я газета". Вместе с тем агентство PanARMENIAN передает, что согласно заявлению посла Азербайджана в США Гафиза Пашаева, Соединенные Штаты намерены увеличить военное содействие Азербайджану. По его словам, договоренность об этом была достигнута в ходе недавнего визита азербайджанской делегации в США. Стороны, в частности, планируют укрепить сотрудничество в области общеармейской подготовки, а также контроля водных и воздушных границ Азербайджана.

Выступая в Славянском университете г. Баку посол Великобритании в Азербайджане Эндрью Такер на вопрос о нынешней позиции его страны относительно карабахского конфликта напомнил о людях, ставших жертвой этого военного конфликта, и сказал, что Великобритания желает видеть на Южном Кавказе мирную жизнь. По словам посла, "Британия выступает за переход карабахского конфликта в долгосрочный мир, а это зависит непосредственно от сторон конфликта". Дипломат считает, что вмешательство посредников со стороны лишь скрадывает проблему, которая "может вызвать еще более страшный взрыв". ("Ноян Тапан").

Посол США в Армении Джон Ордуэй заверил, что у международных посредников в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху - США, России и Франции - нет каких-либо разногласий, сообщает агентство ArCNews. Напротив, согласие, достигнутое за последние годы, очень стабильно и твердо, и нет никаких признаков того, что в ближайшее время оно может быть нарушено, отметил посол. На вопрос о причинах повторного переноса сроков визита сопредседателей МГ ОБСЕ в регион конфликта посол заметил, что приезду посредников, с одной стороны, помешала предвыборная ситуация в Армении и Азербайджане, с другой, - состояние здоровья президента АР Гейдара Алиева. Однако, сопредседатели твердо намерены посетить регион конфликта и находятся в ожидании первого удобного повода. Они продолжат работу как над сохранением перемирия, так и над достижением прогресса в процессе урегулирования, отметил Джон Ордуэй.

Если новые предложения Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-армянского конфликта окажутся несколько видоизмененным вариантом старых и не будут отвечать интересам Азербайджана и международному праву, официальный Баку их не примет, утверждает "525-я газета". По словам заведующего отделом международных связей Исполнительного аппарата президента АР Новруза Мамедова, пока не известно, основаны ли эти предложения на старых принципах. "Дезинформаторы распространяют подобную информацию для того, чтобы будоражить азербайджанскую общественность", - сказал Н.Мамедов. Мамедов утверждает, что позиция Азербайджана заключается в том, что "какими бы ни были эти предложения, они должны обеспечивать территориальную целостность страны".

Личный представитель президента Азербайджана по карабахскому урегулированию заместитель главы МИД Араз Азимов сказал, что если в предложениях сопредседателей Минской группы ОБСЕ "окажется солидная идея по дальнейшим переговорам, никто не будет против", пишет "525-я газета": "Принципиальная позиция Азербайджана остается и будет неизменной: освобождение захваченных земель, возвращение беженцев и решение политических проблем на основе норм международного права. Здесь возможен и поэтапный, и пакетный вариант". По словам А.Азимова, карабахские армяне могут быть обеспечены системой самоуправления в рамках целостности Азербайджана. "Другой вариант невозможен. Уступки должны быть взаимными, мы же уже исчерпали лимит уступок: армянское население Карабаха получит наивысший статус самоуправления". Как передает агентство "Арминфо", Азимов заявил, что Азербайджан обратился в Венецианскую комиссию Совета Европы с просьбой о подготовке "модели самоуправления Нагорно-Карабахского региона". А.Азимов сообщил также, что против этой инициативы выступает Армения и ряд других стран, "что затормаживает процесс". Замминистра положительно оценил участие Совета Европы в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Говоря о встрече личных представителей президентов Армении и Азербайджана, Азимов отметил, что "сейчас необходимости в подобных встречах нет".

