Итоги неформального саммита лидеров бывших советских республик каспийского бассейна в Актау - России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении - вызвали оживленную и неоднозначную реакцию в бакинском аналитическом сообществе. Например, политолог Расим Мусабеков, комментируя саммит в Актау, отмечает, что "азербайджано-туркменский диалог в Актау оказался непродуктивным". Почему? Ведь еще недавно после избрания в феврале 2007 года Гурбангулы Бердымухамедова президентом Туркмении, стороны констатировали прорыв в своих взаимоотношениях. Состоялись даже взаимные визиты лидеров Азербайджана и Туркмении и национальные СМИ широко расписывали возможный долгосрочный, стратегический характер сотрудничества двух тюркских стран. Но особое внимание уделялось реализации проекта газопровода NABUCCO, который должен связать месторождения Центральной Азии и Южного Кавказа с Европой через Турцию. В то время Ашхабад в Баку называли главным вершителем судьбы этого проекта.

Азербайджан сделал тогда высокую ставку: он превращался одновременно и в ключевую транзитную страну на Каспии и поставщиком части своих энергоресурсов на европейские рынки. Но азербайджанской дипломатии не удалось удержать позиции на туркменском направлении. Летом нынешнего года почти одновременно с решением Ирана приступить к освоению каспийского шельфа, Туркмения заявила о намерении передать на рассмотрение Международного арбитражного суда вопрос о правомерности претензий Азербайджана на спорные морские месторождения на Каспии. Более того, именно в этот момент активизировала свою политику в регионе Каспия Россия. Баку оказался в "вилке" между Ашхабадом, Тегераном и Москвой.

Так был затянут тугой узел над проектом NABUCCO, распутать который путем различных политико-дипломатических маневров Азербайджану не удалось. "Важно, чтобы страны с огромными запасами природных ресурсов, в том числе и газа, были бы готовы обеспечить быструю доставку до сетей поставок, - считает, например, бакинский эксперт Тофик Аббасов, комментируя заявление президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова о том, что у страны хватит газа для NABUCCO. - Необходимо, чтобы и технологические мощности тоже были бы в состоянии удовлетворить потребности той или иной стороны".

Тут явные передержки. К концу нынешнего года будет введен в эксплуатацию газопровод Туркмения - Китай, а также увеличены поставки газа по уже существующему газопроводу в Иран. Кстати, именно через Иран в Турцию и оттуда на мировые рынки с успехом может поставляться туркменский газ, что оставляет за Ашхабадом предназначенную ему роль самого активного участника проекта NABUCCO, и что не противоречит заявлениям Бердымухаммедова. Другое дело, что в Баку не желают видеть осуществления NABUCCO через соседний Иран. Отсюда и появление публичного "компромата" на Туркмению. "Для того, чтобы Туркменистан смог реализовать выгодные для себя поставки, необходимы огромные инвестиции, - заявляет эксперт Тофик Аббасов. - Но эта страна демонстрирует не такую уж открытость для всемирной торговли, для участия в межнациональных операциях, в таких проектах, как NABUCCO".

Что касается сравнительных данных Азербайджана и Туркмении, то, по словам Аббасова, " Азербайджан находится в более выгодном инвестиционном и технологическом положении, и готовность Баку к новым предложениям не вызывает сомнения ни у одной стороны". И, наконец, еще один тезис. "Ранее Туркменистану фактически не давалось добро на то, чтобы страна участвовала в проекте NABUCCO, - сообщает член постоянного комитета Милли Меджлиса по экономической политике, депутат, бывший вице-премьер Вахид Ахмедов. - Но для заполнения трубопровода требуется большое количество газа, который предоставит ряд стран. Туркменистан все время отказывался от участия в этом проекте". То есть дан намек на то, что Туркмения на самом деле не располагает теми запасами газа, которые она официально декларирует, и блефует.

Но проблема уже в другом. На горизонте стали вырисовываться четкие очертания вывода Ирана из международной изоляции и подключения этой страны к международным энергетическим проектам. Не случайно западные эксперты в последнее время посылали "усыпляющие сигналы" Баку. Например, Джейсон Кац, американский эксперт из аналитического центра The Tool Shed Group, недавно уверенно заявлял о том, что "ни один проект, касающийся экспорта центрально-азиатских энергоресурсов в Европу, не может пройти мимо Азербайджана" в силу его "огромного геополитического значения во всем регионе Кавказа и Центральной Азии". Это было тогда, когда глава Национальной газовой компании Ирана Азизалла Рамезани намекнул, что считает "весьма вероятным" подключение Ирана к наполнению газопровода NABUCCO: "Учитывая то, что страны, подписавшие соглашение по NABUCCO, не обладают достаточным потенциалом для наполнения газопровода, подключение Ирана представляется весьма вероятным". Он указывал, что к 2014 году, когда планируется завершение NABUCCO, Иран сможет обеспечить поставки в этом направлении в объеме до 10 млрд. кубометров газа в год. Прогноз Азизалла Рамезани близок к реальности.

Вообще для Азербайджана складывается непривычная политико-дипломатическая ситуация. На востоке - на Каспии - из проекта NABUCCO его фактически выводит Ашхабад. На западе - Армения - вступает в фазу нормализации отношений с Турцией, вплоть до открытия турецко-армянских границ без "предварительных условии", касающихся проблем карабахского урегулирования. На юге - в Иране - США готовятся к диалогу с Тегераном, выводя временно за скобки тему обсуждения иранской ядерной программы. Об этом на днях сообщила французская газета "Монд".

Причем, как предполагает газета, администрация Обамы намерена уже до конца декабря нынешнего года подвести первые итоги своей новой "иранской дипломатии". В этой связи аналитики предполагают, что первые официальные контакты между Вашингтоном и Тегераном возможны 23-24 сентября во время первого участия Барака Обамы в работе Генеральной Ассамблее ООН. В свою очередь, побывавший с двухдневным визитом в Тегеране министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что Анкара полностью поддерживает инициативу Ирана по возобновлению диалога с Западом и готова принять у себя представителей Ирана и группы "5+1" для урегулирования проблем по ядерной программе.

Если диалог между Ираном и Западом приобретет устойчивый характер, то в среднесрочной перспективе следует ожидать возрастания региональной роли Тегерана с учетом перспективы иранского и афганского урегулирования. В результате может случиться так, что США, которые ранее во многом сдерживали интерес к Ирану со стороны других стран, откроет шлюзы для зарубежных инвестиций в экономику этой страны. Соответственно станут расти и шансы Ирана превратиться в наиболее эффективный коммуникационный коридор, соединяющий Север - Юг и Восток - Запад. Это повлечет за собой резкое изменение геополитической ситуации в регионе в целом. Так что стремление Ашхабада наращивать свои торгово-экономические и политические связи с Тегераном имеет под собой серьезную и перспективную геополитическую мотивацию. Не случайно к этому союзу пытается примкнуть и Турция.

И, наконец, главный вывод: до тех пор, пока окончательно не сложится новая геополитическая конфигурация на "Большом Ближнем Востоке", проблема карабахского урегулирования в желаемом для Азербайджана варианте будет находиться в подвешенном состоянии, поскольку по-настоящему на данном этапе в ее разрешении мало кто реально заинтересован, кроме, конечно, самого Азербайджана.