Россия вносит значительный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Об этом 14 сентября в ходе встрече с генеральным директором ГК "Росатом" Сергеем Кириенко в Вене заявили действующий генеральный директор МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи и утвержденный в этой должности на следующие четыре года Юкия Амано. Встреча состоялась в рамках открывшейся в Вене 53-й сессии генеральной конференции МАГАТЭ. "В ходе встреч, в частности, было отмечено, что Россия - единственная страна в мире, продолжающая последовательную и транспарентную утилизацию высокообогащенного урана", - сказал руководитель департамента пресс-службы государственной корпорации "Росатом" Сергей Новиков. Представитель "Росатома" напомнил также, что Россия планомерно возвращает из третьих стран как свежее, так и облученное топливо с исследовательских ядерных реакторов. Это топливо было поставлено еще во времена Советского Союза в рамках программ научно-технического сотрудничества. Сергей Кириенко проинформировал руководство МАГАТЭ о том, что 14 сентября в один из российских портов прибыл груз с возвращаемым ядерным топливом с польского исследовательского реактора. Топливо содержит 500 килограммов высокообогащенного урана. Кириенко сообщил, что после переработки эти килограммы, которых могло бы хватить на 7-8 боезарядов, станут обычным низкообогащенным топливом, не представляющим угрозы с точки зрения нераспространения, сказал представитель Росатома.

"Мы сейчас перерабатываем уран по тем договоренностям, которые были заключены еще в советские времена. Договор по ВОУ-НОУ нам, кстати, помог в тяжелые годы, - заявил директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) Леонид Большов. - То, что Россия вносит значительный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия, меня не удивляет. Мы же сейчас боремся за то, чтобы Ангарск стал новой ядерной столицей мира и чтобы как можно больше стран присоединились к этому движению. И здесь мы получаем выгоду непосредственную. Мы делаем доброе дело, избавляя мир от угрозы создания своего собственного ядерного цикла, который может быть как энергетическим, так и оружейным. Если же страна отказалась от создания ядерного топливного цикла, то есть пошла к нам, то мы не только поучаствовали в предотвращении, но и получили хорошо оплачиваемую работу и низкообогащенный уран в качестве топлива".

"Напомню, что по ВОУ-НОУ мы договорились наш высоко обогащенный уран разбавлять и поставлять на американские ядерные станции, разумеется, не бесплатно. Американцы же со своей стороны будут поставлять нам исходное сырье - природный уран, который мы обогащаем. Так что вопрос сырья для нас становится решаемым. По ВОУ-НОУ, разбавляя высокообогащенный уран, мы получаем не столько же, а много низкообогащенного урана. И все это "много" мы продаем и получаем за это деньги. Также мы выполняем условия соглашения", - отметил Большов.

"Наша страна действительно играет очень важную роль в мировой практике нераспространения ядерного оружия, - полагает заместитель генерального директора ВНИИ неорганических материалов имени академика А.А.Бочвара Игорь Шкабура. - Во-первых, у нас очень развиты активные мероприятия по нераспространению: система учета и контроля, позволяющая с максимальной точностью учитывать ядерные материалы на всех стадиях, а также система, препятствующая незаконному обороту ядерных материалов, в частности, система таможенного и пограничного контроля, не позволяющая незаконно вывозить радиоактивные материалы, и контроль на предприятиях. Еще один очень важный момент - пассивные мероприятия, важнейшее из которых - это разработка технологий переработки высокообогащенного урана, в низкообогащенное топливо, используемое в реакторах типа ВВЭР. Причем стоит отметить, что наши технологии превышают зарубежные аналоги. Мы гораздо более эффективно используем ядерное топливо. Кроме того, хорошие перспективы имеет вовлечение плутония в топливный процесс, реакторы на быстрых нейтронах, что позволит снизить общее количество ядерных материалов в энергетике, соответственно, меньше надо будет хранить и меньше перерабатывать, что, несомненно, повлечет за собой определенные экономические выгоды".

Напомним, глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко проинформировал нынешнего гендиректора МАГАТЭ Мухаммеда эль-Барадеи и его недавно избранного преемника Юкия Амано на встречах в Вене 15 сентября о том, что Россия вывезла с исследовательского реактора в Польше 500 кг высокообогащенного урана. Кроме того, Россия и Сербия подписали контракт на возврат в РФ облученного ядерного топлива с исследовательского реактора Института ядерных наук "Винча". Контракт был подписан в рамках 53-й сессии генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Реактор "Винча" был остановлен в 1984 году. Правительство Сербии приняло решение о его демонтаже. Россия и Сербия еще 10 июня подписали межправсоглашение по вывозу топлива с реактора "Винча". Ранее сербская сторона сообщала, что стоимость проекта составляет около 54 миллиона долларов, из которых 25 миллионов долларов выделит Белград, остальную сумму выделят Евросоюз и США. С 2005 года в Россию было возвращено ядерное топливо из Ливии, Узбекистана, Чехии, Латвии, Польши, Вьетнама, Венгрии и Казахстана.