Бесперспективным назвала бакинская "525-я газета" предложение министра иностранных дел Ирана Кямала Харрази о сотрудничестве между Ираном, Турцией, Россией, Азербайджаном, Грузией и Арменией по формуле 3+3. В основе всех предложений Ирана относительно региона стоит желание вытеснить США с Южного Кавказа или, по крайней мере, ослабить их позиции, утверждает автор статьи, и продолжает: "в условиях нерешенности карабахской проблемы и необеспечения территориальной целостности Азербайджана это предложение выглядит несерьезно". По мнению газеты, Армения и Россия препятствуют также решению абхазской, осетинской и джавахетской проблем в Грузии, что также сводит перспективы предложения к нулю. Более того, "последний геополитический шаг России - создание нового оборонного союза из некоторых стран СНГ также перечеркивает шансы формулы 3+3 на выживание". Взамен "525-я газета" предлагает формулы 2+2 (США, Турция + Азербайджан, Грузия) и 2+1 (Россия, Армения + Иран), которые, по мнению газеты, и претворяются в жизнь.

Президент Азербайджана Гейдар Алиев не поедет в Санкт-Петербург. Азербайджанскую делегацию, которая примет участие в торжественных мероприятиях, связанных с 300-летием северной столицы России, возглавит премьер-министр АР Артур Расизаде. Об этом сообщил заведующий отделом внешних связей исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов, передает "Де-Факто". Корреспонденту РИА "Новости" в посольстве Азербайджана в Москве сообщили, что такое "решение было принято в связи с состоянием здоровья президента". Таким образом, ожидавшаяся в Санкт-Петербурге очередная встреча президентов Армении и Азербайджана по карабахскому урегулированию не состоится. Газета "Зеркало" пишет, что поскольку встреча лидеров Содружества в Санкт-Петербурге является первой после создания Организации договора о коллективной безопасности в рамках СНГ, то это вызывает у официального Баку серьезные опасения. Об этом заявил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев. Он выразил надежду, что вошедшие в ОДКБ государства "с уважением будут относиться к вопросам безопасности и территориальной целостности других стран". Несмотря на это, опасения все же остаются, отметил В.Гулиев.

Прошедшую на днях в Баку конференцию на тему "Карабах вчера, сегодня и завтра", освещает газета "Зеркало". Лейтмотивом конференции, пишет газета, стал вопрос "что делать?". Диапазон предложений был очень широк. Так профессор Рахман Бадалов считает, что "демократия, освобождение от советских стереотипов - есть единственный путь в карабахском вопросе. Кто сегодня в мире займет сторону тоталитарного государства?". По мнению Фуада Мамедова, Азербайджану следует заботиться об опережающем (по сравнению с Арменией) развитии науки и высоких технологий, искусства, культуры производства, осуществления правильной кадровой политики. "Если такое случится, тогда мы будем больше любить свою страну, принимать ее беды как свои и вставать на защиту Родины", утверждает Мамедов. Согласно же Р.Мусабекову, азербайджанцы, "если не хотят капитулировать перед армянами, должны признать неизбежность силового решения проблемы". По мнению Мусабекова, "если военные действия продлятся один месяц и ограничатся линией Карабаха, то внешняя реакция выразится сожалением в связи с нарушением режима прекращения огня и новыми жертвами. Если война продлится на 3-6 месяцев, а столкновения развернутся на всей линии армяно-азербайджанской границы, то великие державы начнут выражать свою озабоченность и активно предлагать миротворческие услуги. Только при переносе военных действий на территорию Армении, возникновения угрозы падения Ханкенди (Степанакерт - А.Дж.) или же захвате новых районов Азербайджана следует считаться с жесткой реакцией ведущих держав и вмешательства международных организаций". Выступивший Азад Исазаде также считает, что "при проведении азербайджанской армией военной операции вполне возможно и шансы освобождения большей части Карабаха высоки", однако, "при довольно больших потерях в живой силе и технике и огромных материальных затратах".

Эксклюзивное интервью предоставил информационному агентству "Медиамакс" заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, бывший спецпредставитель президента РФ по урегулированию карабахского конфликта посол Владимир Казимиров.

В связи с ухудшением здоровья Гейдара Алиева многие предрекают дестабилизацию ситуации как в самом Азербайджане, так и на региональном уровне. Если подобный пессимистический сценарий станет реальностью, как это может отразиться на процессе карабахского урегулирования?

