Прошедшая в Баку 18 сентября международная конференция "Безопасность и стабильность в регионе Каспийского моря в призме новых геополитических реалий" с участием политиков, парламентариев, экономистов и экспертов в различных областях была посвящена, главным образом, попытке нахождения приемлемой для всех пяти прикаспийских стран формулы правового статуса Каспия. Другим важным аспектом конференции стало обсуждение препятствий на пути реализации Южного энергокоридора, который считается альтернативой российским маршрутам доставки углеводородов в Европу. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости

На конференция организованной Ассоциацией помощи развитию гражданского общества (Азербайджан) и НПО "Евразия - Новые горизонты" (Франция), приняли участие представители Азербайджана, Турции, России, Ирана, Грузии, США и ряда европейских стран.

Специфика мероприятия состояла в том, что наряду с экономическими и политическими экспертами, принимали участие высшие военные чины стран НАТО, военные атташе и советники посольств, аккредитованных в Баку. Связано это было с тем, что красной линией практически всех обсуждений являлись проблемы обеспечения региональной стабильности и геополитические вызовы имеющие место по возможному периметру прохождения Южного коридора - странам Южного Кавказа и Прикаспийского региона. Особое место было уделено негативному влиянию Абхазского, Южно-Осетинского и Карабахского конфликтов на интеграцию Южного Кавказа в европространство.

Фактически в Баку прошел слет силовиков и спецслужб, разбавленный некоторым количеством экспертов-юристов в области международного права и экономистов. С самого начала представители европейских стран: Франции, Великобритании и особенно Польши, в своих выступлениях открытым текстом называли основной причиной напряженности на Южном Кавказе позиции России и Ирана.

Открывший международную конференцию завотделом политического анализа и информационного обеспечения администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов отметил, что Азербайджан уже стал неотъемлемой частью евроатлантического пространства. Он сказал, что Азербайджан сотрудничает по многим направлениям с Западом, участвует в антитеррористических операциях в составе коалиционных войск в разных точках мира, играет важную роль в создании системы региональной безопасности и в обеспечении энергобезопасности Европы. В связи с этим он призвал Запад в ответ быть более искренним в отношениях с Азербайджаном, избегать политики двойных стандартов и, в частности, приложить все усилия, необходимые для справедливого разрешения Карабахского конфликта.

Учредитель Фонда обороны Великобритании Робин Ашбай отметил, что этнические конфликты и деятельность террористов на Южном Кавказе организованы и поддерживаются извне. Вместе с тем он позитивно оценил усилия России, Казахстана и Азербайджана, в борьбе с транснациональным наркотрафиком из Афганистана и Ирана в Европу. Он высказал обеспокоенность тем, что часть маршрута наркотиков проходит из Ирана по оккупированным Арменией азербайджанским территориям. Выступая на тему "Уровень безопасности вокруг Каспийского моря сегодня", Ашбай отметил, по мере осуществления новых транскаспийских нефтегазовых проектов, будет расти угроза терроризма в регионе.

Существующие в регионе Южного Кавказа "политические замки" тормозят интеграционные процессы и реализацию транзитных проектов, отметил другой британский парламентарий, член комитета Совета Европы Майк Хенкок. Такими "замками" Хенкок считает межэтнические конфликты и нерешенность вопроса правового статуса Каспия. Депутат отметил, что энергоресурсы не должны служить в качестве политического оружия, а должны способствовать процветанию и развитию. Говоря о Карабахском конфликте, он отметил, что "ни одна страна мира не смирится с ситуацией, когда 20% ее территорий оккупированы и миллион соотечественников стали беженцами", в связи с чем он выразил понимание позиции Азербайджана, стремящегося восстановить территориальную целостность страны.

Польский депутат, председатель комитета ПАСЕ по внешним связям Тадеуш Ивински в своем выступлении назвал причиной всех конфликтов на Южном Кавказе имперскую политику России, которая подобной деструктивной политикой значительно тормозит развитие региона и осуществление транзитных проектов. Он в резкой форме отметил, что Россия стремится посредством разжигания этнических конфликтов усилить свое влияние на Южном Кавказе и как пример привел прошлогоднюю войну в Грузии. "Вслед за распадом СССР, его правопреемница - Россия всячески раздувала этнические конфликты в регионе, тем самым пытаясь оказывать политическое влияние на страны Южного Кавказа", - сказал Ивински. По его мнению, позиция Ирана тоже создает серьезные трудности в осуществлении дальнейших проектов в Прикаспийском регионе, и выразил необходимость коллективных комплексных мер со стороны стран НАТО по обеспечению безопасности энергомаршрутов и обороне своих интересов на Каспии.

"На глазах растет милитаризация Каспия и североатлантический альянс не может не видеть и не учитывать этого. Основной удар для газового проекта NABUCCO исходит от борьбы между странами прикаспийского региона за контроль над будущими энергомаршрутами. Главная наша цель - ослабить зависимость Европы от российского газа, поскольку Кремль неуклонно демонстрирует стремление удерживать монополию в транзите углеводородов с целью оказания политического давления на Евросоюз", - сказал Ивински.

