Администрация президента США Барака Обамы приняла решение об отмене сооружения объектов третьего позиционного района ПРО на территории Польши и Чехии. Это произошло 17 сентября, в день семидесятой годовщины ввода частей Красной Армии на Западную Украину и в Западную Белоруссию, что традиционно расценивается в Варшаве как нападение СССР на Польшу. Ситуацию прокомментировал 18 сентября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости российский историк и политолог Олег Неменский.

"Объявление США об отказе от планов размещения элементов ПРО в Польше и Чехии - это, несомненно, поражение прежнего курса политики этих стран в отношениях с Вашингтоном. В меньшей степени это относится к Чехии, в которой преобладал прагматичный взгляд на проблему ПРО, но в полной мере это касается Польши, для которой это стало вопросом национальной гордости и приобрело огромное символическое значение. Стоит особенно отметить, что в отличие от США и Чехии, в Польше не только не скрывали, но и подчёркивали прямое отношение установки этих систем именно к России и к мифической угрозе, от неё исходящей. Иранский повод для их установки был настолько мало актуален для этой страны, что о нём почти не говорили.

Надо понимать, что современное польское общество в значительной своей части живёт с глубоко внушённым страхом перед Россией и в убеждённости, что важнейшая цель российской внешней политики - это подчинение Польши. Отношения с Америкой во многом строились на эксплуатации этих настроений. Вопрос военного сотрудничества с Вашингтоном видится единственной гарантией сохранения независимости и сдерживания российской агрессии. И произошедший срыв основной линии военного сотрудничества воспринимается катастрофически. Сегодня в Польше популярна чёрная шутка, что "пора учить русский". На политическом уровне произошедшее воспринимается как сигнал от Америки: отношения с Россией для неё важнее, чем отношения с Польшей. Такое предпочтение сильной, но враждебной державы своей пусть и слабой, но верной союзнице, никак иначе, кроме как в категориях предательства, не воспринимается.

Ещё более обидным этот шаг выглядит из-за того, что о нём было объявлено не когда-либо, а именно 17 сентября, в 70-ю годовщину "нападения России на Польшу". Действительно, выбор Вашингтоном такой даты выглядит странно, слишком уж выразительный жест. Казалось бы, Америке выгодно было объявить об отказе так, чтобы в Польше это восприняли как можно более спокойно, однако она поступила прямо противоположным образом. США как бы подчеркнули этим, что а) отказ от размещения систем ПРО имеет прямое отношение именно к российской политике в отношении Польши, и б) в польско-российских отношениях США занимают ту же позицию, что и Франция с Великобританией 70 лет назад, т.е. при формальном союзе оставляют её один на один с Москвой, предпочитая конструктивные отношения с Россией. На символическом уровне восприятия, столь важным для польской политики, это означает полный крах всей идеологии прежнего курса отношений с Вашингтоном.

Ярослав Качиньский, лидер самой проамериканской партии в Польше, заявил, что Америка выбором этой даты сознательно выразила Польше своё неуважение. И, действительно, вызывает удивление такое поведение США: ведь можно было задержаться с объявлением этого решения хотя бы на два-три дня, убрав тем самым весь этот символический подтекст. Вполне возможно, что в Вашингтоне просто недооценили символичность даты, и это элементарный просчёт. Но, с другой стороны, стоит отметить, что в последнее время Америка постоянно "угощает" Варшаву дипломатическими жестами явно уничижительного характера. Из последних можно отметить демонстративный отказ от участия на адекватном представительном уровне в торжествах 1 сентября, посвящённых годовщине начала Второй Мировой войны. В любом случае, мы имеем дело с глубоким кризисом в американо-польских отношениях. Есть ещё один аспект произошедшего события: и в Польше, и в Чехии в следующем году должны состояться выборы (президентские в Польше и парламентские в Чехии) и нет сомнений в том, что отказ США от установки систем ПРО окажет большое влияние на их исход. Нетрудно предположить ослабление в связи с этим тех сил, которые ориентировались на тесный союз с Америкой. Однако на деле всё в большей степени будет зависеть от того, как произошедшее будет использовано в партийной пропаганде. К примеру, у проамерикански настроенных Качиньских появилась прекрасная возможность обвинять в провале отношений с США нынешнее "проевропейское" правительство "Гражданской платформы". Уже активно эксплуатируется идея, что США "отомстили Польше за отказ от продолжения миссии в Ираке", озвученный в прошлом году. В конечном счёте, многое будет зависеть от того, сможет ли Америка предложить этим странам новые проекты сотрудничества, участие в которых стало бы, в том числе, и моральной компенсацией за отказ от ПРО".