8 октября глава Республики Коми Владимир Торлопов выступил с докладом на XI Петербургском Международном лесном форуме. Темой его доклада была экономическая доступность лесных ресурсов и развитие сети лесных дорог в Республике Коми.

"Лес становится полноценным богатством только тогда, когда он экономически доступен. И надо отметить, что в последнее время сделано для этого немало. Набор факторов снижающих экономическую доступность значительно расширен, но в докладе я хотел бы остановиться на транспортной доступности, - сказал глава республики. - Проблема строительства лесных дорог очень актуальна не только для нас, и это не специфика Республики Коми. В последнее время в Коми ежегодно вводится в строй около 200 км дорог, из которых с твёрдым покрытием 30-50 км. Это все равно мало, и лесозаготовители стараются пользоваться недорубленными остатками доступных лесов, или строить зимние дороги, увеличивая сезонность заготовки древесины (например, в Коми 35% древесины заготавливается в первом квартале).сОчевидно, что лишь строительство лесных автомобильных дорог круглогодового действия может избавить лесозаготовки от сезонности и будет способствовать переходу к интенсивной модели лесопользования".

Владимир Торлопов отметил, что по эксплуатационному запасу лесных ресурсов Коми занимает первое место среди других субъектов Северо-Западного федерального округа. В настоящий момент лесные запасы используются всего на четверть. Вместе с тем, в лесных районах Коми лес является практически единственным источником доходов населения и от интенсификации его использования во многом зависит будущее не только лесных поселков, районов, но и республики в целом. "Простое наращивание лесозаготовок не способно улучшить экономическое положение республики и ее населения в силу того, что отсутствуют перерабатывающие мощности, позволяющие осуществлять глубокую переработку древесины и создавать добавленную стоимость. Повсеместно в республике лесозаготовка является низкорентабельной, заготовительные предприятия либо работают с убытками, либо субсидируются крупными лесопереработчиками, которые вынуждены таким образом поддерживать бесперебойность лесоснабжения собственных производств", - говорит Торлопов.

Если оценивать рентабельность только лесозаготовок, без дотаций со стороны холдингов, то при биологической расчетной лесосеке в республике 27 млн. кубометров, расчетная лесосека по экономически доступным лесным ресурсам оценивается примерно около 2 млн. кубометров, а заготавливается - 7 млн. кубометров древесины. "Именно тем, что мы эксплуатируем экономически недоступный лес, и объясняется убыточность лесозаготовительных предприятий, - сделал вывод глава республики. - Строительство крупных заводов по переработке древесины должно сопровождаться крупными инвестициями направленными на строительство дорог круглогодового действия и на осуществление ухода за средневозрастными и приспевающими лесами, позволяющими увеличить их экономическую ценность. В противном случае, уже через несколько лет крупное предприятие может столкнуться со значительным дефицитом лесного сырья, либо дороговизной его заготовки в удаленных малоосвоенных лесных массивах. Какую работу мы ведем по улучшению экономической доступности лесов? Мы разработали и приняли стратегический документ - Генеральную схему развития сети лесных дорог - согласованную с промышленниками и муниципальными образованиями, с ясным социальным блоком - межпоселковыми дорогами. Оптимальные затраты на создание необходимой сети лесных дорог по Республике Коми превышают цифру в 33 миллиарда рублей за 10 лет с 2009 по 2017 годы, но и позволяют увеличить объем ежегодного пользования лесами до 16 миллионов кубометров, что потребует совместных усилий и средств бизнеса и власти. Для реализации Генеральной схемы дорог важно определить вклады сторон - федерального центра, региона, районов и промышленников. Здесь же предусматривается строительство магистральных и грузосборочных лесных дорог круглогодового действия в период с 2009 по 2017 годы протяжённостью 4430 км и реконструкция существующих дорог протяжённостью 789 км. В качестве основных грузосборочных дорог предполагается использовать дороги общего пользования".

Сегодня в Коми насчитывается 53 тысячи километров лесных дорог, из которых круглогодично действуют всего 4 тысячи километров. Это в сотни раз меньше показателей европейских стран и в десятки - европейских регионов России. Реализация мероприятий Генеральной схемы развития сети лесных дорог не только повышает экономическую доступность лесов, но и является действенным механизм привлечения инвестиций. И, хочу сказать, что усилия, предпринимаемые нами в этом направлении, уже привлекли крупных инвесторов в лесопромышленный комплекс.