Главный итог прошедшего 9 октября в Кишинёве саммита СНГ заключается в том, что СНГ до сих пор не закрыли. Такую точку зрения высказал 12 октября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости российский политолог Михаил Ремизов.

Отвечая на вопрос по поводу отсутствия на саммите президентов Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, политолог сказал: "По всей видимости, у центральноазиатских президентов существует какой-то кодекс легитимистских представлений о полноценной власти, которым действующая молдавская власть пока не соответствует. Мне кажется, что для азиатских лидеров оказался существенным подтекст неполноценности принимающей стороны. Присутствие Мариана Лупу, который является лишь кандидатом в президенты, на собрании действующих президентов - одна из причин, по которым некоторые лидеры сочли подобный формат недостойным себя. Дело в том, что это был не просто Лупу - это была принимающая сторона".

Говоря о заявлениях представителей новой молдавской власти о стремлении Молдавии к активному сотрудничеству в рамках СНГ, эксперт заявил: "Мне кажется, что на СНГ все давно поставили крест, однако это не значит, что данное заявление полностью бессмысленно. Оно направлено в сторону России и других постсоветских государств. Это речевая форма, которая позволяет упомянуть Россию через запятую с другими постсоветскими соседями. Речь идёт не об институте, речь идёт о ключевом наборе государств. По сути, СНГ и существует в качестве речевой конструкции, удобной для обозначения некой совокупности стран".

Анализируя дальнейшие перспективы Содружества, Ремизов сказал: "Оно уже так долго ведёт жизнь после смерти, что здесь уже сложно что-либо прогнозировать. Это образование настолько фиктивно, что никто не заинтересован в его окончательном умерщвлении. Сегодня это ни к чему не обязывающая форма общения первых лиц постсоветских государств, но даже опыт этого саммита показывает, что для обеспечения успешного функционирования этого клуба необходим ряд предпосылок, которые в данном случае не все были налицо".

Рассуждая о возможности появления более ярко выраженного формата для интеграции постсоветских государств, политолог заявил: "На мой взгляд, это может быть только объединение ЕврАзЭС и ОДКБ. По отдельности эти две структуры - всего лишь профильные международные организации в экономической и военной сферах, но в случае их объединения мы могли бы говорить об интеграционном блоке, о сообществе исторического выбора его стран-участниц по аналогии с ЕС. Это было бы корректной формой обозначения сферы приоритетных интересов России. Крупное государство не может сказать, что, мол, вот здесь находится зона моих интересов, поскольку я большое государство, а это маленькие государства. Маленькие государства говорят своим голосом, причём подчас очень громким. Для того чтобы корректно оформить свою зону интересов, необходимо сделать это в виде регионального интеграционного пространства. Такое пространство будет восприниматься полноценно, если оно включит в себя различные формы и аспекты интеграции, включая военные, экономические и гуманитарные. И мне кажется, что шаг по объединению ЕврАзЭС и ОДКБ дал бы такой эмергентный эффект. Но в чиновничьих кругах эта идея пока что маргинальна. Когда-то её, не знаю почему, высказывал узбекский президент. Сейчас ничто не говорит о её возможной реализации",- подвёл итог Михаил Ремизов.