Галичина глазами жителей Донбасса: "Это как заграница, они не такие, как мы" (Украина)

Киев, 5 сентября 2009, 11:08 — REGNUM  Донецкое интернет-издание "Остров" опубликовало результаты исследования "Украина: образы регионов и межрегиональные отношения". Превратилась ли существующая совокупность образов, характеризующая сегодняшний облик Украины, в мощную символическую формацию? Восприняты ли эти образы населением? Какую роль они играют в повседневной жизни людей? На эти вопросы попытались ответить луганский Центр по изучению общественных процессов и проблем гуманизма, Луганский национальный университет им. Т.Шевченко, Дрогобычский государственный педагогический университет им. И.Франко и Национальный университет "Львовская политехника". Приводим полностью раздел исследования "Западная Украина и Галичина глазами жителей Донбасса".

"Первое, что бросается в глаза в ходе анализа результатов ФГИ - неопределенность образа Западной Украины в сознании жителей Донбасса. С одной стороны, Западную Украину достаточно часто отождествляют с Правобережной Украиной (" Западная Украина находится на западе от Днепра, Восточная Украина - все, что находится по восточную сторону от Днепра". (Б.А.А., член Всеукраинского объединения "Батьківщина", Луганск, 19 04.2008 г.). "Для меня Западная Украина - это все то, что по ту сторону Днепра". (К.А.В., частный предприниматель, Луганск, 25 04.2008 г.). Один из респондентов даже специально подчеркнул: "Для меня Винницкая и Житомирская области - это уже Западная Украина" (Б.А.А., член Всеукраинского объединения "Батьківщина", Луганск, 19 04.2008 г.).

С другой стороны, положение меняется, когда люди начинают задумываться о критериях отнесения тех или иных территорий к Западной Украине. В качестве таковых чаще всего называют преобладание украинского языка, историю, близость к границе с Польшей. Каждый из этих критериев несколько изменяет контуры Западной Украины. Языковой критерий эти контуры раздувает. ("Западная Украина - это обязательно должно быть украиноязычное население. Откуда бы к нам не приехал человек, если он свободно говорит на украинском языке, он с запада приехал. Такое понимание народное. Запад - украиноязычный, Восток - русскоязычный". (В.Н.Е., учитель, Луганск,19 04.2008 г.).

В таком случае и Полтавскую область можно признать Западной Украиной, утверждают их оппоненты. А исторический критерий значительно сужает искомую территорию. "Те области, которые были когда-то под Австрией, под Польшей - это западная часть нашего государства. Это те области, которые к России никакого отношения не имели". (Л.Н.В., библиотекарь, Стаханов, 13.05.2008 г.). Иногда в суждениях респондентов Западная Украина выглядит "расширяющейся" по политическим причинам: раньше она, дескать, охватывала лишь те украинские земли, которые не входили в состав Российской империи, но сейчас она фактически тождественна Правобережью. ( "Западная Украина в общеполитическом смысле - это территория тех областей, которые вошли в состав СССР в 39-м году. Так исторически сложилось, что эта территория в основном во времена Российской империи входила в состав Австро-Венгерской империи, а перед этим - в состав Польского государства. <...>В связи с политическими событиями последних лет после 2004 г. к Западной Украине относится практически все Правобережье". (М.С.В., завскладом на частном предприятии, Луганск,19 04.2008 г.).

Достаточно распространенным среди жителей Донбасса является определение Западной Украины через соотношение с Польшей. С одной стороны, это - чисто географическая близость. В этом случае определяющим для Западной Украины является её пограничный характер. "Географию не очень помню, чтобы конкретно сказать. Это те области, которые ближе к Польше. Вот эти области, в моем понимании - Западная Украина" (Л.М.О, бригадир строителей, Луганск, 25 04.2008 г.). Иногда локализацию Западной Украины осуществляли через её расположение между Центральной Украиной и границей с Польшей. "Есть центральная часть Украины и то, что от центральной части ближе к Европе, для меня это западные области". (М.Ю.О., учитель, Стаханов, 13.05.2008 г.).

