"Январский газовый кризис между Россией и Украиной вызвал огромное количество разговоров в Европе с общим лейтмотивом "Спасайся от России!". Но реальных шагов практически не было сделано. Об этом сказал сегодня, 11 сентября, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, подводя итоги Энергетического семинара в рамках XIX Экономического форума в Крынице (Польша).

Симонов отметил, что "реальным делом можно назвать разве что договоренности, достигнутые между ЕС и участниками проекта строительства газопровода NABUCCO, да и то так больше пиара". Ведь нет самого главного - контрактов на закупку газа. Это означает, что проект NABUCCO никак не перейдет из категории политическими мотивированного проекта в категорию экономически обоснованного. Не решена проблема заполнения трубы - есть договоренность с Азербайджаном и с Египтом, но этого газа не хватит - ведь мощность трубы составляет 31 млрд кубов. При этом эти страны трудно назвать надежными поставщиками. Самое смешное, что Европа считает Египет способом избавиться от России, а вот для Израиля Египет - головная боль и угроза своей энергетической безопасности, уговаривая Россию построить "Голубой поток-2". Но главное даже не в этом. По мнению Симонова, даже начало работы газопровода NABUCCO не решит проблем со снабжением Европы газом. Из-за падения собственной добычи Европе нужны будут дополнительные объемы газа, и NABUCCO дыры в газовом балансе не закроет. Поэтому и возникает ощущение, что проект Набукко и его масштабное обсуждение нужны для чиновники Еврокомиссии, что показать свое рвение в решении вопросов энергобезопасности. Обыватель начинает думать, что если труба строится, значит европейская бюрократия работает хорошо. Не удивительно, что мере приближения выборов нового состава Еврокомиссии разговоры о NABUCCO снова активизируются.

Симонов подчеркнул, что одна из важных проблем, которая стала видна зимой 2009 года - отсутствие развитой внутренней газовой инфраструктуры в Европе, ведь Западная Европа почти не почувствовала проблем, а Восточная осталась без газа. Европа еще прошлой осенью обещала потратить 180 млрд долларов на строительство новых газопроводов. Однако все равно главный вопрос - где взять газ на "входе" в Европу, если учесть падение собственной добычи и приближающееся исчерпание норвежских месторождений.