На мой взгляд, любая нестабильность в регионе карабахского конфликта противопоказана его урегулированию. Удобно ли строить дом в зоне оползней или в дни землетрясений? А за 9 лет пора поднять из руин мирные дома. Прекращение кровопролития, военных действий всегда было приоритетной задачей посредничества России как по гуманитарным соображениям, так и в целях стабилизации обстановки - как раз, чтобы облегчить переговоры. Внутриполитическая стабильность как в Азербайджане, так и в Армении облегчила бы переход всерьез к мирному урегулированию, а пока все это в дефиците, хоть и в разной мере. Стабильнее Нагорный Карабах, но его даже нет за столом переговоров. Правда, нет и прочного стола переговоров - посредники возят лишь раскладной столик в места эпизодических встреч двух президентов. Поднять диалог на высший уровень было резонно вследствие того, что стороны не пожелали принять ряд предложений посредников даже как основу для переговоров. Но и президенты не реализовали своих возможностей - трудно прийти к согласию, пока внутри каждого лагеря реализм не одержит верх над иррациональным максимализмом. Кто из лидеров честно сказал народу: ради прочного мира будьте готовы и к небезболезненным уступкам? Концентрация на первых лицах всей ответственности за урегулирование не такое уж благо. В отличие от министров президенты - лица выборные. Оба народа стали заложниками серии избирательных кампаний, надолго сбивающих переговоры, распаляющих псевдопатриотизм. Не говорю уж о загрузке президентов, состоянии их здоровья: среди них моложавые атлеты - редкость. Нужны нормальные стабильные переговоры на ответственном уровне и снятие всеми сторонами искусственных блокировок. В частности, как мне представляется, Баку надо отказаться от игнорирования армян Нагорного Карабаха, от блокирования экономических путей, снижения напряженности, а Еревану и Степанакерту - от требований пакетного решения всех вопросов сразу. Ультимативная формула "земли за статус" вряд ли пройдет, она лишь продлевает терзания двух народов, закрепляет и будет воспроизводить нестабильность. А вот "за безопасность" - гораздо естественнее и реалистичнее.

Российский соцпредседатель Минской группы ОБСЕ Николай Грибков говорил недавно о новых инициативах посредников по урегулированию конфликта. Насколько реалистично говорить сегодня о каких-либо "предложениях", "элементах" или нюансах?

Мне неизвестно, чтобы посол Николай Грибков делал подобные заявления о новых предложениях сопредседателей - это явно "испорченный телефон". По моим впечатлениям, посредники работают слаженно, дискретно, настойчиво и терпеливо. При нынешней полярности позиций дело за самими сторонами, а не за сопредседателями. Перекладывать на них ответственность за стагнацию процесса - нехитрая попытка прикрыть максимализм сторон. Именно он и завел в тупик, никому не дал в итоге и минимума. Посредники не раскрывают детали своей работы, но думается, что они могли бы не только доводить то, что обсуждают президенты, а показывать и другие возможности выйти на согласие или хотя бы сбить напряженность.

Ваши недавние статьи, опубликованные в российской прессе, были неоднозначно восприняты в армянских и азербайджанских СМИ...

Критические суждения азербайджанских и армянских СМИ по моим статьям в московской прессе (в связи с 9-летием перемирия) не удивляют. Посредническая работа приучила к тому, то тобой недовольны все. Аргументированная критика даже полезна - позволяет еще раз посмотреть, верен ли твой подход? Но если аргументы подменяют выпадами, то над чем тут думать? ("Медиамакс").

Степанакерт

26 мая министр иностранных дел НКР Ашот Гулян принял Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ Анджея Каспшика, находящегося в Нагорном Карабахе с краткосрочным визитом. На встрече были рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой и проведением миссией ОБСЕ мониторинга линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на Агдамском направлении. Участники беседы обсудили также комплекс проблем, относящихся к современному этапу процесса урегулирования карабахского конфликта. Особое внимание было уделено вопросам региональной безопасности и в этой связи - ситуации в зоне азербайджано-карабахского противостояния.

27 мая миссия ОБСЕ провела на Агдамском направлении плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, передает "Де-Факто". Группу наблюдения с позиций Армии обороны НКР возглавлял Личный Представитель Действующего Председателя (ЛП ДП) ОБСЕ Анджей Каспшик. В состав группы входили полевые помощники ЛП ДП ОБСЕ Ян Репа (Словакия) и Геннадий Корж (Украина). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Представитель министерства обороны НКР, принимавший участие в мониторинге, предоставил наблюдателям из ОБСЕ данные о нарушениях режима прекращения огня с азербайджанской стороны, имевших место в период между двумя последними мониторингами. Члены мониторинговой группы ОБСЕ посетили также военный госпиталь, ознакомившись с состоянием здоровья двух военнослужащих Армии обороны НКР. Они получили ранения в результате снайперской стрельбы с азербайджанской стороны, которая имела место в первой декаде мая на участке, где был проведен мониторинг. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НКР.

