Итоги закончившегося в Питтсбурге саммита G20, объединившего руководителей ведущих развитых и быстро развивающихся экономик, трудно не назвать многообещающими. Такое мнение ИА REGNUM Новости выразил ведущий американский эксперт по макроэкономике и стратегиям развития и президент Krull Corp Александр Мирчев. В активе питтсбургского саммита - решения о повышении роли формата G20, объединяющего экономики, представляющие 85% мирового ВВП, о подготовке рамочного стратегического соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте, о совместной работе стран-участниц над повышением скоординированности фискальной, валютной, торговой и структурной политики на основе более устойчивых и сбалансированных траекторий роста. Предусмотрено, что Международный валютный фонд и новый Совет по финансовой стабильности займутся мониторингом состояния национальных экономик. Была достигнута договоренность о некотором перераспределении квот в мировых финансовых институтах в пользу развивающихся стран, что отражает признание их растущей роли в глобальной экономике.

Среди результаты дискуссий по вопросам реформы финансового регулирования стали решения относительно повышения требований к размеру собственного капитала банков, ужесточены ограничения на объем заемных средств и общему подходу к вопросу о компенсациях и бонусах в банковском секторе. Как считает Александр Мирчев, "эти решения отражают прежде всего политический ландшафт и позиция избирателей, но не адресуют глобальные экономические неравновесия, которые привели к международного экономического кризиса. Есть мнения, что снижения риского аппетита финансовых организаций является только симптом, а не реальная причина финансовой нестабильности, и что намного важнее выделить внимание на предоставление импульса для приведения международной финансовой архитектуры к условия новопоявляющейся системы глобального мегарынка". При очевидной значимости достигнутых договоренностей, оптимистические утверждения лидеров G20 о том, что саммит G20 в Питтсбурге открыл новую эру международного экономического сотрудничества, были восприняты деловым и экспертным сообществом не без скептицизма. В ходе интерактивного голосования, проведенного Wall Street Journal, на вопрос, "будет ли иметь встреча G20 значимое влияние на восстановление глобальной экономики", 87,7% участников ответили "нет". По мнению Мирчева, такая реакция отчасти объясняется тем, что "предшествовавшие заявления иногда так и оставались призывами, не нашедшими реального воплощения, например, обещания не применять протекционистских мер. Между тем отказ от протекционизма крайне важен для выхода мировой экономики из рецессии".

По мнению Мирчева, "документы саммита G20 воспринимаются как декларация о намерениях, которые, при всей их позитивности, еще предстоит подкрепить практическими механизмами реализации". Так, решение сделать G20 главной международной площадкой выработки решений по стратегическим вопросам развития глобальной экономики, безусловно, имеет рубежное значение. Д-р Мирчев отметил, что, "система международного сотрудничества необходимо ориентировать на новые реалии глобальной экономики, в которой центр тяжести заметно сместился с запада на востока". Если в состав "G8" входила лишь одна азиатская страна, Япония, то в "большой двадцатке" Азию представляют, помимо Японии, Китай, Индия, Южная Корея и Индонезия. Однако, как считает Мирчев, "расширение круга участников выработки глобальных экономических решений повлечет за собой необходимость выработки соответствующих процессов принятия решений и механизмов их реализации". "Не исключено, что разнообразие представленных в"двадцатке" стран приведет к тому, что реальная работа в рамках "G20" будет происходить в более узких группах. Общую результативность этой конструкции можно будет оценить только со временем", - предполагает он.

Существует и ряд других "технических вопросов", прояснение которых имеет важное значение для роста реального влияния "большой двадцатки" на национальные экономические политики, таких как задачи и механизмы использования результатов планирующегося мониторинга национальных экономик или практическое внедрение единых стандартов реформирования финансового сектора. Д-р Мирчев убежден, что страны "большой двадцатки" уже показали достаточно высокую степень готовности к сотрудничеству. "Совместные действия по предотвращению катастрофического развития финансового кризиса, несомненно, уже дали результаты, - считает он. - Теперь на этом фундаменте необходимо выстраивать систему сотрудничества при сворачивании антикризисных программ, практические механизмы международной координации в области денежно-кредитной, бюджетной и финансовой политики, и поэтапной стратегии выхода государства".