В Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 15 сентября открывается выставка "Бидермейер. Австрийское искусство из коллекции князя Лихтенштейнского", сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

На выставке будет представлен раздел богатейшей коллекции князей Лихтенштейнских, посвященный "бидермейеру" - стилевому направлению в австрийском искусстве XIX века. Бидермейер посвящен простым радостям домашней жизни в эпоху постнаполеоновских войн: на смену бурным стихиям, которые так любили представители романтизма, и масштабным историческим полотнам пришли идиллические уголки природы и незамысловатые жанровые сценки.

Название направления, воплотившего в себе главные ценности той эпохи, возникло благодаря псевдониму, который взяли себе немецкие поэты Эйхродт и Куссмауль, печатавшие в журналах юмористические стихи и эпиграммы. Их вымышленный автор, учитель Готлиб Бидермейер - скромный обыватель: благодушный, сентиментальный, незадачливый, любитель спокойной жизни и уюта. Слово Bieder переводится как "простодушный", а псевдоним в целом означает "простодушный господин Мейер".

В собрании князей Лихтенштейнских искусство бидермейера занимает важное место. Еще в XVII столетии князь Карл Эвсебий фон Лихтенштейн советовал в оставленных своему сыну "Поучениях по княжескому воспитанию" сконцентрироваться на семейной жизни и держаться подальше от государственных дел и военных мероприятий. Два века спустя, когда княжеская семья была настолько хорошо обеспечена, что могла себе позволить не только приобретать дворцы и замки, но и давать значительные заказы архитекторам и художникам на соответствующее их оформление, ее вкусы не изменились. Портреты членов княжеского дома Лихтенштейн и изображения интерьеров фамильных дворцов составляют основную часть того раздела их коллекции, который относится к первой половине XIX века.

Особое предпочтение отдавалось детским портретам, причем именно по заказам князей Лихтенштейнских созданы наиболее выразительные из них. Произведения Петера Фенди и Фридриха фон Амерлинга, Фридриха фон Гауэрманна и Йозефа Хёгера, Якоба и Рудольфа фон Альтов запечатлели не парадную, а повседневную жизнь княжеской семьи, созданные ими проникновенные образы можно отнести к высшим достижениям европейского искусства того времени. На выставке также представлены виды дворца Лихтенштейнов в Вене, его обширных парков и интерьеров с многочисленными акварелями и картинами. Ядром княжеской коллекции бидермейера являются произведения Фердинанда Вальдмюллера, известного как своими пейзажами, так и работами в портретной и жанровой живописи. Впервые коллекция князей Лихтенштейских была показана публике в 1705 году, в Майоратском дворце в Банковском переулке Вены. Однако ее состав постоянно менялся, причем это касалось не только произведений живописи и графики, но и многочисленных замков и поместий в Австрии, Богемии и Моравии.

Сегодня эта коллекция является одним из лучших в мире собранием венского бидермейера. До 1938 года она занимала ведущее место в ряду других графских и княжеских собраний Вены и составляла конкуренцию императорским коллекциям. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина станет своеобразным прологом к выставке, которая откроется 1 декабря 2011 года в отреставрированном Майоратском дворце в центре Вены и станет Музеем искусства бидермейера, доступным широкой публике.

Выставка продлится до 15 ноября.