Если рассматривать прошедший в Кишиневе саммит глав государств СНГ через призму перспектив молдавской политической жизни, то, пожалуй, единственным интригующим событием всего этого мероприятия стала встреча российского президента Дмитрия Медведева с кандидатом в молдавские президенты Марианом Лупу, выдвинутым на эту должность Альянсом за европейскую интеграцию (АЕИ). Интригующим по той причине, что какой-либо внутренней содержательности формат беседы политика самого высокого ранга из Российской Федерации с лидером парламентской фракции (всего лишь одной из пяти, причем отнюдь не самой многочисленной) из Республики Молдова не мог предполагать в принципе. А значит для кремлевского лидера, согласившегося на подобную встречу, важна была, назову ее так, содержательность внешняя. Иными словами, важна была демонстрация, причем демонстрация именно поддержки.

Причем мне персонально мало интересен вопрос, по какой такой причине Россия решила накануне предстоящего избрания президента Молдавии открыто показать, что на этих выборах она "ставит" на кандидата от новой власти. Которая, напомню, возникла вопреки желанию России. Или, если угодно, вопреки тому, что еще совсем недавно всем нам демонстрировалось как "желание России". Решила показать, ну и ладно. Жираф большой, ему видней.

Гораздо интересней уяснить, кому именно была адресована демонстрация медведевской поддержки? А еще интересней, собственно, в этом и заключается интрига, попытаться представить себе, что может последовать в случае, если адресат начнет придуриваться, сделает вид, что не понял - что же именно ему продемонстрировали?

Впрочем, с адресатом тоже понятно. Поскольку показывать, что ты "за Лупу", ни сторонникам АЕИ в самой Молдавии, ни приветствовавшему создание Альянса Западу, ни даже восприимчивому к любого рода сигналам из России электорату молдавской компартии, без участия которого эти выборы пройдут, смысла никакого нет, становится очевидным, что вся эта незамысловатая демонстрация адресована исключительно парламентской фракции Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и, главное, ее бессменному лидеру Владимиру Воронину. Который по всякому поводу и без, и сам по себе, и устами персон из своего окружения, и до недавнего пленума ЦК ПРКМ, и после оного упрямо твердит одну и ту же, уже всем надоевшую, фразу: "Депутаты нашей фракции за Лупу голосовать не будут".

Вот как теперь, после того, как не то что "гнилые западники", которые, такие-сякие, не только давно подбивали Лупу "предать" вскормившую его компартию-мать, но и стимулировали появление в кампании досрочных выборов 29 июля одноименного политического проекта, а самолично российский президент четко дал понять, что в будущем предпочитает иметь дело с Марианом Лупу, - как теперь Воронину поступить?

Изобразить, что "не понял", и бросить все силы на "защиту Родины"? Которых, сил, ведь поубавилось. Уже нет в распоряжении ни административного ресурса, ни МВД, а завтра-послезавтра ни телевидения "общественного" не будет. Как без всего этого "Родину защищать"?

К тому же, что совсем немаловажно, если представим себе кампанию по очередным внеочередным, то уже сейчас ясно: на стороне ПКРМ поддержки России больше не будет. Той самой поддержки, к которой столь чуток не только ее традиционный электорат, оцениваемый примерно в 20-25 % от числа всех голосующих, но еще приблизительно такое же число молдавских избирателей, хоть и не питающих к коммунистам чрезмерных симпатий, но и весной, и летом нынешнего года проголосовавших за партию Воронина только потому, что за него были Путин с Медведевым. Которые, случись весной будущего года новые выборы, за него уже не будут. Причем не просто Россия будет не за него, а, вполне возможно, выступит на стороне другого конкурента на выборах.

И ладно бы это выступление ограничилось только поддержкой "за" этого конкурента. Во всей этой интригующей истории может возникнуть еще один, сегодня мало для кого очевидный, сюжетец. Владимиру Николаевичу, равно как и его соратникам по фракции, не худо бы осознать: согласившись на встречу с Марианом Ильичем, Дмитрий Анатольевич в известной степени поставил на кон и собственную репутацию, и авторитет страны, президентом которой является. И если Воронин, и далее упорствуя в своем "Депутаты нашей фракции за Лупу голосовать не будут", решит нанести по этой репутации удар, то, откровенно говоря, даже я, при всем моем негативном отношении к деяниям этого политика, склонен буду его пожалеть.

