Юрий Баранчик: Беларусь: подготовка к президентским выборам 2011 года началась

Минск, 7 сентября 2009, 13:22 — REGNUM  

Анализ некоторых событий политической жизни Беларуси конца августа - начала сентября 2009 показывает, что кампания по выборам президента республики стартовала. Главные предполагаемые конкуренты на этих выборах - Александр Лукашенко и Александр Милинкевич - начали партию, обменявшись первыми, достаточно сильными ходами.

Лукашенко: e2-e4

Первый ход, нанеся визит к своему российскому визави в Сочи, сделал Лукашенко. В одном из предыдущих материалов мы уже анализировали этот визит с точки зрения хода белорусско-российской интеграции. Однако этот визит для белорусского президента имел и другой, глубокий внутренний подтекст.

За последние три года (после президентских выборов 2006 года, когда, по мнению многих экспертов, Лукашенко отказался выполнять достигнутые ранее с Кремлем договоренности касательно завершения строительства Союзного государства), особенно после

а) отказа властями республики признать независимость двух новых кавказских государств (и признания МИДом Беларуси необходимости учитывать грузинские законы при посещении Абхазии и Южной Осетии гражданами республики) и

б) летнего кризиса текущего года ("молочная война", попытка срыва официальным Минском саммита ОДКБ в Москве и удар по престижу России в ШОС, отказ официального Минска подписать документы по созданию КСОР),

белорусско-российские отношения подошли к точке невозврата.

Прозвучавшее в начале августа открытое послание президента России Дмитрия Медведева президенту Украины Виктору Ющенко, получившее название "Мюнхенской речи для СНГ", с четким артикулированием российским лидером темы антироссийскости, было адекватно воспринято в Минске. Лукашенко вполне логично не захотел, особенно в предвыборный год, становиться в один ряд с Саакашвили и Ющенко и увеличивать список открыто антироссийски настроенных лидеров стран СНГ, т.к. в случае озвучивания Москвой данный факт начинал бы серьезно бить по его электоральной базе.

К тому же до сих пор внешняя, да и внутренняя легитимность белорусского режима базируется исключительно на факте признания легитимности белорусских выборов со стороны Москвы. Поэтому, сколько бы процентов голосов не нарисовал белорусский Центризбирком в ходе предстоящих президентских выборов действующему главе государства, эти цифры нуждаются в том, чтобы Россия подтвердила их истинность. Если этого сделано не будет, можно не сомневаться, что Запад получит все основания для реализации в Беларуси сценария очередной "оранжевой" (васильковой или джинсовой в применении к Беларуси) "революции".

Соответственно, т.к. любая политическая или рекламная кампания начинается с позицирования, Лукашенко, с учетом существенной потери в своем внутрибелорусском имидже роли славянского интегратора и искреннего сторонника создания Союзного государства с Россией, в настоящее время очень сильно нуждается в воссоздании этой важной своей имиджевой составляющей, по крайней мере, до окончания президентской кампании.

Поэтому с целью создания у белорусского пророссийски настроенного электората видимости улучшения белорусско-российских отношений и ведущей роли в этом процессе самого Лукашенко, белорусский лидер принял решение о понижении градуса конфликтности в двусторонних отношениях и демонстрации позитивного развития белорусско-российского союзного проекта, что, в частности, должно подчеркиваться большим числом предстоящих в сентябре-декабре 2009 года личных встреч с президентом России Медведевым.

То, что речь идет исключительно о внешней стороне дела, а отнюдь не о смене содержания белорусской внешней политики в отношении России, говорит тот факт, что спустя всего три дня после встречи с Медведевым в Сочи, находясь в день своего рождения в поездке по сельским регионам республики, Лукашенко вновь обвинил Россию в том, что именно она виновата в том, что искусственно создала проблему с поставками белорусской молочной продукции на российский рынок, т.е. как в русской поговорке - "на колу мочало, начинай все сначала".

