В ГИБДД Чувашии надеются, что дальнейшему снижению аварийности на дорогах будут способствовать новые правила сдачи квалификационных экзаменов и правила лицензирования автошкол. "Я полагаю, что ужесточение требований к практическим навыкам не только позволит молодым водителям увереннее чувствовать себя на дорогах, но и будет способствовать снижению аварийности", - заявил ИА REGNUM Новости заместитель начальника межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) ГИБДД Чувашии Юрий Григорьев. При этом он отметил, что последние 3-4 месяца теоретический экзамен сдают практически 100% курсантов, экзамен по вождению "пока хромает".

Напомним, переход к новой программе обучения состоится уже 1 ноября 2009 года. Как и ранее, экзамены будут проходить в три этапа - курсанты должны будут продемонстрировать теоретические знания, практику вождения на автодроме и в реальных городских условиях. Наиболее существенные нововведения - это увеличение количества практических упражнений с трёх до 12, аудио- и видеофиксация процесса сдачи экзамена. При этом с 1 января 2011 года планируется принимать экзамены только на автоматизированных автодромах, где нанесена разметка, установлены знаки и светофоры. Но с учётом того, что строительство такого автодрома требует больших вложений, до 1 января 2012 года допускается принимать экзамены на закрытой площадке, где должны быть установлены элементы и сооружения для выполнения 12 обязательных заданий. Отметим, что помимо традиционных сейчас "европарковки", движения на подъёме и "змейки", курсанты должны будут продемонстрировать, в частности, навыки проезда по регулируемому перекрёстку, железнодорожному переезду, пешеходному переходу, въехать в бокс и показать умение применять экстренное торможение, поворачивать на 90 градусов.

Предполагается, что в ноябре 2009 года в Чувашии будут действовать три автодрома, где можно будет сдавать 12 экзаменационных упражнений в режиме "нон-стоп" - в учебно-курсовом комбинате в Кугесях, на площадках Всероссийского общества автомобилистов и ООО "Спортклуб" в Чебоксарах. Однако пока все площадки - не автоматизированные. По словам Юрия Григорьева, компьютеризация автодромов будет происходить поэтапно, так как на это необходимо порядка 30 млн рублей. Кроме того, на ситуацию влияет и кризис. Было подчёркнуто, что наличие автоматизированного автодрома будет влиять на получение и продление лицензии: "Без автоматизированных автодромов продлеваться лицензии - а они выдаются на пять лет - не будут. Таковы новые требования к образовательным учреждениям".

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, в январе-августе 2009 года в Чувашии получили водительские удостоверения 13.028 курсанта, из них 8.090 человек (62%) - после сдачи экзаменов с первого раза. Всего в Чувашии действуют 48 учебных организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой водителей транспортных средств различных категорий. В январе-августе 2009 года ГИБДД Чувашии по результатам сдачи квалификационных экзаменов автошколам республики выдано 74 предписания (в 2008 году - 99) - в основном, в связи с низким уровнем подготовки курсантов. В отношении семи учебных организаций, расположенных в Чебоксарском, Комсомольском, Ибресинском районах, Канаше, Чебоксарах и Алатыре, где экзамены с первого раза сдают менее 50% курсантов, Минобразования Чувашии начало проверку. Её планируется завершить в 2010 году, по итогам проверки будет принято решение о возможном приостановлении действия лицензии и деятельности проверяемых автошкол.

Комментируя ИА REGNUM Новости ситуацию, когда более опытные водители нередко ведут себя по отношению к новичкам нетерпимо и порой по-хамски, зачастую провоцируя создание предаварийной ситуации - например, "подрезают", Юрий Григорьев подчеркнул, что это зависит от воспитания и культуры поведения самого человека. "За два месяца автошкола не может научить человека культуре поведения, уважительному отношению к водителю и пешеходу. На мой взгляд, это связано не только с уважительным отношением к другим участникам дорожного движения, но и к другим гражданам. А взаимоуважение нужно начинать воспитывать уже в семье, в школе, - считает Григорьев. - Если люди будут уважать друг друга - не важно, водитель он на данный момент, или пешеход, то я думаю, что уровень аварийности снизится".

По данным ГИБДД Чувашии, в январе-августе 2009 года на территории республики с участием водителей, чей стаж не превышает трёх лет, совершено 116 ДТП (в январе-августе 2008 года - 168), то есть каждое девятое. В том числе по вине молодых водителей произошло 84 аварии (в январе-августе 2008 года - 110), в которых 12 человек погибли и 125 получили ранение (в январе-августе 2008 года - 13 и 173 соответственно). Из них три ДТП совершено по вине водителей, не имеющих водительского удостоверения, в этих авариях четверо человек получили ранения (в январе-августе 2008 года произошло 8 аварий, в которых погибли двое человек и ранены 15).

Всего в январе-августе на территории Чувашии зарегистрировано 1.054 ДТП, в которых 158 человек погибли, 1.363 - получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП снизилось на 5,9%. Основными виновниками совершения дорожно-транспортных происшествий являются водители транспортных средств, из-за нарушения ими правил дорожного движения произошло 833 ДТП (79% от общего количества происшествий).