Ведущие лица транспортной отрасли России сошлись во мнении, что будущее транспорта зависит от внедрения инновационных технологий. Открывая всероссийскую конференцию "Практические меры по преодолению кризисных явлений на предприятиях транспортного комплекса России", министр транспорта Игорь Левитин отметил, что в целом программа антикризисных мер оказала положительное воздействие на ситуацию в транспортной отрасли, хотя и не могла учесть всех нюансов рынка, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Главный вывод, который, по мнению Левитина, можно сделать из кризиса таков: "Нам стало понятно, что необходимо менять инфраструктуру отрасли и сами транспортные средства, активно используя инновационные технологии. На сегодняшний момент мы не конкурентоспособны, особенно это касается гражданской авиации".

Более пессимистично высказался председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев: "Ситуация на самом деле такова: гражданская авиация переживает глубокий кризис, речной флот в стране фактически отсутствует, морской плавает под чужим флагом, пассажирский транспорт убыточен".

Шишкарев сообщил, что правительство готовит модернизационную стратегию выхода из кризиса: "Условия модернизации должны быть следующими: сбалансированная налоговая политика, справедливое законодательство, поддержка таких форм, как государственно-частное партнерство, поддержка производителей в сфере транспорта, лизинга отечественных транспортных средств, и установка на инновационное развитие".

По мнению Левитина, перед отраслью стоят две глобальные задачи: это техническое перевооружение, немаловажную роль в котором играет подготовка высококвалифицированных кадров. Не исключено, отметил министр, что необходимо будет воспользоваться и опытом зарубежных коллег.

Второй задачей Левитин считает избавление от административных барьеров, которые существенно замедляют работу. "Пора переходить к электронным формам допуска к транспортной инфраструктуре, уходить от бумажной переписки", - сказал он.

Кроме того, по мнению министра, необходимо обновлять транспортный парк отрасли, который нуждается в модернизации, ориентируясь на самые передовые модели транспортных средств, внедрять новейшее информационное обеспечение (системы ГЛОНАСС и GPS).

Говоря о мерах по борьбе с кризисом, министр отметил, что одним из приоритетных направлений была выдача различных субсидий. Однако не все они оправдали себя. К примеру, субсидирование расходов на железнодорожные перевозки отечественных автомобилей на Дальний Восток не оправдало себя: было перевезено всего лишь 1119 автомобилей. Важным шагом стало снижение софинансирования из местного бюджета с 20 до 5%. "Для регионов в условиях кризиса это может быть очень важным, часть освободившихся средств они смогут перенаправить на какие-то важные проекты", - считает заместитель министра транспорта Недосеков.

В министерстве уверены, что сейчас необходимо в первую очередь заниматься продолжением и развитием уже начатых проектов, а также обратить особое внимание на логистику. Президент союза транспортников России Виталий Ефимов отметил, что создание четкой системы логистических терминалов, узловых и линейных, могло бы существенно улучшить ситуацию в регионах. "То же самое касается и речных портов, - добавил Ефимов, - сейчас речной флот у нас вообще не просматривается. Внутренние перевозки снизились на 50%. Нужно восстановить систему портов как логистическую цепь. Текущая ситуация такова: есть и новые порты, но логистическое обеспечение товаропотоков старое".

Как отметили участники конференции, особенно тяжелая ситуация сложилась в 2009 году в гражданской авиации. "Гражданской авиации нужна поддержка государства, - отметил заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Владимир Черток. - Наблюдается падение спроса на перевозки. Многие авиакомпании оказались в сложной ситуации, их сертификаты были отозваны".

По его словам, 28% авиакомпаний России находятся в кризисном положении, которое может окончиться их банкротством. Убыточными являются 16,%, высокоубыточными - 28%. В связи с этим очень своевременной оказалась такая мера, как выдача субсидий коммерческим банкам, которые кредитуют авиакомпании, отметил Черток.

Успешный оказался и проект выдачи субсидий на авиабилеты в Центральную Россию для жителей Дальнего Востока младше 25 и старше 65 лет. "В рамках этой акции более 150 тысяч людей смогли купить билеты по льготным ценам, не дороже 9 тысяч рублей, акция началась 15 мая и продлится до 31 октября. В ней участвуют 7 авиакомпаний, а размер субсидий составил более 1,5млрд. рублей", - сообщил Черток.

По словам Чертока, перед авиацией сейчас стоят важные задачи, в частности, прокладывание новых авиамаршрутов на Дальнем Востоке, Камчатке, в Сибири. Несмотря на кризис, нельзя забывать об обновлении парка авиатехники и ее модернизации, отметил он. "Из 2 тысяч 697 самолетов, которые составляют наш парк, только 122 - это новые отечественные машины. А 50% всех перелетов совершается на иностранных самолетах, которых у нас всего 462. Покупку новых, а также модернизацию и ремонт осложняют высокие таможенные пошлины", - сказал Черток.

С подобными проблемами столкнулась и отрасль железнодорожного транспорта. "За первый квартал 2009 года произошло падение перевозок на 23%, - сообщил руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков. - Резко упали перевозки некоторых грузов, в том числе черных металлов (на 27%),леса (31%), руды (16%), РЖД не добирает выручки, а поэтому приходится на 50 % сокращать намеченные программы по модернизации, а это ведет к негативным явлениям в составе инфраструктуры и подвижного состава. Более 45 тысяч вагонов находятся за сроком эксплуатации".

Особое беспокойство вызывают также пассажирские перевозки. "Сейчас ведется создание Пассажирской федеральной компании, планируется к 2010 году завершить его. Она позволит сделать пассажирские перевзки менее убыточными", - отметил Петраков.