Ибо знаю, на что способны отдельные российские политтехнологи, особенно если выдать им карт-бланш на то, чтобы кого-то проучить. Раньше, году этак в 2005, очень хорошо знал это и кое-кто из близких к Воронину людей. Недаром в период тогдашней избирательной кампании молдавские власти учинили настоящую вакханалию с изгнанием из Республики Молдова группы российских экспертов и наблюдателей, представив дело так, что на жизнь любимого вождя чуть не покушение готовится, а на устои государственные - самый что ни на есть переворот. Если кто успел все это подзабыть, то зря.

Право, зря, потому что реши кто-нибудь из изгнанных тогда Ворониным политтехнологов приехать поработать у нас в кампании досрочных выборов весной 2010 года, его отсюда ведь уже никто не прогонит. Ни МВД, ни Служба информации и безопасности, никто. И не просто не прогонят, а еще и условия создадут надлежащие, чтобы политтехнологическая мысль плодотворнее заработала... Можно не сомневаться, картина будет не для слабонервных.

Так что самое время товарищам то, что успели за эти годы подзабыть, хорошенько вспомнить. И ничего из того, что могло бы иметь для них значение в будущем, при "проигрывании вариантов" из поля зрения не упустить.

И, Бога ради, пусть никто не считает описанную выше вероятную перспективу как попытку скрытой агитации за избрание Мариана Лупу президентом. Нет у меня резона ратовать за его кандидатуру. Хотя бы потому нет, что, буду до конца откровенен, как политический лидер он вызывает пока, во всяком случае, у меня, гораздо больше безответных вопросов, чем безусловного доверия.

В отличие от Владимира Филата, Михаила Гимпу, Серафима Урекяна, вступивших (кто с самого начала, кто попозже) на путь открытого противостояния с воронинским режимом, Лупу до самого последнего момента был с этим режимом связан. Можно сказать, был составной частью режима. Обстоятельства, при которых он с ним порвал, тоже не назовешь однозначными: то ли "остановим политическую войну", то ли обида на Воронина за то, что, пообещав двинуть в президенты его, в итоге предпочел Зинаиду Гречаную? Коммунисты все твердят: "предатель", "предатель", а поди разберись, кто там у них и кого раньше предал - Лупу Воронина или Воронин Лупу? Уж слишком мутно все как-то.

Совсем свежая история с избранием генеральным прокурором Валерия Зубко, чью кандидатуру на эту должность лоббировал именно председатель входящей в АЕИ Демократической партии Молдавии, причем лоббировал весьма настойчиво, тоже не добавила ясности. Про Зубко известно, что одно время он был адвокатом неоднозначного бизнесмена Владимира Плахотнюка, который, в свою очередь, заслужил известность близостью к Семье экс-президента Воронина. Возможно, связь между Зубко и Плахотнюком ограничивалась исключительно оказанием второму со стороны первого адвокатских услуг, а, значит, вся их связь осталась в прошлом, и это хорошо. А если не осталась? Что, трудно было лидеру ДПМ, коль уж именно ей достался "по квоте" пост генпрокурора, предложить такую кандидатуру, которая не вызывала бы всех этих или подобных им малоприятных вопросов?

При отсутствии убедительных и откровенных ответов на них я, например, совсем не уверен, что, став президентом, Лупу на всем протяжении четырехлетнего мандата сохранит верность договоренностям, достигнутым внутри АЕИ. Может, сохранит, а, может, и нет. Как говорится, в виде реальности, данной в ощущениях, однозначная уверенность не присутствует ни в чем. Вот почему совсем не огорчусь, если весной будущего года в Республике Молдова вновь случатся парламентские выборы. По мне, так уж лучше еще одни выборы, чем еще одно разочарование избирателей в своих недавних политических кумирах. Уж что-что, а повторное "4 апреля 2005 года" (4 апреля 2005 года в парламенте Молдавии состоялось голосование, в ходе которого лидер ПКРМ Владимир Воронин был избран на второй президентский срок благодаря голосам шедших на выборы в качестве оппозиционных партий Христианско-демократической народной партии, Демократической партии и Социал-либеральной партии, что было интерпретировано оппозицией как предательство интересов избирателей - прим. ИА REGNUM Новости) нашему изверившемуся обществу совсем ни к чему.

Виктор Жосу - молдавский политолог.