В блоге i-grappa размещен материал "УПА и абверкоманды", посвященный совместным специальным операциям украинцев и немцев во время войны с СССР. "Я старался избегать каких-либо идеологических оценок и опираться исключительно на доступный сегодня, прежде всего западным исследователям, фактаж", - пишет автор. ИА REGNUM Новости публикует это исследование без изменений:

"Абверкоманды (также именуемые с лета 1944-го года управлениями фронтовой разведки Frontaufklärung, сокращенно FAK) создавались в системе Абвера с целью проведения специальных операций во время войны с СССР. Подчиненные штабу "Валли", эти команды военной разведки делились на три вида - "100"-е команды занимались сбором информации, "200"-е проводили акции саботажа в советской прифронтовой полосе, а "300"-е вели контрразведывательную и антипартизанскую деятельность. Пережив развал Абвера в начале 1944-го года, абверкоманды были подчинены Армейскому департаменту Верховного Командования, и продолжали оставаться в сфере армейского влияния вплоть до полного переформатирования системы спецслужб нацистской Германии в июле 1944-го года. В интересующий нас период (весна-лето 1944-го года) на территории, ставшей ареной сотрудничества УПА и немцев, т.е. в округе Галиция Генерал-губернаторства, работали 101-я, 202-я и 305-я.

Весной 1944-го года, для выработки единой концепции отношения военной разведки к "вопросу УПА", 19 апреля было проведено совещание абверкоманд, в чью сферу деятельности попадал округ Галиция. Докладная записка Витиски от 22.04.1944 на имя Г.Мюллера, составленная по результатам совещания, позволяет выяснить, каким образом органы Абвера на местах планировали использовать УПА в борьбе против Красной Армии. Отметив довольно плодотворно сложившиеся отношения (в частности, выделялись такие факты сотрудничества, как активное снабжение германской стороны разведданными (10-15 донесений ежедневно), совместные действия Вермахта и "украинских банд" против Красной Армии), представители абверкоманд посчитали целесообразным продолжить использовать УПА для проведения диверсий и сбора разведывательных данных за линией советско-германского фронта. Отдельно отмечалась готовность ОУН(б) предоставить агентов для ведения такой деятельности, в частности, готовность Шухевича предоставить сколько угодно большое количество людей для забрасывания их за линию фронта. Германские военные весьма осторожно отнеслись к такой инициативе, усмотрев, видимо, в ней попытку получить большое количество вооружения, что в дальнейшем уменьшило бы зависимость УПА от немцев в плане снабжения. Интересно то, что большими сторонниками сотрудничества с УПА выступил именно представитель 202-й абверкоманды, указавший, что "абверкоманда 202, совершающая диверсии за линией фронта, может выполнить свою задачу лишь силами УПА. На оккупированных русскими территориях лишь УПА представляет единственную враждебную силу. Ее усиление путем поставок оружия и обучения определенных кадров - тоже в интересах вермахта... Согласие высших инстанций в Берлине получено. Связь поддерживается уже давно через одного связника с Шухевичем, уже завербовано несколько человек для предстоящего обучения...".

Именно на 202-ю абверкоманду, как наиболее подходящую для связи с УПА, была возложена в конце весны 1944-го года задача по созданию тайников с оружием для последующей передачи УПА. Как уже указывалось, руководство ОУН(б) через Гриньоха (священник Греко-католической церкви, капеллан "Нахтигаля", один из активистов ОУН(б)) постоянно просило передать как можно больше оружия, боеприпасов и медикаментов для того, чтобы УПА могла бороться против советских войск и органов НКВД. Видимо, придя в определенным договоренностям (см. выше о переговорах Витиски с Гриньохом), германское командование провело весной-летом 1944-го года ряд операций по скрытному снабжению УПА вооружением. Такие операции предусматривали два основных способа передачи оружия - преднамеренное оставление оружия в неохраняемых складах с последующим извещением командования УПА о таких складах, либо создание тайников с оружием с целью извещения УПА о таких тайниках при продвижении фронта на запад.