Т.е. тактика белорусского руководства остается прежней - на время избирательной кампании напустить туману, чтобы затем в очередной раз снова начать играть в пресловутую многовекторность. Тем не менее, даже, несмотря на то, что на наш взгляд, речь идет исключительно о внешней или пиарной стороне дела, данный факт нельзя сбрасывать со счетов, т.к. этим решением Лукашенко ясно дал понять, где находятся ключи от признания следующих президентским выборов в Беларуси легитимными.

Зафиксируем эти две вещи: накануне начала президентской избирательной кампании в Беларуси Лукашенко решил

а) не переходить окончательно грань в отношениях с Россией и замыкать откровенно антироссийский ряд лидеров СНГ в лице Саакашвили-Ющенко; и

б) серьезно улучшить прорроссийскую составляющую в своем имидже в надежде на то, что это позволит ему с гораздо большими основаниями претендовать на то, что Россия не будет выставлять на следующих президентских выборах в Беларуси своего кандидата, а белорусские избиратели - сторонники интеграции с Россией (около 45-50% всего электората) примут его за своего.

Т.е. официальный Минск был настроен на то, чтобы не предпринимать никаких серьезных внутренних трансформаций и ограничиться сугубо косметикой имиджа. Однако в дело вмешались США.

Милинкевич: Кb8-c6

На минувших выходных в Минске прошел съезд старейшей и наиболее известной и сильной националистической организации Беларуси - Белорусского народного фронта (БНФ), на котором в полном составе сменилось руководство организации. В результате голосования делегатов съезда, Фронт неожиданно для "старой гвардии" возглавил молодой политик Алесь Янукевич - ярый сторонник слияния БНФ и движения "За свободу" Александра Милинкевича, против чего резко возражало прежнее руководство БНФ.

Достижения данной цели США добились в результате весьма простой двухходовки.

С одной стороны, благодаря серьезным финансовым инъекциям движение Милинкевича "За свободу" стало самой богатой оппозиционной тусовкой в Беларуси, в результате чего стало просто в наглую перевербовывать на свою сторону абсолютно все без исключения региональные структуры всех остальных оппозиционных партий и движений. С другой стороны, уже другой рукой, США начали сокращать финансирование всей остальной оппозиции вместе взятой и давать ее весьма дозировано совершенно определенным фигурам белорусской оппозиционной тусовки, чтобы те понимали - они не имеют против них лично ничего, но ребята должны понять новые правила игры.

В результате данной, весьма щепетильно проводимой соответствующими фондами и институтами США ресурсной политики, к сентябрю в оппозиционной тусовке сложилась следующая ситуация: Милинкевич готов прибрать к рукам (и обеспечить реальную ресурсную поддержку) все живые региональные и столичные структуры всей оппозиции. Нынешние лидеры оппозиции серьезно потеряли личный авторитет и влияние на партийные структуры из-за финансового голода, поэтому пытаются их сплачивать различного рода общими процедурами (типа выбора общего кандидата на предстоящие президентские выборы от всей оппозиции), что, естественно, требует ресурсного обеспечения их деятельности со стороны Запада. Сами партийные структуры готовы выйти из-под их влияния и самостоятельно залечь под Милинкевича, которого они видят единственным распорядителем системной ресурсной помощи Запада.

Однако данная конструкция, когда все вливаются в движение "За свободу", по целому ряду причин (имиджевых, финансовых, организационных) не устраивает США, которым Милинкевич нужен именно как объединенный кандидат от всей оппозиции. Т.е. необходимо, чтобы действующие оппозиционные партии и общественные объединения не развалились, а добровольно принимали вассалитет движения "За свободу". Поэтому ныне действующих лидеров и не снимают с довольствия, а аккуратно подкармливают до той поры, пока им не будет подготовлена достойная смена, которая правильно понимает правила игры и добровольно встроится под Милинкевича.

Несмотря на то, что до выборов осталось не так много времени, судя по всему, США планомерно следуют выработанному сценарию. Первым под раздачу попал БНФ. И это не случайно: приход новой команды радикально меняет расклад сил во всей оппозиционной тусовке.

