Глава Хасавюртовского района Дагестана Алимсолтан Алхаматов, убитый в Москве воскресным вечером 27 сентября, был фигурой не районного, а общедагестанского масштаба, и его убийство окажет заметное влияние на общую ситуацию в этой неспокойной республике. Причин тому несколько.

Во-первых, большое геополитическое значение имеет сам по себе Хасавюртовский район, территория с населением в 146 тысяч человек. Это не только чечено-дагестанская граница, через которую по-прежнему пролегает немало "троп боевиков". Кроме этого, через район проходят федеральная трасса "Кавказ", Северокавказская железная дорога, нефтепровод "Баку - Новороссийск". Даже если руководство района не имеет прямых выгод от этих объектов (в последнее время как будто не имело), спрос за стабильность на прилегающих к ним территориях - не в последнюю очередь, с главы района.

Во-вторых, на протяжении всей своей политической карьеры Алхаматов был противником главы города Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова, одной из влиятельнейших фигур в Дагестане (город Хасавюрт не входит в состав Хасавюртовского района). Причем здесь произошла интересная смена конфигурации. В 2004 году, только став главой района, Алхаматов воспринимался как противовес Умаханову, созданный руководством Дагестана. С тогдашним руководителем республики Магомедали Магомедовым у Умаханова были крайне натянутые отношения, глава Хасавюрта, имевший политическую поддержку в Москве и в Грозном, не скрывал своих политических амбиций, и про приход Алхаматова к власти в районе говорили, что "дедушка (то есть Магомедали Магомедов) специально пустил второго медведя в берлогу". В последнее же время ситуация была обратной: у Умаханова нет серьезных проблем в отношениях с президентом республики Муху Алиевым, с новым министром внутренних дел Али Магомедовым, а Алхаматов, напротив, публично критиковал лидера республики и не скрывал контактов с наиболее оппозиционными политиками. На этом фоне продолжались его конфликты с руководством Хасавюрта, и в них присутствовал не только бизнес. Большой резонанс имело убийство в апреле 2009 года племянника Умаханова, по подозрению в котором были арестованы односельчане Алхаматова.

В-третьих, Алхаматов, сам по национальности кумык, принадлежал к одному из влиятельных кумыкских семейств, хотя и не самому влиятельному. Он племянник бывшего председателя правительства Дагестана, бывшего члена Совета Федерации Атая Алиева (ныне гендиректор ФГУ "Запкаспрыбвод") и бывшего главы ООО "Дагестанрегионгаз", депутата Народного собрания Дагестана Магомеда Алиева. В борьбе за позиции в местной газовой промышленности, которая на протяжении 2000-х годов шла между основными кумыкскими семьями, Алхаматов активно поддерживал своих родственников.

И последнее - по порядку, но не по важности. Алхаматов, несмотря на молодость, в конце жизни явно претендовал на роль основного выразителя национальных интересов кумыков, третьего по численности народа в Дагестане. Процитирую его заявление, опубликованное 19 июня 2009 года в махачкалинском еженедельнике "Черновик" (с сохранением стилистики оригинала): "Возьмите весь Дагестан, а в Дагестане 10 городов, но нет ни одного мэра-кумыка. Наверняка некоторые вышестоящие руководители балдеют от этой кадровой расстановки, но, я вас уверяю, никто не должен забывать, что все эти вопросы обсуждаются в каждом селе, в каждом ауле, и всё больше простой народ приходит к тому, что в Дагестане не соблюдаются нормы национального квотирования при назначении на руководящие должности".

Вопрос о новом главе района, который предстоит теперь решать, рискует стать предельно политизированным. Главу избирают районные депутаты. Алхаматов достаточно активно контролировал выборы райсобрания, и большинство там образуют его ставленники. Однако Хасавюртовский район - многонациональный (по переписи 2002 года, кумыки там составляют 34%, чеченцы - 26%, аварцы - 25%, есть также места компактного проживания даргинцев и лезгин). Национальная проблематика, давно отошедшая на второй план в жизни Дагестана в целом, в этом районе сохраняет актуальность. Причина - в большом количестве новых переселенцев с гор. Земельные вопросы, а также вопросы распределения руководящих должностей остались в районе предметов межнационального диалога. Традиционная схема, при которой город Хасавюрт возглавляет аварец, а район - кумык, как будто ни у кого не вызывала в последние годы вопросов. Однако ряд национальных общин района имеют поддержку из-за пределов района, поэтому решение вопроса о власти в районе, безусловно, будет возможно только через переговоры республиканского уровня.

Кроме того, Алхаматов был не единственным претендентом на роль лидера кумыков Дагестана. Есть другие влиятельные кумыкские семьи, представители которых не скрывают подобных амбиций, заявляя о правах кумыков как "коренного населения равнины". Влияние этих семей сосредоточено сегодня не в Хасавюртовском районе, а в Буйнакском районе и в прибрежной зоне Дагестана. Однако не будет ничего неестественного в том, что после трагедии 27 сентября свою зону влияния они попытаются расширить.

В любом случае ясно, что сохранение стабильности в период смены власти в районе станет серьезной задачей для президента Дагестана Муху Алиева. Вопрос о том, насколько надежно он контролирует ситуацию в муниципалитетах, большинство наблюдателей считает открытым, учитывая хотя бы заметное число оппозиционеров среди дагестанских муниципальных глав. Специально ли Алиеву устроили такой "экзамен" перед окончанием его полномочий (февраль 2010 года), установить может только следствие.