Совсем недавно мир отметил годовщину финансового кризиса. О том, как изменения в мировой экономике повлияли на Архангельскую область, а также о перспективах ее развития корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с экс-директором департамента экономического развития Евгением Михайловским.

ИА REGNUM Новости: Евгений Александрович, мировой финансовый кризис значительно сократил объемы областного бюджета. Некоторые депутаты предлагают ввести мораторий на выделение средств даже по социальным направлениям. Есть ли у области какие-то собственные ресурсы для дальнейшего развития?

Михайловский: Действительно, дефицит областного бюджета на текущий год превысил отметку в 7 млрд. рублей и это означает, что не будут реализованы определенные планы - реконструкций школ, модернизации больниц, строительства дорог, словом, нам придется отказаться от социальных инвестиций. Но означает ли это, что развитие региона остановится? Думаю, нет. Необходимо просто по-другому взглянуть на возможности нашей области. У нас есть собственные ресурсы для развития, и искать их необходимо не всегда в региональной казне. По статистике, за 6 месяцев 2009 года население области заплатило за услуги различного вида 20 млрд. рублей и порядка 60 млрд. рублей оно потратило на питание и промышленные товары. Произведя расчеты можно спрогнозировать, что за год мы потратим 160 млрд. рублей на питание и услуги. Это деньги населения, которое оно ежедневно инвестирует через покупку товара или услуги в чье-то производство. Теперь обратимся к возможностям бюджета. Областная казна составляет 36 млрд. рублей. Сопоставимы ли эти цифры? Конечно, нет. Доходы населения составляют порядка 200 млрд. рублей в год. Объем инвестиционных ресурсов, которым распоряжаются предприятия региона составляют порядка 47 млрд. рублей. Получается, что главным генератором развития области и субъектом, принимающем инвестиционные решения, является вовсе не власть, распоряжающаяся бюджетными деньгами, а люди, живущие в области. Именно мы с вами, как потребители и производители товаров и услуг, решаем судьбу региона. От того чью продукцию мы покупаем и от того, насколько продукция предприятий нашего региона будет конкурентна, зависит качество жизни жителей нашей области. И власть, как мне думается, должна принимать законы, постановления и устанавливать такие правила игры, при которых деньги населения в большей степени будут направляться на покупку товаров местных производителей. А бюджет - это только способ решения общих насущных проблем людей, живущих на одной территории, и всего лишь один из многих источников для развития региона. А сокращение регионального бюджета - это лишь повод искать новые пути для развития области.

ИА REGNUM Новости: Поступления в бюджет области сократились на 5 млрд рублей, причем значительной доли платежей казна недополучила от Ненецкого автономного округа. Из запланированных 5,6 млрд. рублей от НАО до бюджета региона дошло пока лишь 2,5 млрд. Плюс ко всему, НДПИ будет полностью уходить в федеральный бюджет. Как вы думаете, правильно ли поднимать вопрос о целесообразности исполнения полномочий в НАО в нынешних условиях?

Михайловский: Ненецкий округ для Архангельской области - словно приемный ребенок, которого недолюбливали до тех пор, пока не выяснилось, что у него есть большое наследство. Вдруг все его стали любить, но как только выяснилось, что наследство никакого нет, то все вернулось на круги своя - ребенок снова никому не нужен. Я считаю, что с морально-этической и политической точек зрения отказываться от исполнения полномочий в округе не правильно. В данной ситуации необходимо, чтобы в дотациях региону учитывались средства на расходные обязательства области в округе. Тогда часть НДПИ, которая уйдет в федеральный центр, будет возвращена нам в виде субвенций из федерального центра. Для этого власти Архангельской области совместно с НАО должны тесно работать с федеральным центром в этом направлении.

ИА REGNUM Новости: Как вы думаете, может ли Архангельская область конкурировать с Мурманской в освоении Штокмановского месторождения?

Михайловский: Я знаю, что в Правительстве Мурманской области постоянно ведется работа по подготовке и обучению представителей местного бизнеса в освоении Штокмана. Активно работают мурманчане и с Правительством России по данному вопросу, а также с норвежской стороной. Формально, аналогичные шаги были сделаны и у нас. Но результаты пока разные. В Мурманске расположено представительство "Штокман Девепмент АГ", которая будет заниматься освоением месторождения. Следовательно, все налоговые поступления пойдут в бюджет Мурманской области. Кроме того, наши соседи собираются строить завод по сжижению газа, через них пойдет трубопровод с добывающих платформ, подрядчиками проекта собираются стать 200 мурманских компаний, а незамерзающий порт Мурманск станет местом перевалки всех грузов. А мы в случае реального начала освоения Штокмана неизбежно столкнемся с определенными проблемами. Известно, что Архангельский порт - самый дорогой в России, замерзающий, да еще и требует постоянного проведения дноуглубительных работ, железнодорожный участок до Архангельска до сих пор не электрифицирован, себестоимость судостроительных работ достаточно высока. Реально осознавая все проблемы региона, нам необходимо для получения заказов и, соответственно, доходов от освоения Штокмана, уже сегодня подавать заявки в тендерную комиссию "Штокман Девелопмент АГ". Необходимо также активно использовать реальные преимущества нашего региона, такие как хорошие аэропортовые сооружения на Новой Земле, находящийся всего в 300 км от месторождения, собственное цементное производство, имеющее прямое железнодорожное сообщение с портом, позволяющее готовить трубы для месторождения и так далее...

