Приостановка деятельности авиакомпании "КД авиа" нанесет не только экономический ущерб, но также и политико-имиджевый как для самой Калининградской области, так и для федерального центра. Учитывая, что географически область оторвана от России, наличие регулярного пассажирского авиасообщения с российскими регионами помимо Москвы и Петербурга способствовало обеспечению нерасторжимого экономического и гуманитарного пространства России, а также на деле демонстрировало роль Калининграда как моста между российскими регионами и Европой. Прекращение деятельности авиакомпании приведет к ограничению возможностей для мобильности российских граждан в/из Калининграда и усугубит процесс формирования региональной идентичности в отрыве от общероссийского контекста. В настоящее время именно вопрос идентичности - ключевой с точки зрения сохранения российского суверенитета над эксклавом.

Против "КД авиа", помимо ошибок менеджмента компании, играли экономический кризис и относительно небольшие размеры области, неспособной самостоятельно генерировать большие пассажиропотоки. С аналогичными трудностями сталкиваются большинство прибалтийских авиакомпаний. Так, обанкротилась литовская "Fly LAL", трудности испытывает эстонская "Estonian Air". В относительно благополучном положении находится лишь латвийский перевозчик "Air Baltic", который как и "КД авиа", сделал ставку на развитие транзита и превращение своего "домашнего" аэропорта Рига в региональный хаб. Опыт "Аir Baltic" показывает, что для развития авиакомпаний в регионе жизненно важна государственная поддержка.

Такая поддержка была обещана и "КД авиа", однако, деньги (а это 4 млрд рублей средств федерального бюджета) региональным руководством так и не были перечислены авиакомпании. Вероятно, кредиторская нагрузка компании столь велика, что без банкротства компании ее санация представляется малореальной. На расплату со всеми долгами денег все равно бы не хватило. Есть и опасность вывода активов собственниками. Остается надеяться, что процедура банкротства, инициированная не должниками, а самой авиакомпанией, позволит действительно сохранить имущественный комплекс, который мог бы быть использован уже новой авиакомпанией с другими инвесторами. Среди последних могло бы выступить и государство. В противном случае, Калининград превратится во второстепенный региональный аэропорт.

Прозвучавшие из уст федеральных руководителей российской авиации предложения российским авиакомпаниям зарегистрировать свои филиалы в Калининграде не выдерживают критики, так как развитие хаба без наличия собственной базовой авиакомпании невозможно. А крупные российские компании вряд ли будут заниматься раскруткой серьезно модернизированного калининградского аэропорта - для них это бы означало конкурировать самими с собой. Это понимают и в руководстве Калининградской области, представители которого заявляют о намерении инвестировать в новую авиакомпанию оставшиеся средства федеральной поддержки.

Понятно, что на восстановление пассажиропотока потребуется время и серьезные инвестиции. Неочевидно, что в нынешних условиях такой проект может быть вообще прибыльным, по крайней мере, с бухгалтерской точки зрения. Однако с позиции финансовых потоков деятельность авиакомпании будет иметь кумулятивный эффект для социально-экономического развития Калининградской области и реализации целей федеральной политики в отношении региона. Поддержание обширной сети перевозок с регионами России за счет транзита и снижение общего уровня цен на линиях в российские столицы как результат конкуренции, крайне важно для обеспечения мобильности граждан между областью и остальной Россией.

Леонид Карабешкин, доцент Евроуниверситета, Таллин, участник Ассоциации международных экспертов по вопросам развития Калининградской области.