"Антикризисный саммит" стран СНГ

Саммит СНГ, состоявшийся 8-9 октября в Кишиневе, проходил в обстановке затянувшегося в Молдавии политического кризиса. Приход к власти правых сил, ратующих за выход Молдавии из СНГ, вызвал у многих политологов опасения, что саммит будет провальным. Но эти опасения не оправдались. Саммит, в общем, прошел удовлетворительно в части организационной, и хорошо в части принятых решений. На саммите присутствовали президенты России, Белоруссии, Украины, (Виктор Ющенко ранее отказался участвовать, потом передумал), Армении, Азербайджана, Киргизии и и. о. президента Молдавии Михаил Гимпу. Были приняты около 20 документов, проведены двусторонние встречи между президентами, достигнуты соглашения по борьбе с экономическим кризисом на уровне Содружества.

В то же время с организационной точки зрения, увы, было много промахов и недоразумений. Во время саммита в Кишиневе бушевали организованные праворадикалами митинги протеста против членства Молдавии в СНГ. Во многих молдавских СМИ местные и западные аналитики усердно критиковали СНГ, создавая атмосферу истерии, никчемности саммита и так далее. Далее, саммит начался с опозданием в 40 минут. Президенты Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана демонстративно не приехали, создав впечатление, что СНГ - на грани развала. Справедливости ради нужно отметить, что у президента Таджикистана была уважительная причина - заранее запланированные переговоры по энергетической безопасности страны.

И. о. президента Молдавии, лидер праворадикальной Либеральной партии Михаил Гимпу то заходил, то выходил из зала заседаний, а потом и вовсе передал право на ведение заседания вице-премьер министру Валерию Лазэру. А ведь в зале заседаний были главы государств Содружества! Мы не думаем, что этот жест прошел незамеченным для гостей. Кроме того, вопреки протоколу, Михаил Гимпу привел депутата Мариана Лупу, кандидата от правящего в Молдавии Альянса за европейскую интеграцию на заседание глав государств СНГ. С другой стороны Дмитрий Медведев, несмотря на насыщенный график, все же встретился с Марианом Лупу, и многие восприняли этот жест как открытую поддержку со стороны Дмитрия Медведева претендента на высший руководящий орган страны и как скрытое давление на компартию, не желающую голосовать за человека, покинувшего несколько месяцев назад ее ряды. По крайней мере, встреча говорит о пассивной поддержке кандидата, о лояльном отношении Москвы к Мариану Лупу и о готовности наладить отношения с новой властью. По крайней мере, Лупу является самым "пророссийским" политиком в Альянсе за европейскую интеграцию. Правда, и говорить о том, что Москва активно и безоговорочно поддерживает Лупу и новую власть, также было бы преувеличением. Если для Партии коммунистов Москва еще в июне обещала 500 миллионов долларов в виде кредитов, то для новой власти - лишь 150 миллионов.

Итоговые документы саммита глав стран СНГ с молдавской стороны, были подписаны неуполномоченным на это вице-премьером Валерием Лазэром. После саммита, вопреки сложившейся традиции, многие президенты поспешно удалились, даже не посетив знаменитые Криковские винные подвалы. Свет на эту историю, возможно, проливают циркулирующие слухи, согласно которым и. о. президента Молдавии на двусторонней встрече с Медведевым жестко спросил, когда Россия выполнит решение Стамбульского саммита и выведет свои войска из Молдавии. Потом, пригласил на ужин...

После саммита Михаил Гимпу не удержался и на пресс-конференции снова заявил что "СНГ - это старая бабка, которая ожидает смерти", а "Меморандум Козака - это старик, который уже умер". Тем не менее, по мнению и. о. президента Молдавии, страна должна продолжать сотрудничать с этой структурой.

Геополитический контекст саммита СНГ

Работа саммита проходила в непростой политической атмосфере, выявив множество проблем. Это и незабытые события августа 2008 года, приведшие к выходу Грузии из СНГ. Это и экономический кризис, который ограничил возможности России существенно помогать менее богатым соседям. Это и "Восточное партнерство", запущенное ЕС 7 мая 2009 года, как некое "СНГ-2", которое подрывает единство Содружества, создавая некий буфер между Россией и ЕС. За несколько дней до саммита Венгрия предложила ЕС запустить программу "Дунайское партнерство" с участием Украины, Молдавии, и других придунайских государств. Мы не думаем, что это случайно. ЕС раздробляет Содружество, втягивая Молдавию, Украину, Белоруссию, Армению и Азербайджан во все мыслимые и немыслимые проекты, одновременно подрывая общий рынок СНГ, предоставляя всевозможные торговые преференции, гранты и т.д.

Имеет место и китайская экономическая экспансия в Средней Азии, проявляющаяся в активном приближении к углеводородам Казахстана, усиленном кредитовании стран региона. Астана и Пекин запустили накануне саммита нефтепровод Кенкияк-Кумколь для прокачки нефти в Китай. Пекин находится в нескольких шагах от покупки акций стратегического АО "Мангистаумунайгаз" (ММГ).