Во-первых, с учетом заявлений нового лидера о готовности поддерживать стратегию и фигуру Милинкевича и готовности БНФ резко понизить статус своего участия в ОДС (неформальное объединение, как они сами себя называют, демократических сил республики), Милинкевич существенно повышает свой потенциал и резко отрывается от остальных кандидатов в президенты от оппозиции. По сути, он уже сегодня стал единым кандидатом, т.к. для проведения президентской кампании по всей республике имеющихся возможностей БНФ и движения "За свободу" при наличии соответствующего финансирования уже оказывается достаточным. Если же учесть, что им, несмотря на партийную дисциплину, будут помогать и региональные структуры других оппозиционных партий и организаций, то данный вопрос можно считать фактически решенным.

Во-вторых, под угрозой распада оказывается само ОДС, состоящее действительно из совершенно разных по своим убеждениям политических сил: либералы, националисты, социал-демократы и коммунисты. В принципе, этот вопрос уже давно перезрел: не могут националисты быть в коалиции с коммунистами. Именно на этот пункт напирал Милинкевич, когда отказался входить в нынешний ОДС. Однако именно наличие ОДС и позволяло одному из партийных лидеров оппозиции говорить о том, что он представляет не только себя лично и свою структуру, а всю оппозицию (именно этот статус и имеет сейчас, например, тот же Милинкевич), соответственно, подбирать под себя все финансовые потоки. Если же ОДС распадается, то ни о какой серьезной ресурсной помощи говорить не приходится, соответственно, единым кандидатом от оппозиции становится не тот, кого выбрал конгресс ОДС, а тот, кого персонально назначили США.

Соответственно, в-третьих, перспективы самостоятельного выдвижения любых партийных лидеров резко снижаются, т.к. у них не будет ни соответствующих возможностям Милинкевича внешнеполитических финансовых и организационных ресурсов, ни структур, готовых проводить президентскую кампанию в масштабах всей республики.

И, в-четвертых, что также имеет очень серьезное значение, если новый лидер БНФ доведет до конца все свои заявления, это кардинально поменяет вся иерархию лидерства в оппозиции. Сейчас все лидеры находятся более-менее на одном уровне. После образования коалиции БНФ - "За свободу" произойдет образование двух уровней лидерства: наверху с большим отрывом будет находиться Милинкевич, все остальные будут составлять второй уровень, что также резко снизит претензии этих лидеров вести самостоятельную президентскую кампанию.

Промежуточные выводы

Как видно, накануне президентских выборов американцы затеяли и успешно реализуют полномасштабное переформатирование оппозиционного политического пространства, избавляя его от старых авторитетов, вводя новые молодые фигуры, которые мало того, что пока не составляют конкуренции Милинкевичу, но даже более - правильно понимают всю природу своего неожиданного лидерства.

То есть Запад сделает ставку на Милинкевича. С учетом того, какие силы активизированы, очевидна и идеологическая программа Милинкевича как откровенно антироссийская. В этой связи казалось бы, что в ходе предвыборной кампании, чтобы занять нишу своего для пророссийского электората республики и для руководства России, Лукашенко будет достаточно ограничиться, как и ранее, исключительно интеграционной риторикой или пиаром. Однако такая постановка вопроса верна только на первый взгляд.

Во-первых, между позицией нынешней Беларуси по ряду важнейших вопросов белорусско-российской повестки дня и позицией Беларуси в случае прихода к власти Милинкевича для России практически нет никакой разницы: Абхазия и Южная Осетия признаны не будут, соглашение по КСОР подписано не будет, из ОДКБ Беларусь выйдет, Союзное государство построено не будет. Вместе с тем отпадет необходимость в дотировании республики (цена на газ, нефтяной транзит и 12-13 млн. тонн нефти для торговли республики нефтепродуктами). При этом не будет нужды распыляться на инвестирование в белорусскую собственность, т.к. приватизация для российских кампаний станет бессмысленной, т.к. все союзные программы будут свернуты и российский рынок постепенно будет закрыт для белорусской продукции.