27 мая под председательством премьер-министра НКР Анушавана Даниеляна состоялось очередное заседание правительства республики, на котором было обсуждено свыше трех десятков проектов законов и постановлений, ряд других документов, сообщает информационный портал МИД НКР. Члены правительства дали свое согласие на обсуждение в Национальном Собрании таких законопроектов НКР, как "Об аудиторской деятельности", "О ломбардах и ломбардной деятельности", "Об основах культурного законодательства", "О физической культуре", "О личных кодах", "О личных данных", "О беженцах". Участниками заседания был одобрен также ряд постановлений социально-экономического характера, в том числе о восстановлении государственных средне-специальных учебных заведений, о проведении обязательного и периодического первичного медосмотра, порядке и формах лицензирования услуг телеграфной связи. Был утвержден также перечень подлежащего приватизации имущества, являющегося государственной и общинной собственностью.

25 мая состоялись выборы мэра города Шуши. Как сообщили агентству "Де-факто" в Центральной избирательной комиссии Нагорно-Карабахской Республики, в выборах приняли участие почти 65 процентов избирателей. Набрав 91 процент голосов, победу в них одержал Феликс Акопян, который и ранее возглавлял Шушинскую городскую администрацию. Это уже третьи по счету прямые выборы мэра города Шуши. Муниципальные выборы в НКР проводятся с 1998 года, после принятия Национальным Собранием республики закона о местном самоуправлении.

В Нагорно-Карабахской Республике успешно продолжается процесс приватизации государственных производственных предприятий, сообщает ИП МИД НКР. Согласно представленному в Национальное Собрание НКР отчету правительства республики, если из числа включенных в программу 86 обществ за 1998-2001 гг. было приватизировано всего 10, то уже в 2002 количество приватизированных акционерных обществ достигло 11. Против предусмотренных на этот же период 343 млн. драмов объем инвестиций в приватизированных обществах составил 525 млн. драмов, вместо обещанных 154 в них создано 244 рабочих места. В 2002 в республике приватизировано также 15 малых и полуразрушенных объектов.

Начальник Госуправления юстиции Роберт Айрапетян, на страницах газеты "Азат Арцах" разъясняет, требования Законопроекта НКР "О партиях". По его словам, партия создается на учредительном съезде, на котором принимается решение об учреждении партии, принятии ее программы, утверждении устава, формировании руководящего и контролирующего органов. Правомочность партии как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, для чего в Государственный регистр НКР должны быть представлены протокол учредительного съезда, устав и программа партии, паспортные данные членов руководящего органа, адрес местонахождения постоянно действующего руководящего органа и документ об уплате государственной пошлины для регистрации. Партия должна иметь не менее 100 членов и территориальные подразделения как минимум в 1/3 районов НКР, включая город Степанакерт. Газета сообщает, что сегодня на территории НКР действуют 14 общественно-политических организаций, из коих 8 имеют статус партии. Относительно вопроса финансирования партий, Айрапетян сообщил, что во-первых, это денежные средства партии, куда входят членские взносы, пожертвования, гражданско-правовые сделки и, во-вторых, государственное финансирование партий. На вопрос корреспондента: что действующие партии должны сделать в связи с принятием закона? Р. Айрапетян ответил, что партии и другие общественно-политические организации, созданные до вступления закона в силу в течение года обязаны привести свою программу, территориальный охват и устав в соответствие с требованиями закона и перерегистрироваться или оповестить о его необходимости Государственный регистр НКР. Не зарегистрированные в указанный срок и не оповестившие Государственный регистр партии и другие общественно-политические организации подлежат ликвидации.

