Эксперт: В России система сама ставит препятствия для инклюзивного образования

Москва, 28 сентября 2009, 11:11 — REGNUM  

Корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с Валерией Ольшанской, которая возглавляет Санкт-Петербургскую общественную организацию детей-инвалидов и инвалидов с детства по слуху и их родителей "СПб-Ардис", входит в Санкт-Петербургскую коалицию "Образование для всех", а также является координатором по Санкт-Петербургу проекта "Установление партнерских отношений - путь к инклюзивному образованию", стартовавшего в 2008 году. Проект осуществляется в рамках сотрудничества Европейского союза и Российской Федерации в пяти регионах страны - Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Ухте и Томске и направлен, прежде всего, на то, чтобы изменить существующее общественное мнение о том, что дети с ограниченными возможностями не могут учиться в обычных школах, если на то есть желание родителей. Инклюзивное (включенное) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детсада, школы, молодым людям - учиться в вузах. Россия в этом году должна ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов, где в статье 24 прописано, что "государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях". Что мешает нам на практике сделать инклюзивное образование реальным?

Справка

В России около 534 тысяч детей-инвалидов, в обычных классах обычных школ в минувшем году обучалось 142.639 таких ребят, в коррекционных классах обычных школ - 148.074, в коррекционных школах и школах-интернатах - 210.842, на дому - 44.707, не учились по медицинским показаниям 17.303 ребенка.

ИА REGNUM Новости: Что удалось сделать за год реализации проекта в Санкт-Петербурге?

Мы свою задачу видим, прежде всего, в том, чтобы в рамках проекта построить партнерские отношения между школами, садиками, руководителями образования, родителями. Так мы сможем идти по пути инклюзивного образования. Мы создали команду экспертов - педагогов, психологов, специалистов по дошкольной интеграции, по правовой поддержке и социальной работе, чтобы вместе поддерживать тех родителей, которые считают, что их ребенок, несмотря на особенности здоровья и развития, может ходить в обычный, а не коррекционный детсад, посещать обычную школу.

В прошлом году мы познакомились со школами, куда берут таких детей - не в коррекционные, а в обычные классы. Таких школ мы нашли около десятка, столько же примерно и садиков. Эти образовательные учреждения мы поддерживаем информационно и методически - им не хватает знаний. Сняли в прошлом году своими силами два небольших, по 30 минут, фильма на тему "Обычный день в обычной школе". Вот в Приморском районе в школе №44 учится Юра Г., с первого класса, так в школе для этого единственного ребенка с ДЦП, теперь уже семиклассника, специальные условия создали - поручни, пол без препятствий. Там особый психологический климат, учителя и ученики уже понимают, что такое - включенное образование.

Еще один маленький фильм мы сняли про Дашу Б. из школы №508 Московского района. Девочка со слуховым аппаратом (у нее очень снижен слух) ходила в обычный садик напротив школы, а потом стала первоклассницей. Эти фильмы несут и методическую нагрузку, полезны для специалистов. Мы предоставляем всем школам Санкт-Петербурга и эти фильмы, и методические документы. Провели в мае прошлого года со специалистами Академии постдипломного педагогического образования семинар для представителей регионов-участников проекта, посетили прошлой осенью Англию, графство Девоншир, чтобы посмотреть, как там работают принципы инклюзии. Эту поездку организовали РОО "Перспективы" (Москва) и совместно с партнерской организацией Disability Equality in Education (DEE), которые и реализуют в России проект "Установление партнерских отношений - путь к инклюзивному образованию".

ИА REGNUM Новости: Но в Санкт-Петербурге уже давно школы могут распоряжаться сами бюджетными средствами, работает принцип "деньги идут за учеником". Чего же проще - родители считают, что ребенок может учиться не в коррекционной школе, пишут заявление, и соответствующее бюджетное финансирование должно быть? Почему же инклюзия пока повсеместно не работает?

Да, законодательно все возможно, но вот конкретного механизма реализации этого права пока не выработано. Все упирается в штатное расписание, а ведь можно пойти по другому пути - заключать трехсторонний договор между школой, родителями и специалистами, которые в данный момент нужны ребенку. Сейчас мы входим в рабочую группу по выработке этого механизма. Думаю, к декабрю можно будет говорить об этом более конкретно. А пока вот такая история - в новом учебном году в школе №593 Невского района был создан первый класс, куда пошли учиться вместе со здоровыми детьми четверо малышей-опорников и один колясочник. Мы помогаем учителям этой школы и методически, и психологически, семинар там провели. При поддержке депутатов Законодательного собрания - постоянной комиссии по соцвопросам нашли средства в рамках программы "Доступная среда" и оборудовали школу.

