До 50% приема по соответствующим техническим направлениям в российских вузах - это школьные троечники по математике и физике. Такие данные содержатся в исследовании, которое представил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании Российского союза ректоров 28 сентября, сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе ГУ-ВШЭ. Исследование показало, что "налицо" кризис инженерного и технологического образования.

"Три четверти инженерных направлений и специальностей зачислили студентов на первый курс со средним баллом ЕГЭ ниже 60-55. Это значит, что половина зачисленных на бюджетные места - люди, имеющие глубокую "тройку" про физике и математике", - сказал Кузьминов.

По его словам, тратить бюджетные средства на подготовку этих студентов и "делать вид, что мы делаем из таких людей инженеров, просто опасно".

В исследовании также отмечается, что бренды пятерки лидеров выделяются высокой долей победителей и призеров олимпиад, ставших студентами этих ВУЗов (МГУ, Физтех, ФА, МГИМО и ГУ-ВШЭ). К тому же три из пяти вузов, попавших в эту группу (МГУ, Физтех и ГУ-ВШЭ), не приняли даже на платное отделение ни одного студента с баллом ниже 55. При этом средний балл по ЕГЭ на бюджет в ГУ-ВШЭ составил 83 балла, а в МГУ 85. Средний балл студента платника в ВШЭ 75 баллов.

Летом 2009 г. Россия пережила крупнейшую институциональную перестройку со времени либерализации цен, отмечается в исследовании ГУ-ВШЭ. Единый государственный экзамен стал законом и весь прием в вузы, даже самые престижные, прошел только через ЕГЭ и олимпиады. В августе 2009 г. ГУ ВШЭ было проведено обследование московских государственных вузов, позволившее рассчитать как средние баллы ЕГЭ по отдельным вузам, так и средние баллы по одной специальности (направлению) в разных вузах.

В выборку вошли 98 московских государственных вузов, мониторинг подготовлен по материалам 1-3 волн зачисления, опубликованных на вузовских сайтах. Представленные выводы сделаны по тем 60% московских вузов, которые поместили необходимую информацию на своих сайтах. Для обеспечения сопоставимости результатов, необходимая информация была запрошена и получена у руководителей ведущих вузов Москвы, которые не обнародовали информацию на сайтах (МГИМО, ФА при правительстве, МГТУ им. Баумана и МИСиС).

Согласно исследованию, предпочтения абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ сильно смещены в сторону трех групп направлений (в целом составляют 40% бюджетного приема по Москве).

• гуманитарных наук (4500 чел.),

• естественных и точных наук (3500 чел.),

• экономики и управления (7500 чел.).

По качеству абитуриентов, зачисленных на очные отделения, выделяются следующие группы вузов:

- 5 вузов (МГУ, Физтех, ФА, МГИМО и ГУ-ВШЭ) со средним баллом зачисления на бюджет 83-86 из 100; - 21 вуз со средним баллом зачисления на бюджет от 70 до 78;

- 17 вузов со средним баллом зачисления на бюджет выше 60;

- 17 вузов со средним баллом зачисления на бюджет ниже 60;

Пятерка лидеров характеризуется не только самыми высокими показателями ЕГЭ по бюджетному приему. Ее бренды поддерживаются еще двумя факторами. Во-первых, высокой долей победителей и призеров олимпиад, ставших студентами этих вузов, что подчеркивает их элитарный характер. Во-вторых, три из пяти вузов, попавшие в эту группу (МГУ, Физтех и ГУ-ВШЭ), не приняли даже на платное отделение ни одного студента с баллом ниже 55.

Исследование зафиксировало кризис инженерного и технологического образования. До 50% приема по соответствующим направлениям - это школьные троечники по математике и физике. Немногими представителями элитных технических вузов являются Физтех (84,6), МИФИ (средний балл 72,5), МГТУ им. Баумана (71,1), Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева и МИЭТ (почти 70 баллов).

Раздутое число вузов соответствующего профиля, сохранение узких (непонятных абитуриентам) специализаций при приеме также снижают привлекательность инженерного образования для абитуриентов. В таких вузах необходимо оптимизировать цифры как бюджетного, так и внебюджетного приемов и модернизировать подготовку, расширив специальности и сделать их более привлекательными. Как правило, низкие цифры связаны с узкими специализированными траекториями, что подтверждает необходимость ускорения перехода на двухуровневую систему подготовки.

В исследовании приводятся следующие выводы:

Необходим переход на подготовку бакалавров широкого профиля по 95% инженерных и технологических специальностей и по всем педагогическим специальностям. Сложные профессиональные компетенции, привязанные к постоянно обновляющимся технологиям, нужно давать в магистратуре - и только тем, кто имеет достаточные способности для их освоения и мотивирован для профессиональной работы.

Не меньше половины бюджетных мест инженерного и технологического бакалавриата необходимо перевести в категорию прикладного бакалавриата (современный аналог техникумов в развитых странах). Именно прикладные бакалавры обладают достаточной технологической культурой и достаточной мотивацией к работе на тех рабочих местах квалифицированных исполнителей, которые предприятия сегодня частично заполняют выпускниками вузов.

Нельзя продолжать практику создания бюджетных мест подготовки инженеров и педагогов, которые являются явно избыточными с позиции общественных интересов.

Картина приема 2009 года дает возможность моделировать те сдвиги, которые произойдут в структуре высшего образования при переходе на нормативно-подушевое финансирование. Мы будем исходить из таких параметров новой системы: два вида государственных персональных грантов: получившие по ЕГЭ в среднем 55-69,9 балла - 100 тыс. руб. в год, получившие по ЕГЭ в среднем 70 и выше плюс победители и призеры олимпиад - 200 тыс.руб. в год. Абитуриенты, получившие от 40 до 54,9 балла, могут учиться за собственные деньги. Абитуриенты, получившие меньше 40, не могут поступать в вузы с такими результатами.

Численность бюджетных студентов в таких условиях сократится до 70% от существующих контрольных цифр приема, численность студентов в целом - до 80% от существующего приема (без учета демографического фактора).

Брендовые вузы и ведущие технические вузы увеличат в 1,5-2 раза прием бюджетных студентов. Они получат экономическую возможность полностью прекратить прием платных студентов. Например, даже если применить модель к результатам зачисления 2009 г., то сегодня МГУ, Физтех и ГУ-ВШЭ получили бы бюджетные гранты на каждого зачисленного на платное обучение, еще 10 вузов - в среднем на 75% зачисленных на платное обучение. В условиях действия новой системы все возможные места в таких вузах будут заполнены абитуриентами с высокими бюджетными грантами, что сделает прием более слабых платных студентов экономически нерациональным. Тем самым будет реализован принцип - места в ведущих государственных университетах, содержащихся на деньги налогоплательщиков, должны доставаться самым талантливым, а не самым богатым.

Технические и педагогические вузы в целом сократят в 1,5-2 раза прием бюджетных студентов. Это сделает неизбежной реорганизацию этих вузов, их объединение или вокруг успешных брендов, или для образования новых брендов. При этом необходимо найти такие организационные и финансовые решения, которые позволили бы не потерять сохранившийся кадровый потенциал: научные школы и квалифицированных преподавателей.

Экономия бюджетных средств в результате отказа от принятия новых государственных обязательств по финансированию профессионального образования "троечников" составит около 5% в первый год, 10% во второй год, 15% в третий и 20% в четвертый год перехода на НПФ.