Азербайджан, после запуска нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, прикрепился к европейскому рынку, участвуя в саммитах СНГ в основном для разрешения карабахского конфликта. К тому же он является главным проводником проекта NABUCCO, который желает подорвать газовую мощь России.

В начале октября 2009 на саммите глав тюркоязычных государств Казахстан предложил создание "Совета тюркоязычных стран". Инициатива была поддержана Турцией, Азербайджаном и Киргизией, что опять грозит единству Содружества, так как может перекроить некоторые газовые и нефтяные магистрали СНГ и России, а то и вовсе вырвать углеводородные легкие СНГ.

Не стоит забывать и о мировом финансовом кризисе, который как видно, ослабил экономические связи внутри Содружества, чем воспользовались соседи.

Противоречия внутри Содружества

Саммит не смог скрыть те огромные противоречия, которые существуют между странами СНГ. Азербайджан и Туркмения не могут разделить нефтяные месторождения Каспийского моря. Киргизия так и не решила проблему закрытия американской базы на своей территории, вызвав тем самым недовольство Кремля. Белоруссия и Россия взаимно обвиняют друг друга в торможении создания совместного государства, есть проблемы по цене газа, вспыхнули противоречия по экспорту белорусских товаров в Россию.

На саммите Дмитрий Медведев не нашел времени для встречи со своим украинским коллегой Виктором Ющенко, что грозит новым обострением с поставкой и транзитом газа через Украину.

Неучастие стран Средней Азии в работе саммита имеет в основном две причины: недовольство политикой России и желание угодить Западу, показать свою готовность к сотрудничеству в углеводородной сфере, взамен политической и финансовой поддержки. И заодно - выбить у России новых уступок. Оно и понятно. Туркмения не довольна ценой, по которой Москва покупает газ в регионе. Казахстан недоволен тем, что Москва сделала заявление о совместном вхождении в ВТО России, Белоруссии и Казахстана без консультации с Астаной. Это может ударить по Таможенному союзу вышеназванных стран. В то же время ЕС и США простили президенту Узбекистана Исламу Каримову события в Андижане взамен его участия в проектах по NABUCCO и свертыванию углеводородного сотрудничества с Россией. Этим объясняется тот факт, что Каримов всякий раз ищет удобные поводы чтобы не участвовать в саммитах СНГ: ни в Астане в конце прошлого года, ни в Москве нынешним летом его не было. Таджикистан, активно исключающий русский язык из своего культурного пространства, со своей стороны, недоволен объемом той помощи, которую ему оказала Россия для преодоления финансового кризиса, и ищет пути сближения с Ираном.

Неучастие вышеназванных стран косвенно бьет и по безопасности Содружества: некоторые из этих государств (Казахстан и Узбекистан) - члены ОДКБ, что только укрепит самоуверенность НАТО в регионе. Мы уже не говорим об энергетических коридорах, которые планируется построить в обход России, но с участием стран региона.

Итоги саммита

Организационные промахи были компенсированы решениями саммита. Главы государств СНГ приняли решение о пограничном сотрудничестве и системе коллективной безопасности на внешних границах. Она предусматривает координацию усилий в области борьбы с организованной преступностью, незаконной миграцией, трафиком людей, контрабандой товаров, наркотрафиком. По крайней мере, из-за разрозненности действий в этой области рынки СНГ были завалены некачественными контрабандными товарами из Китая, Турции, других стран, а также наркотиками и так далее. Особое внимание в Кишиневе было приковано к трехсторонней встрече президентов России, Азербайджана и Армении, на которой продолжилось обсуждение проблемы Нагорного Карабаха. Кроме того, Россия намекнула на то, что в Молдавии приднестровское урегулирование возможно при реализации принципов провалившегося в свое время по вине Партии коммунистов Плана Козака 2003 года. Это заявление вызвало противоречивую реакцию со стороны молдавских властей, явно недовольных таким предложением Москвы.

Главным решением саммита стало принятие Плана совместных мер по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. Саммит решил, что страны СНГ, не члены ЕврАзЭс, получат возможность доступа к антикризисному фонду сообщества. Кроме того, государствам Содружества рекомендовано устранить барьеры во взаимной торговле, внедрить в будущем взаимные расчеты в национальных валютах. Это должно укрепить национальные валюты стран СНГ. Остается только надеяться, что эти позитивные решения будут все-таки выполнены, и общий рынок устоит под натиском ЕС и Китая. Главы государств СНГ приняли Обращение по случаю 65-летия победы над фашизмом и решение об объявлении 2010 года в СНГ Годом ветеранов. Не совсем ясно, как это выразится в практической, социальной плоскости. Документ, конечно, означает серьезную идеологическую победу России, озабоченную попытками пересмотра истории, а вместе с ней и границ. По крайней мере, "ревизионисты" получили серьезный удар.

Очередное заседание Совета глав государств СНГ пройдет в Москве в декабре 2010 г. В общем, кишиневский саммит состоялся. А это значит, что СНГ, пусть и медленно, но идет вперед, и у Содружества большие перспективы. Все зависит от воли ее членов: станет ли СНГ "клубом президентов" или новым субъектом мировой геополитики.

Богдан Цырдя - руководитель Социал-демократического института Молдавии.