Президент Латвии мучительно ищет свое место на политической площадке Латвии. Понимая всю ущербность своего избрания на этот пост в мае 2007 года, он пытается стать большим, чем просто "партийная марионетка". Пытаясь играть собственную роль, Затлерс, и его окружение, судя по-всему, ищут вдохновение в прошлом Латвии. Экономический и политический кризис в Латвии, когда доверие к парламентской системе падает до нуля - это шанс для Затлерса и его окружения попытаться реализовать "модель Карлиса Ульманиса". Стать этаким "отцом нации". И его интервью в газете "DDD", провокационное по своей сути, показатель того, что он пытается примерить на себя роль диктатора Ульманиса.

Если вспомнить публичные выступления Ульманиса в середине 1930-х годов, то тот также призывал сплотиться нацию вокруг защиты языка и активно проводил политику латышизации. Лозунг "Латвия для латышей" именно тогда получил свое зримое воплощение в национальной политике Латвии. Школы стремительно переводились на латышский язык, фамилии переиначивались на латышский лад. Министр внутренних дел диктатора Ульманиса так в 1934 году обозначил цели нового режима: "1) создание латышской Латвии; 2) укрепление единства латышского народа и 3) усиление внутренней крепости и мощи нашего государства". Он так же отметил, что Ульманис настаивал и будет настаивать на том, "чтобы впредь во всех государственных учреждениях граждане Латвии по своим делам обращались на государственном языке".

Сознательно или нет, но в речах Затлерса президента начинают проскальзывать интонации диктатора Ульманиса. А иногда и прямые цитаты из речей Ульманиса и его окружения. Возможно, кто-то из политического бомонда Латвии сознательно пытается разыграть карту "сильной руки" перед предстоящими парламентскими выборами. Однако, необходимо учитывать, что в отличие от Ульманиса - Затлерс не то что ребёнок, а младенец в политике, которого привели к власти. И попытка повторения истории "первой республики", в части её диктаторского прошлого будет напоминать театральный фарс, а уж никак не трагедию. Да и чем закончилась та диктатура тоже хорошо известно. Латвия без единого выстрела перешла под контроль СССР. А воспеваемый придворными историками диктатор, в честь которого названы улицы и ставятся памятники в современной Латвии, обратился к народу Латвии в 1940 году со словами: "Это происходит с ведома и согласия правительства, что в свою очередь вытекает из существующих дружественных отношений между Латвией и Советским Союзом. Поэтому я хочу, чтобы и жители нашей страны на ввод воинских частей смотрели дружелюбно"*.

* Полный текст радио обращения президента и премьер-министра Латвии Карлиса Ульманиса 17 июня 1940 года, после вступления советских войск в Латвию:

"Граждане, гражданки! События последних 24 часов взволновали все умы, посему я считаю своим долгом, как и всегда делал в значимые моменты, рассказать вам всем, что же правительство в этот момент думает и делает. В нашу страну с утра вошли советские войска. Это происходит с ведома и согласия правительства, что в свою очередь вытекает из существующих дружественных отношений между Латвией и Советским Союзом. Поэтому я хочу, чтобы и жители нашей страны на ввод воинских частей смотрели дружелюбно. В то же время вам следует знать, что движение войск должно проходить без помех, и вы этому можете способствовать, ограничив излишнее любопытство и воздержавшись от нарушений порядка. Сегодня утром вы также услышали новость о том, что правительство в полном составе подало мне прошение об отставке, и что я поручил министрам оставаться на своих местах до формирования нового правительства. Первая задача для всех нас заключается в том, чтобы в прежнем единодушии и воле к труду оставаться на своих местах и продолжать служить тому делу, которое для нас священно - интересам Латвии и нашего народа. Неизбежно то, что переживаемые события внесут известное волнение и помехи в течение нашей прежней спокойной жизни. Но это временные явления, которые через несколько дней останутся для нас позади. В этот момент я призываю вас: докажите в мыслях, труде и поведении силу народной души, которую высвободили годы процветания восстановленной Латвии. Тогда я буду уверен: все, что происходит сейчас и произойдет в дальнейшем, пойдет на пользу будущему нашего государства и народа, нашим добрым и дружественным отношениям с великим восточным соседом - Советским Союзом. Это главнейшая наша общая задача, которая стоит над всеми повседневными мелочами. Посвятим ей в эти дни свою добрую волю и благие устремления. Однако данный момент требует также улаживания многих новых практических задач, причем срочного их упорядочения. Вот и сейчас я говорю во время перерыва в заседании правительства, на котором мы обсуждаем неотложные текущие вопросы. Я убежден, что вы поймете распоряжения, которые дает и будет давать правительство, пусть они в том или ином случае будут строгими и даже суровыми. Исполняйте их добросовестно, так как они не имеют иных целей, кроме вашего собственного мира и благополучия. Пусть вами всеми руководит сознание долга и упорство в труде. Мое сердце с вами, и я чувствую, что ваши сердца тоже бьются с дружественным откликом. Так мы пойдем вперед и будем выполнять свою работу. Я остаюсь на своем месте, вы остаетесь на своих!" (Ulmanlaiki: legendas un fakti / Sast. Viesturs Avots. Riga: Jumava, 2005. 188.- 189. lpp.)