"Создание, укрепление и расширение альянсов против Армении, в частности альянс Турции и Азербайджана, шаги последнего, направленные на блокаду Армении, которые рассматриваются как применение силы, являются внешними угрозами военной безопасности Армении". Об этом говорится в Военной доктрине Армении, принятой в 2007 году. В свете активизировавшего диалога между Арменией и Турцией, направленного на нормализацию отношений, и, в частности, после обнародования парафированных Протоколов, подразумевающих налаживание дипломатических отношений и развитие двустороннего сотрудничества, возникает вопрос о том, пойдет ли армянское государство на пересмотр определенных положений в принятой после длительной разработки Военной доктрине. Мнения армянских политиков на этот счет разделились.

Лидер Социал-демократической, партии "Гнчакян" Людмила Саркисян считает, что "было бы наивностью считать, что Турция перестала быть угрозой для Армении". "Мы живем в то время, когда опасность может исходить со всех сторон. Если появятся новые угрозы, то доктрина должна быть изменена", - отметила она, добавив, что если речь идет о Турции и Азербайджане, то этот документ еще долго не будет изменен.

Глава правления партии "Наследие", депутат парламента Армен Мартиросян заявил, что еще в период обсуждения этого документа заместителем министра обороны Артуром Агабекяном был поставлен вопрос о том, что если принимается этот серьезнейший документ, то нужно просчитать все шаги, чтобы потом не встать перед проблемой его изменения. Сегодня же Мартиросян считает, то такой вопрос встанет перед Арменией.

Лидер народной Партии Армении Степан Демирчян высказал мнение, согласно которому, логика нормализации отношений с Турцией подсказывает, что Военная доктрина будет изменена.

Секретарь парламентской фракции партии "Оринац Еркир" Арцрун Агаджанян заявил, что не полностью знаком с документом, и для того, чтобы ответить на вопрос ему необходимо ознакомиться с вошедшими в него формулировками. Тем не менее, он отметил, что не существует вечных друзей и врагов. "Мы обязаны иметь дипломатические отношения с Турцией и инициативная политика президента Армении приветствуется. Надо смотреть в будущее, не забывая историю", - отметил он.

В том, что Военная доктрина не подлежит никаким изменениям уверен заместитель главы партии власти, Республиканской партии Армении Галуст Саакян. Он подчеркнул, что Ереван ведет всего лишь жесткую дипломатию. "Мы решаем вопрос границ, и не будет никакого потепления или улучшения отношений", - отметил он. Так что, Армения не будет ничего пересматривать.

Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, после обсуждений в парламенте 25 декабря 2007 года, президент Армении подписал указ об утверждении Военной доктрины страны. Документ до этого прошел международную экспертизу в России, США и НАТО и при его разработке учитывалось мнение экспертов. Однако, уже в июле 2008 года, специалисты из НАТО выразили беспокойство относительно некоторых положений документа. В частности, речь идет о том, что в Военной доктрине Армении Турция названа потенциальной угрозой. Тогда, министр обороны Армении Сейран Оганян заявил, что этот статус естественен, учитывая блокаду Армении со стороны Турции, нежелание соседней страны устанавливать отношения с республикой без предусловий.

Его предшественник Микаел Арутюнян, в период обсуждения документа пояснил, что Военная доктрина Армении носит оборонительный характер, в то же время не исключая возможность принятия превентивных мер для обеспечения безопасности страны.

Военная доктрина является теоретически обоснованной официальной концепцией определения и нейтрализации военных угроз, организации оборонных мероприятий. Проект документа состоит из предисловия и четырех разделов - Основные военно-политические положения, Оборонная стратегия, Система военной безопасности и Реформы системы военной безопасности. К основным внешним угрозам относятся посягательство на суверенитет Армении, на территориальную целостность и неприкосновенность границ; наличие нагорно-карабахского конфликта и подготовка со стороны Азербайджана к военным действиям; неконтролируемый оборот оружия в регионе; создание альянсов, направленных против Армении; внутриполитическая дестабилизация в сопредельных странах; разногласия в международных системах безопасности; попытки изолировать Армению, а также транснациональная преступность. К внутренним угрозам относятся непосредственная угроза конституционному строю, создание незаконных вооруженных формирований, падение показателей экономической безопасности, ухудшение морально-психологического состояния, а также чрезвычайные ситуации.