В Башкирии на территории моногородов проживает 16% населения республики

Уфа, 7 октября 2009, 08:25 — REGNUM  В Башкирии численность населения моногородов составляет 650 тысяч человек, это чуть более 16% всего населения республики. При этом на монотерриториях региона производится около 25% валового регионального продукта. Об этом 6 октября на пресс-конференции в Уфе заявил министр экономразвития РБ Евгений Евтушенко, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

"Всего в республике насчитывается 12 монотерриторий, и ситуация на них очень различная, - рассказывает Евтушенко. - Есть города, например Учалы, где наблюдается увеличение производства промышленной продукции, даже в сложное время. И в целом с точки зрений безработицы и других социально-экономических проказтелей даже чуть лучше, чем по республике в среднем. Возьмем Кумертау. Там авиационное предприятие, оно выпускает вертолеты, которые больше в РФ нигде не производятся. Продукция пользуется спросом на мировом рынке. Но там есть сложности, связанные с разрывом связей между предприятиями, которые ранее существовали, где-то есть с проблемы менеджмента. На самом деле это очень технологически современное производство. В случаи инвестирования и развития оно даст большой эффект. На мой взгляд определенную часть моногородов можно рассматривать с точки роста нашей экономики, более того ряд моногородов можно считать теми площадками для развития инноваций о которых много говорится в последнее время".

Как отметил Евтушенко, к монотерриториям в Башкирии относятся восемь территорий попадающих под критерии Минрегионразвития (Белорецк, Благовещенск, Салават, Учалы, Белебей, Нефтекамск, Баймак, Кумертау), и четыре - пока не подпадающие под эти критерии (Раевка, Чишмы, Агидель, Межгорье).

"Чишмы и Раевка - это не города, но на этих территориях большое влияние на социально-экономическую ситуацию имеют перерабатывающие сельхозпредприятия, - говорит министр. - Поэтому их благополучие во многом определяет состоянием этих поселений. Хотя центры муниципальных районов и развитое сельское хозяйство нивелирует ситуацию, поэтому эти объекты не в полной мере можно назвать моногродами".

Самый проблемный моногород в Башкирии, по мнению Евтушенко - Агидель. "Это город строителей атомной электростанции, - рассказывает министр. - Строительство станции было заморожено, поэтому собственно он не может быть моногородом, потому что там нет монопредприятия. Но, поскольку ключевые позиции закреплены за федеральным центром, Башкирия самостоятельно мало что может сделать с этой территорией самостоятельно. Единственное, на что мы можем сделать упор - развитие малого бизнеса, небольшие инвестиции. Но без федерального правительства кардинально ситуацию изменить мы не можем".

"До кризиса население Агидели было занято тем, что либо развивало малый бизнес, либо работало в соседнем Нефтекамске или на Севере, - рассказывает Евтушенко. - Год назад, когда начались сокращения, город сильно пострадал. Тут наиболее высокая безработица. Поэтому мы не снимаем вопрос строительства атомной станции и переговоры с центром на эту тему ведутся. Пока никакого решения не принято, так как вложены очень большие средства, есть персонал. Рано или поздно мы столкнемся с нехваткой потребления электроэнергии и этот проект может быть реализован с учетом всех максимальных критериев безопасности. Но, поскольку этот вопрос отсрочен, на сегодня мы стараемся максимально активно развивать малый бизнес, туда идут большие средства. Наибольшее внимание в городе Агидель заслуживает проект "Строительство грузового речного порта". Он может быть реализован в случае нахождения инвестора до 2011 года. Суть проекта - использовать максимально эффективное выгодное местоположение Агидели. Туда подходит и железнодорожная ветка и автомобильная дорога. Этот порт это максимальная точка, куда могут пройти суда типа река-море. Есть выход и в Каспийское, Балтийское и Черное моря. Сейчас там уже функционирует терминал темных нефтепродуктов. Проектируется терминал светлых нефтепродуктов. Планируется, что грузооборот порта составит больше 3,6 млн тонн в год. Реализация этого проекта позволит создать 2,62 тысяч новых рабочих мест. Общий объем инвестиций в проект - 4,3 млрд рублей. Из этого объема уже освоено более 700 млн рублей. Срок окупаемости - 4 года. Этот проект уже несколько лет прорабатывается. Два года назад мы его выставляли на конкурс на получение портом статуса особой портовой зоны. Но, к сожалению, там были выбраны морские порты".

"Межгорье - здесь необходимо влияние федерального центра не только с точки зрения ресурса, но с точки зрения организации, потому, что ситуация тут контролируется напрямую целым рядом министерств в Москве", - сказал министр.

"Город Белебей попал в список 60 моногородов Минрегионразвития РФ, в которых наблюдается предкризисная ситуация", - рассказывает Евтушенко.

Говоря о конкретных механизмах, которые уже работают и планируются к реализации, министр отметил, что с начала лета уже был проведен большой объем работы в плане госзаказов монопредприятиям (это позволило улучшить ситуацию в Нефтекамске), предоставления льготных долгосрочных кредитов или гарантий на получение кредита (такие гарантии получили в Кумертау, Белебее, Нефтекамске), инвестиций на условии частного партнерства в диверсификацию или в повышении конкурентоспособности производства (примером может служить Белорецк).

Отметим, что к моногородам в соответствии с критерием Минэкономразвития РФ относятся города в которых либо одно предприятие, либо группа технологически связанных между собой предприятий обеспечивают 25% занятости трудоспособного населения или 50 % выпускаемой продукции. Инной город может быть отнесен к моногородам если он оказывает доминирующее влияние с точки зрения социально-экономического развития данной территории или ее бюджета. В России более 400 моногородов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail