В правительство РФ поступил проект постановления о порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам ОАО "Транснефть". С помощью документа Минэнерго рассчитывает кардинально изменить ситуацию с качеством нефтепродуктов на российском топливном рынке.

"Глубина переработки сырья и качество продуктов на российских нефтеперерабатывающих заводах давно является головной болью Минэнерго, - заявил аналитик Центра изучения региональных проблем Михаил Юшкевич. - На сегодня в России действует 27 крупных НПЗ со средней мощностью переработки около 10 млн тонн нефти в год и около 180 мини-НПЗ с мощностью менее 1-2 млн тонн. И если НПЗ, входящие в крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании, могут себе позволить внедрять дорогие технологии, добиваясь высокой степени переработки и качества, то значительное количество мини-НПЗ (по разным оценкам от 25% до 35%) особо себя не утруждают. Вследствие чего, вопрос с некачественным топливом в России стоит очень остро. По информации Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на российском рынке достигает 30%. И если по статистике столичного департамента природопользования в Москве каждая четвертая иномарка выходит из строя из-за некачественного бензина, то ситуация в других российских регионах c качеством топлива еще хуже".

"Обвинять в низком качестве топлива только мини-НПЗ не совсем корректно, потому что эти заводы перерабатывают менее 3% добываемой в стране нефти. Эксперты склоняются к тому, что в значительно большей степени в плохом качестве бензина виноваты владельцы топливных баз и АЗС, которые "бодяжат" топливо, добавляя в бензины солярку или нечто с нигде не зарегистрированных и никем не учитываемых "самоваров". Для "Транснефти" давно головной болью стала ликвидация врезок в нефтепродуктопроводы в Поволжье и Дагестане. Слитая из трубы сырая нефть прямым ходом отправляется на эти самые "самовары", откуда в автоцистернах развозится по многочисленным безымянным заправкам, пояснил эксперт. - Бороться с "самоварами" и добиваться качества топлива, соответствующего евростандартам, − задача государственных органов, также как и выстраивать оптимальную структуру нефтепереработки, в которой должно найтись место для всех целесообразных с экономической точки зрения нефтедобытчиков и нефтепереработчиков".

В настоящий момент в Минэнерго разрабатывается Генеральная схема развития нефтяной отрасли, в ближайшее время она будет внесена в правительство. Документ предусматривает существенную модернизацию существующих НПЗ, направленную на внедрение технологий более глубинной переработки сырья, а также введение в действие 9 новых НПЗ. В планах Минэнерго создание условий для независимых от ВИНК малых и средних нефтяных компаний для строительства заводов на основе современных технологий с глубиной переработки не менее 90%. По оценкам министерства, в ближайшие 5 лет инвестиции в нефтяную отрасль должны составить порядка 8 трлн руб. Эти средства рассчитаны с учетом инвестиций в добычу, перехода топлива на евростандарты, а также с учетом программы по утилизации попутного нефтяного газа. По мнению президента компании "Роснефть" Сергея Богданчикова, "в целом нефтеперерабатывающей отрасли России потребуется для выполнения техрегламента $20-25 млрд инвестиций в модернизацию переработки нефти". Только компании "Роснефть" для модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов для выполнения технического регламента по переходу на выпуск автомобильного топлива стандартов "Евро-4″ и "Евро-5″ требуется $ 6-7 млрд.

"Сейчас в России начинается процесс исправления сложившихся отношений в топливном сегменте, - считает Юшкевич, - речь идет о переходе к биржевой торговлей нефтью и нефтепродуктами и узаконенных правилах доступа к системе трубопроводов "Траснефти". На днях в правительство был внесен новый проект постановления о порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам "Транснефти". Согласно документу, заявитель должен предоставить в ОАО "АК "Транснефть" информацию о технических параметрах завода и, в первую очередь, планируемых объемах переработки и потребности в объемах транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам на НПЗ (с указанием поставщиков нефти). Кроме того, владелец НПЗ должен подтвердить гарантию поставок на НПЗ сырья в течение 3 лет с указанием ежемесячных объемов поставок. Нигде в мире без гарантий поставок сырья строительство НПЗ не начинается".

Постановление о доступе к системе нефтепроводов и продуктопроводов АК "Транснефть" должен исключить подключение к трубопроводам "самоваров" и изготовление суррогатного топлива. "Сейчас, пользуясь значительной разницей в налогообложении при экспорте нефти и нефтепродуктов, недобросовестные компании гонят за рубеж слегка переработанную нефть под маркой топочного мазута, - заявил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрия Савельева. - В итоге вместо стимулирования нефтепереработки и регионы, и госказна недополучают значительную часть доходов в виде налогов".

По словам замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, "в настоящее время экспортная пошлина на нефтепродукты значительно ниже, чем на нефть, и сегодня самый простой способ перегонки нефти - "самоваром", - позволяет добиться весьма существенного экономического результата, потому что при экспорте прибыль получается значительно более высокой". Ставки экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты будут унифицированы, заявил Шаталов.

"От несовершенства законодательства в сфере налогообложения нефтяной отрасли страдает не одна Россия, - рассказал Юшкевич. - На днях АЗК (казахский аналог российской ФАС) внес на рассмотрение правительства предложение наложить временный запрет на экспорт нефтепродуктов. Пошлины на светлые нефтепродукты в Казахстане сегодня составляют 59,87 доллара за тонну - значительно меньше, чем в России (161,9 доллара). Что не стимулирует экспортеров нефти поставлять продукцию на внутренний рынок. Как следствие - острейший дефицит топлива в стране. В начале августа Минэкономразвития после согласования с заинтересованными ведомствами внесло в правительство законопроект о выравнивании экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты. Проект предполагает, что с 1 января 2012 года при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты будет использовать единый коэффициент - 0,55 от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. Сейчас ставки пошлин на светлые нефтепродукты определены на уровне 43,8% и 23,6%- для темных. Таким образом, при использовании нового коэффициента пошлина для светлых нефтепродуктов будет понижена, а для темных - повышена. Это будет способствовать росту глубины переработки нефти и, соответственно, увеличению производства светлых наиболее ценных и востребованных нефтепродуктов, считают авторы закона".

"В перспективе конкуренция на мировом топливном рынке будет только обостряться, - уверен эксперт. - Высокая цена нефти делает рентабельной разработку все более труднодоступных месторождений, а политика энергосбережения и внедрение альтернативных видов топлива ведет к торможению спроса. В этих условиях возрастает регулирующая роль государства как по выстраиванию оптимальной политики России на внешних рынках, так и по регулированию рынка внутреннего. И чем глубже будут внедряться на российском топливном рынке формальные правила и рыночные механизмы, тем это регулирование должно становится более изощренным по форме, и более жестким по результатам".