Интервью с независимым азербайджанским экспертом по нефтегазовому комплексу, кандидатом технических наук Чингизом Велиевым (Баку)

ИА REGNUM Новости: Господин Велиев, чего, по-вашему, можно ожидать от предстоящего 13 сентября в Актау неформального саммита президентов России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении?

Безусловно, каждый участник встречи в Актау будет преследовать собственные цели. Думаю, что Россия попытается консолидировать политику этих прикаспийских государств с целью выработки единой транзитной, маршрутной и тарифной позиции при выводе их национальных энергоресурсов на мировые рынки. Кроме того, российская сторона сделает попытку привлечь эти государства к сотрудничеству в реализации проектов в каспийском регионе. Не исключено, что будет обсуждаться единая политика давления на Иран по вопросу раздела Каспия. Мне кажется также, что с учетом последних событий будет выработан документ, в котором лишний раз будет подчеркнута недопустимость привлечения третьих стран для решения спорных вопросов в регионе.

ИА REGNUM Новости: Некоторые азербайджанские аналитики после состоявшейся 3 сентября по инициативе туркменского президента телефонной беседы с главой Азербайджана заговорили о наступлении оттепели в их непростых отношениях. Разделяете ли вы оптимизм коллег?

Приходится напомнить, что эти же аналитики с неменьшим энтузиазмом говорили о начале оттепели в азербайджано-туркменских отношениях после кончины Туркменбаши (Сапармурата Ниязова). Но жизнь показала, что их оптимизм явно преждевременный. Туркмения сохранила преемственность во внешней политике, в частности, в решении спорных с Азербайджаном вопросов по нефтяным месторождениям на Каспии. Об этом лишний раз свидетельствует то, что Ашхабаду, учитывая его значимость для проекта NABUCCO, удалось при активном посредничестве Вашингтона выбить из Баку долг за поставленный в 1990-х годах газ. Причем конечный размер оплаты оказался почти втрое больше той суммы, которую Азербайджан признавал за собой. Очевидно, что Гурбангулу Бердымухаммедов оказался на поверку более крепким орешком, чем можно было думать в начале его президентства.

Окрыленный первым успехом и на фоне чуть ли не ежедневно открывающихся гигантских месторождений газа, поражающих воображение несколько легковерных европейцев, глава Туркмении вряд ли мог занять в телефонной беседе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым примирительную позицию по спорным вопросам. Но поле и время для переговоров всё же есть. Напомню, что официально Ашхабад еще не подал в Международный арбитражный суд соответствующий иск к Азербайджану. Пока Бердымухаммедов ограничился поручением МИД своей страны составить указанный документ, предоставив таким образом Баку своеобразный тайм-аут для размышления. В свою очередь Азербайджан, воспользовавшись предоставленной паузой, если не ошибаюсь, в четвертый раз пересчитал запасы контрактного блока месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), выявив в нём извлекаемых запасов нефти почти на 150 миллионов тонн больше, чем было объявлено после последней "примерки". Это, как считают в Баку, должно поднять значимость Азербайджана для потребителей нефти в Европейском Союзе, как альтернативного России поставщика углеводородов.

Из сказанного следует, что на саммите в Актау может произойти азербайджано-туркменская словесная дуэль, секундантами в которой придется выступить России и Казахстану. Последние будут призывать дуэлянтов к мирному урегулированию в надежде на то, что разногласия исчезнут одновременно с истощением спорных месторождений.

ИА REGNUM Новости: С одной стороны, туркменский президент объявляет о готовности защищать интересы своей страны в международном суде, с 2015 года и с помощью военно-морской базы. С другой - во время телефонной беседы он приглашает Ильхама Алиева посетить Ашхабад. Насколько эти действия согласовываются?

Считаю, что хотя на первый взгляд эти действия выглядят противоречивыми, на самом деле это нормальная дипломатическая практика. Что же касается создания Туркменией военно-морской базы, оснащённой новейшей системой локационного и оптического контроля морской акватории, то надо отметить, что, пожалуй, кроме России, ни одно другое прикаспийское государство в полной мере не контролирует свою 12-мильную морскую зону. С другой стороны эту базу, формально декларированную как средство для борьбы с террористами, на самом деле можно использовать как средство давления на Азербайджан по примеру Ирана.