Так, до июля 1944-го года силами абверкоманды-202 среди прочих проводилась операция под кодовым названием "Лидия", целью которой было создание тайников с оружием и амуницией в районе Черновцы-Станислав. Параллельно шла неназванная операция этой же абверкоманды в окрестностях Львова, где немцы создали до 40 тайников с советскими и британскими трофейными военными припасами, включая до 20 тысяч единиц огнестрельного оружия. В Черный Лес было направлено ок.40 тонн запасов, включая 800 винтовок, 200 автоматов, 50 пулеметов.

В июле 1944-го года внутри системы германских спецслужб произошло очередное перераспределение функций, в результате чего абверкоманды (включая 202-ю) перешли в ведение Отто Скорцени. Летом 1944-го года, после смерти предыдущего командира, абверкоманду возглавил Фридрих Витцель, вернувшийся к тому времени из Афганистана.

Под руководством Витцеля, после эвакуации из Львова в Краков, 202-я абверкоманда начала работу по тренировке и снабжению украинцев. В г.Новый Золь в Верхней Силезии были организованы курсы для 100 украинских добровольцев. С середины июля 202-я абверкоманда начала забрасывать с помощью самолетов вооружение и амуницию за линию советско-германского фронта. Впрочем, размеры единичных "посылок" были довольно скромными по сравнению с запросами руководства ОУН(б), в один из случаев, в частности, было заброшено до 200 советских винтовок и до 20000 патронов к ним. Более важным стало забрасывание в отряды УПА немецких медиков, так медики, переброшенные через линию фронта, спасли жизнь одному из командиров УПА Степану Стебельскому-"Хрену". Районы приемки помощи были сосредоточены в Поморянском районе Львовской области, в частях Бибрского района Львовской области, а возле с.Малая Вишенька на Станиславщине даже была сооружена взлетно-посадочная полоса для приемки самолетов. Кроме того, абверкоманды занялись заброской в районы расположения УПА подготовленных диверсантов, очевидно, с целью проведения инструктажа среда членов УПА (так, можно привести примеры десантирования М.Солонько в район Перемышля, В.Ивасюка в Сколовский район Львовщины.

Третьим направлением работы абверкоманд стал поиск и учет немецких солдат, оставшихся в советском тылу (в том числе, и в рядах УПА). Так, в районе Станислава команда "Колибри" почти месяц в советском тылу занималась учетом немецких солдат, оставшихся после продвижения фронта на запад в рядах УПА. Несмотря на обильные сведения, собранные абверкомандой, переброска немцев назад за линию фронта не представлялась возможной по двум причинам - желание командования УПА использовать в своих рядах опытных солдат в качестве инструкторов, а также невозможность переброски такого количества немцев. Согласно О.Скорцени, в рядах УПА воевало более 10 тысяч немцев (впрочем, к этим цифрам стоит отнестись скептически, т.к. они документально не подкреплены).

В ходе операции "Подсолнечник" 6 октября 1944-го года командир абверкоманды Фридрих Витцель и 7 человек (немцы и украинцы) перешли линию фронта в районе Ужокского перевала, через 4 дня вышли на подразделение УПА возле Сухого Потока. Витцель, знавший командира подразделения, договорился по рации с Краковом о перенаправлении на это подразделение парашютирования груза, отмененного ранее из-за вскрытия советской контрразведкой предыдущего предполагаемого места выброски. 16 октября 1944 года люди Витцеля вышли к с.Бубнище, где встретились с руководством УПА-Юг, передали им мощный (40 ватт) радиопередатчик для дальнейшей связи, после чего начали проводить подготовку кадров УПА в Бубнище тактике "малой войны". Видимо, после подготовки радиста (30 октября 1944 года радиопередатчик, переданный Витцелем, заработал в плановом режиме с позывными "Вера"), 31 октября 1944 года группа Витцеля выдвинулась назад. Через 6 дней, 5 ноября, было подыскано подходящее место для сооружения взлетно-посадочной полосы, после чего Люфтваффе прислали припасы для УПА и офицера для проверки места для посадки самолета. На следующий день, 7 ноября, группа Витцеля, 5 включенных в группы немцев, найденных у УПА, в также 2 представителя УПА отправились назад. Канал связи был налажен".