Сейчас школа столкнулась с такой проблемой: хотя там все и оборудовано для таких детей, учительница нуждается в помощнике - одной тяжело работать с таким классом - детей надо подвести к доске, помочь усадить за парту и т.д. Помощник нужен не учителю, а детям... В комитете по образованию сказали - "у нас нет правовой основы для предоставления помощника". Но я напомню, что в Санкт-Петербурге еще в 2003 году принят закон "О доступности образования лицам с ограниченными возможностями здоровья", где идет речь о том, что помощник таким детям полагается.

Мы обратились с письмом к губернатору Валентине Матвиенко, пришел ответ за подписью вице-губернатора Аллы Маниловой. В нем нас успокоили, что в городе с интеграцией и инклюзивным образованием все в порядке - 32 тысячи детей с различными заболеваниями обучаются в обычных школах города. Но конкретно о том, где взять помощника в класс, где учатся пять малышей-инвалидов, в письме не было сказано ни слова.

ИА REGNUM Новости: Что, на ваш взгляд, самое трудное в том, чтобы инклюзивное образование стало частью школьной жизни, чтобы в садиках у родителей не возникало трудностей? Я не говорю об общей проблеме - необорудованных школ, трудностей перемещения по городу.

Кроме выработки механизмов, заставляющих работать законы, мы чувствуем инерционность самой системы образования. Вот сейчас наша петербургская коалиция "Образование для всех" входит в рабочую группу при комитете по образованию для выработки региональных механизмов совместного обучения детей, правда, лишь по дошкольному компоненту. И тут же к нам приходят родители пятилетнего Глеба с жалобой: ребенок после кохлеарной имплантации - вживления специального имплантата, так как обычные слуховые аппараты не помогают, впереди и у ребенка и у родителей долгий процесс реабилитации, занятия с логопедами и так далее. Но родители хотят, чтобы мальчик посещал обычную группу в логопедическом общеобразовательном детском саду, так как это содействует социальной адаптации ребенка, стимулированию развития на уровне слышащих сверстников. Они нашли понимание в логопедическом детском саду. Так из садика, специализированного, для слабослышащих, куда настойчиво приглашали Глеба, методист говорила заведующей: "Зачем вы взяли такого тяжелого ребенка!? Зачем вам лишняя головная боль?". Какие тут могут быть комментарии.

В известном письме министра образования Андрея Фурсенко, где региональным властям даются рекомендации по организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями с обычно развивающимися сверстниками, есть рекомендации о моральном поощрении педагогов, которые принимают в свои классы детей с ограниченными возможностями здоровья. Следуя этой рекомендации, мы подали в Постоянную Комиссию по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга наше обращение и список тех учителей, благодаря усилиям которых дети с ограниченными физическими возможностями учатся в обычных, а не коррекционных школах города. Мы бы очень хотели, чтобы первый шаг на пути создания нормативно-правовой региональной документации по поддержке принципов инклюзивного образования депутаты сделали бы в части моральной поддержки для этих учителей - и вынесли бы благодарность от Законодательного собрания. Депутаты Законадательного собрания поддержали нашу инициативу.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.03.17
Нагорный Карабах: Хогланд чуть-чуть приоткрывает «карты»
NB!
28.03.17
Песков о своем «визите» в Луганск: «Очередная утка»
NB!
28.03.17
«Хочу, чтоб Кировской областью гордилась страна»: интервью Игоря Васильева
NB!
28.03.17
Что интересовало Россию на Ближнем Востоке – проливы или Сирия?
NB!
28.03.17
Член комиссии по изучению архивов КГБ в Латвии прославляет нацизм
NB!
28.03.17
The National Interest: «включение Черногории в НАТО – это фарс»
NB!
28.03.17
Россия пригласит Японию совместно добывать стратегический рений на Курилах
NB!
28.03.17
Ярославцы: Центр города превращается в «Черкизон»
NB!
28.03.17
В РФ открыта горячая линия по контролю за ценами на еду и лекарства
NB!
28.03.17
Сон разума: школьники и «молодёжная политика»
NB!
28.03.17
Набиуллина назвала сроки «очистки» банковского сектора России
NB!
28.03.17
Второй шанс: Шотландия хочет провести очередной референдум
NB!
28.03.17
МИД Ирана: Россия может использовать наши базы для борьбы с терроризмом
NB!
28.03.17
Старых профессоров — уволить, студентов — выгнать на полевые работы
NB!
28.03.17
«Наследие советского милитаризма»: в эстонских школах вводят НВП
NB!
28.03.17
Никогда не сталкивались с коррупцией 78% граждан РФ: опрос
NB!
28.03.17
Дик Чейни: «влияние России на выборы в США — это акт войны»
NB!
28.03.17
Стала известна дата установки второго в России памятника Ивану Грозному
NB!
28.03.17
«США тревожат русские в Ливии»
NB!
28.03.17
Киссинджер: «Путин хочет восстановить достоинство своей страны»
NB!
28.03.17
The Strategist: Австралия – приз в противостоянии США и КНР?
NB!
28.03.17
«Мир катится к климатической катастрофе, Кремль из этого извлекает выгоду»