Люди на земле Узбекистана непрерывно живут уже не менее 70 тысяч лет

Ташкент, 3 октября 2009, 00:01 — REGNUM  К такому выводу пришли члены международной археологической экспедиции, занимающейся раскопками поселений людей каменного века на территории Узбекистана, сообщил журналистам руководитель проекта "Древний каменный век Центральной Азии" с узбекской стороны академик Уткур Исламов. По его словам, в нынешнем сезоне в экспедиции участвовали ученые Узбекистана, Австрии, Бельгии, России, Украины и Киргизии. На базе археологической экспедиции работала летняя научная школа для студентов и аспирантов, специализирующихся на проблематике каменного века.

"Раскопки последних лет позволили совершенно по-новому взглянуть на роль Центральной Азии в процессе эволюции и формирования человека современного типа. Наука до недавнего времени очень мало знала о жизни человека каменного века в данном регионе. В ходе археологических раскопок были обнаружены уникальные артефакты, а успехи в области генетики, физики, химии и других наук позволили с высокой точностью изучить эти находки и сделать сенсационные выводы. Получены научно аргументированные свидетельства того, что на территории Узбекистана наряду с возникновением и развитием очагов древнейшей материальной и духовной культуры происходили процессы первоначального становления и формирования человека", - отметил узбекский ученый.

По словам руководителя экспедиции Андрея Кривошапкина, представляющего Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, в нынешнем сезоне археологи вели раскопки в долине реки Ахангаран на стоянке Кульбулак, находящейся в 20 километрах от города Ангрена (находится на территории Ташкентской области).

"На этой стоянке человек жил 30-25 тысяч лет назад. Найдено множество каменных орудий труда, заготовки для их изготовления, отходы производства. Все свидетельствует о том, что мы имеем дело с крупной мастерской по изготовлению орудий труда из кремния. Особенно важно, что культура производства идентична с обнаруженной ранее на стоянках в долине реки Пальтау на участке Додекатам (возраст 23-21 тысяча лет), в долине реки Ахангаран на участке Кызылалма (возраст 35-30 тысяч лет) и в гроте Обирахмат, где человек жил от 70 тысяч до 40 тысяч лет назад", - подчеркнул российский археолог.

По его словам, исследования позволили сделать вывод: одно и то же культурное сообщество обитало на сравнительно небольшой территории непрерывно не менее 70 тысяч лет и отсюда никуда не уходило. До сих пор считалось, что человек современного типа на территории Узбекистана появился не ранее 30 тысяч лет назад, а до этого край был заповедником неандертальцев.

"Теперь выяснилось: два вида человека существовали и общались между собой длительное время на одной и той же территории. По сравнению с неандертальцем современный человек умел более эффективно вести хозяйство, и это помогло ему выжить. Внешний облик такого человека, совершившего технологическую и культурную революцию, позволяют восстановить ранее обнаруженные в пещере Обирахмат части черепа с шестью зубами", - заключил руководитель международной археологической экспедиции.

26.05.17
Рынок недвижимости Украины достиг дна. Раздастся ли стук снизу?
Новая трасса Москва – Петербург: путь через войну с экологами
Почему распалось Закавказье
26.05.17
ВМФ России получит первый вертолётоносец в 2022 году: нужен ли он?
26.05.17
Чем Порошенко не угодили соцсети и бухгалтеры?
26.05.17
Венесуэльская оппозиция отправляется «агитировать деревню»
25.05.17
Болгария обиделась на слова Путина о происхождении славянской письменности
25.05.17
Почетный коррупционер Нижнего Новгорода?
25.05.17
Ядерная диагностика для здравоохранения России и не только
Жизнь во взорванном доме: через 22 года СКР возбудил уголовное дело
25.05.17
Мэр столицы Молдавии задержан по обвинению в коррупции
25.05.17
Россельхознадзор обнаружил в белорусском молоке лекарство от сифилиса
Радио REGNUM: второй выпуск за 25 мая
ВПК России — в прицеле приватизации
25.05.17
Кадыров рассказал, зачем в детстве резал пионерские галстуки
Нижегородская область «со скрипом» реализует стратегию развития за $500 тыс
25.05.17
Повышение МРОТ: хорошо для населения, губительно для экономики?
25.05.17