Некоторые криминальные группировки в Татарстане планируют с помощью правозащитников передавать информацию своим подельникам, которые находятся в следственном изоляторе. Это делается для того, чтобы воздействовать на них при даче показаний в суде. Об этом заявил заместитель начальника отдела информации и общественных связей МВД по Республике Татарстан Андрей Галиакберов в ходе очередной коллизии МВД с Казанским правозащитным центром.

Как пояснил Андрей Галиакберов в интервью местной телекомпании, данный вывод позволяет сделать имеющаяся в распоряжении МВД оперативная информация о деятельности правозащитников. Незадолго до этого пресс-служба Казанского правозащитного центра (КПЦ) распространила другую информацию, согласно которой в республиканском изоляторе временного содержания были нарушены условия содержания задержанных. По словам руководителя КПЦ Игоря Шолохова, в результатах бактериологического исследования воды и воздуха, взятых в ИВС, выявлено несоответствие санитарным нормам - в помещениях ИВС стоял неприятный запах, система вентиляции работала неэффективно. Когда же члены Общественной наблюдательной комиссии попробовали попасть в ИВС, то им было дважды в этом отказано. Причина отказа - "неудовлетворительное санитарно-эпидемиологическое состояние".

Для проверки сведений, о которых свидетельствовали правозащитники (и которые поспешили опубликовать несколько федеральных изданий, а также такие интернет-ресурсы как Каспаров.Ru), в ИВС РТ прибыла специальная комиссия во главе с уполномоченным по правам человека в РТ Рашидом Вагизовым и председателем Общественной палаты РТ Ильгизом Хайруллиным. По итогам осмотра сделано заявление для прессы, из которого следует, что условия содержания задержанных в ИВС удовлетворительные, а права задержанных "соблюдаются в полном объеме".

Как пояснили члены комиссии, "отдельные проблемы с санитарно-техническими условиями были, но сейчас все нарушения устранены: есть телевизоры в камерах, работает спортзал, и нет никакого запаха". Это подтвердил и уполномоченный по правам человека в РТ Рашид Вагизов, сказав, что "все в ИВС нормально, и пусть так дальше будет". Таким образом, МВД Татарстана одержало тактическую победу в затяжном конфликте с казанскими правозащитниками, который тянется уже несколько месяцев. КПЦ, а также межрегиональная ассоциация "Агора" с помощью ряда "сочувствующих" СМИ неоднократно обвиняли правоохранительные органы РТ в оказываемом на правозащитников давлении - частых проверках, обысках в офисе и преследовании сотрудников. Последним ударом правозащитников в пропагандистской войне было обнаружение скрытой видеокамеры, якобы установленной в казанском офисе "Агоры" либо сотрудниками ФСБ, либо МВД.

Среди причин конфликта сами правозащитники называют возросший уровень собственной активности, от которой пострадали несколько значительных чинов МВД, а также недовольство неких федеральных структур в связи с регулярным получением крупных сумм на текущую деятельность от западных благотворительных организаций. В МВД по РТ, а также в УФСБ по РТ эти заявления опровергают и называют более прозаические причины. Как заявляют источники в силовых ведомствах, усиление внимания к "борцам за права" вызвано их реальными финансовыми нарушениями, в частности, путаницей с налогами.

Обе правозащитные организации - и КПЦ, и "Агора" находятся на денежном содержании крупных западных фондов и организаций, периодически получая значительные субсидии. В 2008 году, например, КПЦ был награжден премией фонда Джона и Кэтрин Макартуров размером в 350 тысяч долларов.