Как не вспомнить ясный августовский день 2001-го года, когда иранские военно-морской корабль и истребитель ВВС выгнали со спорного месторождения азербайджанское геофизическое исследовательское судно, шокировав находившихся на нем британских специалистов?! Как потом выяснилось, не только их, но и министра обороны Азербайджана, которого целых три дня не могли разыскать журналисты, жаждущие узнать, собирается ли его ведомство предпринимать ответные действия. Впрочем, любопытство репортеров не стали удовлетворять и другие государственные деятели, наотрез отказавшиеся разглашать столь важную военную тайну. Затем иранские корабли и самолеты стали регулярно нарушать границы Азербайджана. "Нашим ответом лорду Керзону" оказалась демонстрация в небе Баку лёгкими тренировочными турецкими самолетами фигур высшего пилотажа, что привело в умиление некоторых сентиментальных жителей столицы и, надо полагать отрезвило некоторые горячие головы в Тегеране, поскольку иранские военные перестали демонстрировать мускулы...

Правда, в случае с Туркменией возможности, мягко говоря, не совсем соответствуют желаниям. Трудно поверить, что автохтоны страны сумеют в короткие сроки и в совершенстве овладеть навыками эксплуатации (не говоря о текущих и капремонтах) современных военно-морских судов. Ведь не секрет, что даже в личной гвардии президента Туркмении достаточно много наемников. И, как понимаете, отнюдь не от переизбытка профессиональных местных кадров.

Что касается Азербайджана, то в случае использования Туркменией новой базы в качестве давления, ему всё же придется нелегко. И без того проблем через край: он находится в состоянии войны с Арменией, отношения между его соседями с севера и юга - Россией и Ираном - не всегда безоблачны, а президент Грузии - стратегической союзницы Азербайджана Михаил Саакашвили отличается слишком бурным темпераментом, и как показала жизнь, не всегда адекватен в своих действиях.

ИА REGNUM Новости: По всей видимости, азербайджано-туркменские отношения еще долго будут давать аналитикам богатый материал для размышлений. Но прогулка в Актау может оказаться не самой легкой и для глав России и Казахстана, ведь на Каспии есть и другие спорные вопросы? Даже если не вспоминать о неспокойном Иране, по понятным причинам оставшемся за бортом саммита...

Вы правы, проблемы, конечно, есть, но они носят технический характер и достаточно легко устраняемы. Нужно только время. Главное, что России, Азербайджану и Казахстану удалось достичь консенсуса по разграничению морского дна между собой. Причем у Казахстана с Азербайджаном складывается взаимовыгодное сотрудничество. Один из проектов, который ратифицировали парламенты обеих стран - это Казахстанская Каспийская система транспортировки нефти (ККСТ) в поддержку действующего трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). ККСТ в основном рассчитана на вывоз на мировые рынки нефти с Казахстанского шельфового месторождения "Кашаган" и частично Тенгизского. Правда, в связи с неоднократным переносом сроков добычи первой промышленной нефти с "Кашагана" эта система должна заработать лишь в 2015 году. Но, несмотря на это нефть с Тенгизского месторождения уже второй год экспортируется через БТД и по железной дороге Баку - Батуми.

Что же касается официального Тегерана, то он с начала 1990-х годов занял весьма жесткую позицию, претендуя на 20% акватории Каспийского моря. В последнее время ИРИ всё чаще заявляет о себе как о самостоятельном игроке на Каспии. Иранская сторона водрузила платформу собственного производства на спорном с Азербайджаном нефтяном месторождении "Алов". Помимо этого ИРИ претендует на самостоятельную транспортировку каспийского "черного золота", предлагая наикратчайший маршрут до Персидского залива, а также активно участвует с Казахстаном и Туркменией в swop-ских операциях с нефтью.

ИА REGNUM Новости: Не кажется ли вам, что нынешних трудностей с Ираном можно было бы избежать, если сразу после распада СССР Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркмения приняли бы совместный документ, подтверждающий старую советско-иранскую границу, оставив официальному Тегерану прежние 17% акватории Каспия?

Стоит вспомнить разброд в умонастроениях истеблишмента бывших братских республик после развала СССР. Тогда руководство ряда новых государств не знало, что делать с неожиданно свалившейся свободой. Главы других, более подготовленных к независимости, принялись самостоятельно искать пути добычи и транспортировки своих углеводородов на мировые рынки. Хочу отметить, что определенная часть "заслуг" в отсутствии консолидированной позиции постсоветских прикаспийских республик в отношении Ирана в вопросах границы Каспийского моря выпадает на долю Азербайджана. Именно он первым пригласил крупные западные компании для добычи нефти на блоке АЧГ, пытаясь таким образом решить свои политические проблемы. С приходом к власти Гейдара Алиева получила долю в консорциуме и российская ЛУКОЙЛ, которую она впоследствии выгодно перепродала.

Кстати, напомню прелюбопытное заявление ельцинского министра иностранных дел Андрея Козырева о непризнании Россией контракта Азербайджана с западными компаниями по АЧГ, которое до сих пор не дезавуировано официальной Москвой. Как это может аукнуться в "нужном месте и в нужный час", пока остается тайной за семью печатями...