13 июня 2003 года исполняется 25 лет со дня трагических событий, произошедших на крейсере Краснознаменного Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин". Июньский взрыв 1978 года эхом отдается в сердцах всех, кто служил на крейсере. И хотя крейсер в 1980 году выведен из боевого состава ВМФ и последний матрос его экипажа уволен в запас, помнят всех, кто лег в приморскую землю в самом расцвете сил. В этот день в городе Фокино Приморского края соберутся ветераны крейсера, чтобы почтить память своих сослуживцев.

Всего в страшной трагедии, разыгравшейся на крейсере, погибло 37 человек. Все они похоронены на мемориальном комплексе в бухте "Абрек" залива "Стрелок". На месте захоронения силами личного состава был воздвигнут мемориальный комплекс. За мемориалом в течение всех 25 лет ухаживают матросы и старшины кораблей соединения, ветераны, проживающие в г. Фокино.

Совет по подготовке мероприятий по случаю 25-й годовщины со дня гибели моряков - "синявинцев" при в/ч № 78292 просит откликнуться всех ветеранов, родственников и членов семей погибших моряков.

Справка: Крейсер "Адмирал Сенявин" должен был выйти в море и выполнить артиллерийскую стрельбу главным калибром. В тот год, после посещения Тихоокеанского флота и корабля Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.Брежневым, многие стремились попасть именно на этот корабль. Не преминули посетить Тихоокеанский флот писатели и поэты из Москвы и Ленинграда, часть которых пожелала выйти на крейсере "Адмирал Сенявин" в море, на что было получено официальное согласие командования флота. В числе очередной творческой бригады были Алим Кешоков, Марк Кабаков, Людмила Щипахина, Леонид Рудный, Александр Николаев, завотделом газеты "Правды" Сергей Кошечкин.

Утром 13 июня катер Командующего Краснознаменного Тихоокеанского Флота доставил "пассажиров" на крейсер, стоявший на рейде. Корабли эскадры снялись с якоря и взяли курс к учебному полигону. В кильватере за "Адмиралом Сенявиным" следовал другой крейсер - "Дмитрий Пожарский". Гостям сообщили, что первоначально будет произведена подготовительная стрельба калибром, затем зачетная.

Вскоре послышались команды. Крейсер вздрогнул всем корпусом: "заработал" главный калибр.

Было время обеда. Все гости собрались в кают - кампании, кроме собкора газеты "Красной Звезды" Леонида Климченко. Он, очевидно, получив от кого-то разрешение, как потом стало ясно, проник в 1-ю башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы "изнутри".

Обед был в разгаре. Вдруг замигал свет в кают - кампании, корабль содрогнулся. Залп... "Первый, второй..." Началась зачетная стрельба. Гости оживились. Стали подниматься на ходовой мостик. После восьмого что-то гулко ухнуло. Крейсер содрогнулся больше обычного. Из правового ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: "Затяжной выстрел"... "Взрыв в башне"... Одновременно раздался сигнал аварийной тревоги.

Официальной версией расследования причин взрыва на крейсере "Адмирал Сенявин" 13 июня 1978 года стал вывод комиссии о том, что при подаче электросигнала на производство 9-го залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное оружие был послан очередной заряд. В результате произошло воспламенение заряда в камере орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстротечно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение...".