Леонид Карабешкин: Приостановка деятельности "КД авиа" наносит политический ущерб имиджу Калининграда

Калининград, 10 сентября 2009, 10:40 — REGNUM  

Приостановка деятельности авиакомпании "КД авиа" нанесет не только экономический ущерб, но также и политико-имиджевый как для самой Калининградской области, так и для федерального центра. Учитывая, что географически область оторвана от России, наличие регулярного пассажирского авиасообщения с российскими регионами помимо Москвы и Петербурга способствовало обеспечению нерасторжимого экономического и гуманитарного пространства России, а также на деле демонстрировало роль Калининграда как моста между российскими регионами и Европой. Прекращение деятельности авиакомпании приведет к ограничению возможностей для мобильности российских граждан в/из Калининграда и усугубит процесс формирования региональной идентичности в отрыве от общероссийского контекста. В настоящее время именно вопрос идентичности - ключевой с точки зрения сохранения российского суверенитета над эксклавом.

Против "КД авиа", помимо ошибок менеджмента компании, играли экономический кризис и относительно небольшие размеры области, неспособной самостоятельно генерировать большие пассажиропотоки. С аналогичными трудностями сталкиваются большинство прибалтийских авиакомпаний. Так, обанкротилась литовская "Fly LAL", трудности испытывает эстонская "Estonian Air". В относительно благополучном положении находится лишь латвийский перевозчик "Air Baltic", который как и "КД авиа", сделал ставку на развитие транзита и превращение своего "домашнего" аэропорта Рига в региональный хаб. Опыт "Аir Baltic" показывает, что для развития авиакомпаний в регионе жизненно важна государственная поддержка.

Такая поддержка была обещана и "КД авиа", однако, деньги (а это 4 млрд рублей средств федерального бюджета) региональным руководством так и не были перечислены авиакомпании. Вероятно, кредиторская нагрузка компании столь велика, что без банкротства компании ее санация представляется малореальной. На расплату со всеми долгами денег все равно бы не хватило. Есть и опасность вывода активов собственниками. Остается надеяться, что процедура банкротства, инициированная не должниками, а самой авиакомпанией, позволит действительно сохранить имущественный комплекс, который мог бы быть использован уже новой авиакомпанией с другими инвесторами. Среди последних могло бы выступить и государство. В противном случае, Калининград превратится во второстепенный региональный аэропорт.

Прозвучавшие из уст федеральных руководителей российской авиации предложения российским авиакомпаниям зарегистрировать свои филиалы в Калининграде не выдерживают критики, так как развитие хаба без наличия собственной базовой авиакомпании невозможно. А крупные российские компании вряд ли будут заниматься раскруткой серьезно модернизированного калининградского аэропорта - для них это бы означало конкурировать самими с собой. Это понимают и в руководстве Калининградской области, представители которого заявляют о намерении инвестировать в новую авиакомпанию оставшиеся средства федеральной поддержки.

Понятно, что на восстановление пассажиропотока потребуется время и серьезные инвестиции. Неочевидно, что в нынешних условиях такой проект может быть вообще прибыльным, по крайней мере, с бухгалтерской точки зрения. Однако с позиции финансовых потоков деятельность авиакомпании будет иметь кумулятивный эффект для социально-экономического развития Калининградской области и реализации целей федеральной политики в отношении региона. Поддержание обширной сети перевозок с регионами России за счет транзита и снижение общего уровня цен на линиях в российские столицы как результат конкуренции, крайне важно для обеспечения мобильности граждан между областью и остальной Россией.

Леонид Карабешкин, доцент Евроуниверситета, Таллин, участник Ассоциации международных экспертов по вопросам развития Калининградской области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.04.17
ЦБ обсудит ключевую ставку: оснований ее удерживать нет
NB!
27.04.17
Венесуэла выходит из ОАГ
NB!
27.04.17
Попадет ли в цель «антисуицидальный пакет» законопроектов?
NB!
27.04.17
«Освобождение Шуши — реконкиста в исполнении карабахских армян»
NB!
27.04.17
Ответ на давление: Клинцевич напомнил Хейли закон Ньютона
NB!
27.04.17
«Войну фейков Мадуро проигрывает»
NB!
27.04.17
Курильские рыболовные страдания
NB!
27.04.17
Враг готов к диверсии: НПО «Сатурн» под угрозой
NB!
27.04.17
В Киеве 2017 год объявят Годом УПА*
NB!
27.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 27 апреля
NB!
27.04.17
Путин: Переговоры с Абэ прошли в конструктивном ключе
NB!
27.04.17
«Строительство Эгийнской ГЭС — это вопрос независимости Монголии»
NB!
27.04.17
Россия или терроризм: чего действительно боятся шведы
NB!
27.04.17
Беби-бокс: «Простое иллюзорное решение очень сложной проблемы»
NB!
27.04.17
МИД Пакистана обвинил Индию в поддержке «Талибана»*
NB!
27.04.17
Сепаратизм Канарских островов: лояльность центру за его же деньги
NB!
27.04.17
Кипрский конфликт: противостояние перешло в море
NB!
27.04.17
МИД РФ — журналисту США: Если в Москве — «режим», то что в Вашингтоне?
NB!
27.04.17
Счетная палата: В Дагестане были использованы незаконно 2,126 млрд рублей
NB!
27.04.17
Захоронение Ленина церковными канонами не регулируется
NB!
27.04.17
Машина инкассаторов попала в ДТП на Кубани: четверо погибших
NB!
27.04.17
Чернобыльская АЭС снова загрязнена – теперь львовским мусором