В рамках реализуемой с начала текущего года программы "Безопасные игровые площадки для детей", Степанакертский офис МККК открыл 28 мая в селе Храморт Аскеранского района НКР первую подобную площадку. На церемонии открытия присутствовали официальные лица республики, представители международных организаций, жители села. Тут же были организованы различные соревнования детей. Согласно программе, разработанной совместно с властями и населением НКР, сооружение безопасных, отдаленных от заминированных участков игровых площадок предусматривается в 30 сельских населенных пунктах - в Мартунинском, Аскеранском, Гадрутском, Мартакертском и Шушинском районах. В ближайшее время площадка для детей будет открыта в с. Нахичеваник Аскеранского района. Программу в целом планируется завершить к концу текущего года. ("ИП МИД НКР")

25 мая завершился первый розыгрыш переходящего Кубка Национального Собрания НКР по пятиборью. Кубок был вручен Степанакертской школе N1 им. Хачатура Абовяна, добившейся наиболее высоких показателей. Эта школа завоевала также все первые призы как в командном, так и в личных зачетах. Второе и третье места в первенстве заняли соответственно средние школы села Бердашен Мартунинского района и школы N 1 г. Мартакерта. Кроме названных учебных заведений, специальных призов были удостоены также учащиеся средних школ г. Аскерана, села Мец Тагер Гадрутского района, им.Хачатура Абовяна г. Шуши. ("Де-Факто").

27 мая в Степанакертском Дворце культуры и молодежи состоялось торжественное открытие фестиваля художественной самодеятельности воинов-инвалидов Арцахской войны. Присутствовали представитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян, представители законодательной и исполнительной власти Нагорного Карабаха, воины-инвалиды Арцахской войны, сотрудники системы культуры. Спонсорами организации фестиваля выступили почти два десятка организаций. Открыл фестиваль министр образования, культуры и спорта НКР Армен Саркисян. В числе выступавших были председатель комиссии по социальным вопросам Национального Собрания Эдуард Агабекян, начальник отдела по воспитательной работе Армии обороны Гарик Жамгарян, министр здравоохранения Зоя Лазарян, предстоятель Арцахской епархии Паргев Мартиросян, участник фестиваля Артак Погосян. "Престиж государства обусловлен его политикой в отношении инвалидов. Государство обязано взять под свою опеку воинов-инвалидов и постоянно держать в поле своего зрения волнующие их проблемы, ибо они посвятили свою жизнь делу становления государственности Нагорного Карабаха", - отметил в своем слове Эдуард Агабекян. Во Дворце культуры и молодежи состоялось открытие выставки-продажи работ воинов-инвалидов (изобразительное искусство, резьба по дереву, серебряные изделия, народные ремесла), по завершении которой состоялось выступление Государственного этнографического ансамбля "Мы - наши горы". По словам министра образования, культуры и спорта НКР Армена Саркисяна, в нынешних тяжелых социально-экономических условиях материальное положение инвалидов не совсем благополучное, посему организованная выставка-продажа - это попытка улучшения в определенной степени их материального положения. Воинам-инвалидам предоставлена возможность поиска и достижения новых результатов будь-то в сфере изобразительного искусства или народных ремесел. Если инвалид пребывает в творческом поиске то, естественно, раскрывается и его творческое мастерство. ("Азат Арцах").

Газета "Азат Арцах" анализирует итоги парламентских выборов в Армении. По мнению газеты, успеха на выборах добились, с одной стороны те, в чьих руках находятся силовые рычаги, с другой стороны, те, кто применил новые и более цивильные технологии. В числе последних, разумеется, "Оринац еркир", АРФД и Объединенная трудовая партия. Изобилие "псевдоавторитетов" "Азат Арцах" объясняет тем, что они идут в парламент с целью защиты своего в основном полулегального бизнеса, что является серьезным ударом для развития экономики Армении. Газета заявляет, что из опыта предыдущего парламента известно, как принимаются законопроекты, являющиеся следствием экономического лоббинга и бьющие по интересам среднего класса. Какое в Армении будет сформировано правительство? "В ходе одной из встреч президент Роберт Кочарян намекнул о коалиционном правительстве. Однако из опыта других стран не известно ни одного случая, когда коалиционные правительства добивались существенного успеха и экономика развивалась. Коалиционные правительства не могут работать эффективно, поскольку не формируются как единая команда с единой идеологией и стилем работы. И жизнь у них, как правило, короткая. И последнее - оценки наблюдателей. Они вновь незавидные, хотя и фиксируют "позитивные тенденции". По сути, после каждых выборов картина та же, и рядовой избиратель недоумевает: годы проходят, а конца позитивных тенденций так и не видно".