Во-вторых, т.к. с точки зрения национально-государственных интересов России между лукашенковской Беларусью и милинкевичской практически нет никакой разницы, то, соответственно, появляется необходимость, как весьма удачно на днях выразился премьер-министр России Владимир Путин, "поддержания стабильности" на территории братской республики. В этой связи, руководство России вполне может принять решение о том, чтобы поддержать на президентских выборах в Беларуси своего кандидата.

Почему данное решение, если оно будет принято, сыграет большую роль в поддержании политической стабильности в республике? - Потому что при любых раскладах при голосовании, пророссийский кандидат априори набирает больше голосов, чем Милинкевич. Соответственно, если пророссийский кандидат согласится с итогами выборов, то и Милинкевич вынужден будет их признать, тем более, что ни о каком выходе его во второй тур при наличии пророссийского кандидата и речи быть не может - "пенсионер" останется за бортом по-любому.

С учетом вышеизложенного, основная интрига предстоящих президентских выборов в Беларуси заключается в одном - насколько серьезно Запад заинтересован в замене Лукашенко и его смене на Милинкевича. Если нынешний белорусский президент по ходу кампании будет чувствовать, что давление на него нарастает и Запад готов применять все возможные рычаги для прихода к власти в республике нового лидера, только это может подтолкнуть его в сторону гораздо более конкретных договоренностей с Кремлем. Если же Запад будет не против нового срока Лукашенко (а почему бы и нет, собственно говоря, с учетом третьего срока президента Колумбии), то дело белорусско-российской интеграции застопорится и на период 2011-2016 годов.

Выскажем предположение, что Запад будет играть по ситуации, используя в качестве главных рычагов давления в политическом аспекте фигуру Милинкевича, в экономическом - необходимость получения для поддержания экономики республики на плаву кредитов МВФ и необходимость их возврата. Главный же теневой вопрос - завершит к моменту начала избирательной кампании Запад покупку элиты за спиной Лукашенко или нет, чтобы реально иметь возможность сменить власть. Остальное - все пиар, пусть и дорогой.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего
NB!
26.04.17
Сталинградский тополь и «Лес Победы» в Нижнем Новгороде: фоторепортаж
NB!
26.04.17
В Узбекистане вновь отменили акцию «Бессмертный полк»
NB!
26.04.17
Регионы смогут устанавливать требования к фамилиям детей
NB!
26.04.17
«Россия не хочет иметь репутацию страны, плюющей на экологию в Арктике»
NB!
26.04.17
«Не знаю, проснусь ли я в камере следующим утром»: экс-глава Удмуртии
NB!
26.04.17
Губернатор Петербурга умолчал о судьбе Исаакия, а депутаты не спросили
NB!
26.04.17
В ДНР смертность в 3,2 раза превысила рождаемость
NB!
26.04.17
Главе Якутии «третий срок уже не светит, второй бы досидеть»
NB!
26.04.17
Экспертный круглый стол ИА REGNUM: «Новые губернаторы и старые элиты»
NB!
26.04.17
Новые губернаторы и старые элиты
NB!
26.04.17
«Правительство служит только тормозом»
NB!
26.04.17
Похитителям невест может грозить до трех лет лишения свободы
NB!
26.04.17
Польский шлях на Одессу
NB!
26.04.17
Чехия «выполнила долг»: парламент страны признал Геноцид армян
NB!
26.04.17
«Новосибирск слишком плоский, ему пора расти вниз и вверх»
NB!
26.04.17
Гладить нежно: как владимирские памятники отдали «безродному космополиту»
NB!
26.04.17
Страны Брейвика — «лидеры счастья»: новое измерение «шоковой терапии»
NB!
26.04.17
Четыре раненых мирных жителя в ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
26.04.17
Киев «оштрафовал» «Газпром» на $6,5 млрд, а что дальше? — обзор энергетики
NB!
26.04.17
Совфед отправил в отставку главного военного прокурора
NB!
26.04.17
Страсти по Исакию: церковная бюрократия против чиновников