ИА REGNUM Новости: В период кризиса разговоры о планах на перспективу как-то отошли на второй план. Как вы считаете, принятая на заре экономических проблем мирового масштаба стратегия развития Архангельской области актуальна для нас сегодня? Что вы вообще думаете по поводу содержания данного документа?

Михайловский: Я считаю, что это добротный документ, но это скорее прогноз того, как область будет выглядеть спустя десятилетия, а стратегией, в полном смысле этого слова, данный документ можно назвать с большой натяжкой. По моему мнению, в стратегии должны быть прописаны новые идеи и нестандартные решения, которых, в разработанном документе, увы, практически нет. Оценивая, прежде всего, географическое положение и климатические условия Архангельской области, я считаю, что нам нужно следовать по финскому пути. Власти города Оулу более двух десятилетий назад пришли к выводу, что самой рентабельной сферой для их города является знание. Тогда финны начали строить технопарки, мощнейшие научные и образовательные центры и добились высочайших успехов в этом направлении. Я считаю, что у нас много общего с Оулу, поэтому поддерживаю идею создания Северного Федерального Университета. Это, пожалуй, одна из немногих свежих идей, которая отображена в документе под названием "стратегия развития Архангельской области". Наличие крупного научного центра в Архангельске, безусловно, будет способствовать развитию всего региона. Мы можем и должны стать генератором знаний во многих областях. К примеру, как лесной регион, нам нужно не только заготавливать, перерабатывать и продавать лесную продукцию, но и продавать знания о том, как правильно заготавливать, перерабатывать, ухаживать за лесом. Эта идея абсолютно жизнеспособна.

ИА REGNUM Новости: Считаете ли вы перспективными такие отрасли, как сельское хозяйство и туризм?

Михайловский: Дело в том, что у нас не те климатические условия, чтобы возлагать большие надежды на сельское хозяйство и думать, что оно станет локомотивом экономики региона. Однако, это не означает, что мы не должны поддерживать эту отрасль, поскольку, возвращаясь к теме ресурсов области, мы видим, что на руках у населения 60 млрд. рублей, которые они ежегодно тратят на продукты питания. Наша задача - сделать все возможное для того, чтобы местные товаропроизводители занимали лидирующее положение на рынке продуктов питания. Что конкретно можно сделать? К примеру, в Финляндии сельхозтоваропроизводители получают 44 цента госдотации на 1 евро произведенной продукции. Более того, доля местной продукции на прилавках в магазинах составляет львиную долю от общего объема продовольственных товаров. В той же Финляндии, например, доля местного товара в магазинах составляет примерно 80%. В Европе отлично понимают, что сельское хозяйство несет на себе еще и такую важную функцию, как сохранение народных традиций, культуры, всего того, что составляет основу любой нации. В нашем регионе, на сегодняшний день, на дотации сельхозтоваропроизводителям направляется порядка 600 млн. рублей в год. Учитывая, что оборот сельхозтоваропроизводителей только за январь-июль 5,9 млрд. рублей, становится понятно, что до Финляндии нам еще далеко. Однако, таковы возможности нашего регионального бюджета. Но ведь есть и другие способы поддержки местных товаропроизводителей - госзаказ, предоставление бесплатных площадей на ярмарках и выставках, продвижение местных производителей на рынке других регионов. Кроме того, поскольку местные товаропроизводители не всегда имеют возможность представлять свою продукцию на наиболее емком рынке потребления - в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске в крупных торговых сетях, значит необходимо создавать отдельные торговые точки для продажи местных продуктов. Это позволит каждому району области найти своего покупателя. Но для претворения этой задачи в жизнь нужна политическая воля.

Теперь о туризме. Еще недавно я относился к развитию туризма на Севере весьма скептически. Когда один наш предприниматель открыл турбазу "Голубино" в Пинежском районе, я слабо верил, что она будет популярна. Сегодня по моим данным, "Голубино" посещают 20 тысяч человек в год. Это успех. Туриста надо кормить, предлагать развлечения, сувениры и малый бизнес в Архангельской области уже откликнулся на этот туристический поток. Буквально недавно в области стали появляться новые предприятия по изготовлению сувенирной продукции из бересты, дерева, глины, дающие работу ремесленникам, в том числе жителям глубинки. Аналогичная турбаза на побережье Белого моря вдохнула жизнь в рядом стоящую деревню. Сегодня мой скепсис в отношении развития туризма рассеялся. Люди хотят не только пляжного отдыха, но и элементарной тишины, покоя и уединения на берегу лесного озера, и это мы им сегодня можем предложить. При очевидных возможностях, мы пока освоили лишь 0,2-0,3% этого сектора. Выражаясь языком фондового рынка, этот сектор сильно недооценен и тот, кто придет на него сегодня - сможет заработать, а значит и регион станет богаче.