После этого выступления свое недовольство постановкой вопросов и тем, как спикеры преподносят причины проблем Каспийского региона, выразил представитель иранского посольства в Азербайджане, который назвал предвзятыми и однобокими выступления некоторых участников. "Иран - единственная страна в регионе, имеющая дипломатические отношения со всеми странами Южного Кавказа, что само по себе является большим плюсом, не видеть которого нельзя. И этот плюс могут использовать все государства, заинтересованные в развитии отношений и осуществлении проектов на Южном Кавказе. Не видеть этот плюс и не использовать его потенциал является показателем предвзятости и неконструктивности со стороны некоторых стран к региональной политике", - сказал советник иранского посольства.

Вслед за этим представители британской делегации признали, что потенциал иранской дипломатии слабо используется международным сообществом в Южно-Кавказской политике. Так же было отмечено, что позиция официального Тегерана по правовому статусу Каспия имеет серьезную фундаментальную и юридическую основу. Иран в отличие от других стран прикаспийского региона видит Каспий как озеро, а не как море и этот подход опирается на опыт международной практики, сказали британские парламентарии.

Отметим, что и представитель российского посольства явно был удивлен открыто антироссийской направленностью некоторых выступлений на конференции. Тем не менее он воздержался от комментариев, а только на момент покинул помещение после резкого спича польского депутата Тадеуша Ивински.

Эксперт по Кавказским конфликтам из Великобритании Тамара Драгадзе, выступившая на сессии "Кавказские конфликты и их влияние на глобальную безопасность", рассказала об опасностях таящихся для региона в неразрешенных этнических конфликтах. Особое внимание она уделила роли Турции в политических процессах на Кавказе после распада СССР. Как считает Драгадзе, уникальность роли Турции заключается в возможности влиять на процессы не только на черноморском направлении, но и на всем Кавказе за счет общетюркского и исламского факторов, сближающих эту страну с народами региона. Сперва, после распада Советского Союза, со стороны Турции последовали серьезные попытки восстановить тюркское единство на просторах Кавказа и Центральной Азии, но это стремление не принесло тогда особых плодов, разве что в Азербайджане, с которым у Турции исторически сложились тесные и разветвленные связи, сказала эксперт.

"Нынешний этап турецкой политики на Южном Кавказе основан на прагматичных принципах и использовании фактора сближения с Россией, что вкупе несомненно оказывает важное влияние на систему кавказских взаимотношений. Я считаю, что камнем преткновения для интеграционных процессов в регионе является Карабахский конфликт, который парализовал весь Южный Кавказ, поскольку ареал конфликта и его масштабы напрямую негативно влияют на геополитические процессы. Я считаю, что три страны Южного Кавказа сами могут в принципе решить все проблемы без помощи извне, но осуществление подобного проекта регионального объединения невозможно без урегулирования этнических конфликтов", - сказала Драгадзе.

По мнению депутата Национальной ассамблеи Франции, президента НПО "Евразия - Новые горизонты" Тьерри Мариани, являющегося организатором данной конференции, неразрешенность правого статуса Каспия и неопределенность маршрутов транспортировки углеводородов создают проблемы по осуществлению новых транзитных и инфраструктурных проектов. "У каждой из пяти прикаспийских стран есть своя позиция по разделению моря, но общего консенсуса, к сожалению, нет. Поэтому на первом этапе следует определить границы прибрежной акватории между странами. Тогда создастся справедливая ситуация, при которой зародятся доверительные отношения между государствами региона. Если этого достичь, то вслед за этим можно начать вклад иностранных инвестиций в Транскаспийский регион", - сказал Мариани.

В рамках конференции затем выступили члены бельгийской делегации: почетный президент Парламентской ассамблеи Союза Западной Европы Стеф Горис, старший эксперт Центрального Бюро кризисов и международных конфликтов Тангуй Струе де Свиланде, член ПАСЕ, бельгийский сенатор Алан Дестекс и бригадный генерал Патрик Нопенс. Так же слово взяли член Мониторингового комитета Совета Европы Педро Аграмунт (Испания), экс-глава Кабинета Минобороны Испании Антонио Пераль, профессор международной политики Ганс Адомайт (Германия) и др., высказавшие свои соображения по поводу путей урегулирования этнических конфликтов на Южном Кавказе и определения правового статуса Каспия. Они были согласны с выступившими прежде спикерами в том, что вопрос конфликтов и неопределенности Каспийского статуса создают проблемы для осуществления новых транзитных проектов в регионе. Вместе с тем они высказали уверенность, что совместные усилия и общее желание обеспечить энергобезопасность Европы и процветание Южного Кавказа и Каспийского региона позволят преодолеть эти препятствия и реализовать намеченные глобальные проекты.