С точки зрения исследования, перед нами - достаточно любопытный сюжет, свидетельствующий о нечеткости образов Украины. В данном же случае нечетко определенная Центральная Украина для жителей Донбасса выступает точкой отсчета для определения Западной Украины.

Достаточно часто наши респонденты высказывались, что для Западной Украины является характерным "влияние польского языка и культуры". ("Западная Украина - это территория, которая находилась под сильным польским влиянием, может, частично принадлежала Польше. <...> Это совсем другой регион и по голосованию, и по отношению к языку, и по экономическим вопросам. Там специфический язык, который очень близок к польскому, который отличается от украинского языка Центральной Украины". (М.А.Ю., пастор, Луганск, 25 04.2008 г.).Относительно культуры участники фокус-групп не настаивали исключительно на польском влиянии. Здесь, скорее, речь идет о западном культурном влиянии как таковом. "Для меня лично, это как заграница - Западная Украина. Они далеко от нас, и они не такие, как мы" (З.Н.В., инвалид 1-й группы, Луганск, 25 04.2008 г.).

Образ Галичины в сознании жителей Донбасса оказался еще более парадоксальным, чем образ Западной Украины в целом. С одной стороны, эти образы частично накладываются друг на друга. "Для меня Западная Украина, Галичина - это все запад. Все, что не восток- запад и Галичина". (В.Н.Е., учитель, Луганск,19 04.2008 г.). Порой это наложение ведет к тому, что часть и целое рассматриваются как равные единицы. "В Запад Украины входят Львовская, Волынская области. Галичина также". (К.М.В., студентка, Луганск,19.04.2008 г.). Упоминание как рядоположных Львовской области и Галичины, конечно, нонсенс с точки зрения истинности этого высказывания. Но в данном случае это - характеристика распространенных представлений жителей Востока Украины о западе своей страны. Конечно, в общественном сознании есть и более точные представления. "Галичина? Ну, естественно, с центром во Львове. Ну, и примыкающие к нему области: Ивано-Франковская и частично Тернопольская". (К.П.Н., журналист, Луганск,19 04.2008 г.). "Галичина - это будет Ивано-Франковская, Львовская и, по-моему, немножко Тернопольской области. Это только Галичина. <...> Я так поняла, что это та республика, которая пыталась образоваться сама". (Л.Н.В., библиотекарь, Стаханов, 13.05.2008 г.). Как видим, для респондента проблемной выглядит Тернопольская область, но интересной является связь Галичины с ЗУНР.

Некоторые респонденты отметили, что название "Галичина" в Донбассе "не является употребимым". Большей символической значимостью для жителей Донбасса обладает Львов и Львовская область. "Мне кажется (на эмоциональном уровне), что Львовская область - это сердце Западной Украины. Слово "Галичина" мы не часто слышим. Мы знаем кофе "Галка". Мы знаем Львов, Львовскую область. Когда рассказывают анекдоты об украинцах, то когда хотят показать жителя Западной Украины, говорят: "Житель Львова"". (С.Т.В., учитель, Стаханов, 13.05.2008 г.). Были зафиксированы высказывания, отрицающие существование Галичины в настоящий момент. "Галичина? Для меня, по крайней мере, такого отдельного субъекта на территории Украины нет. Да, ментально мы отличаемся. Чуть-чуть отличаемся. У нас пролетарская культура, там - аграрная". (Б.А.А., член Всеукраинского объединения "Батьківщина", Луганск, 19 04.2008 г.). Иногда Галичину связывают исключительно с Галицко-Волынским княжеством. "Галичина осталась в далёком прошлом. Это - история". (К.С.В., студент, внепартийный, Луганск, 19 04.2008 г.).

Таким образом, достаточно интересным результатом данного исследования явилось наличие "размытости" образов различных частей Украины. Так, ученые, журналисты и политики пользуются понятием "Галичина". Им представляется, что для граждан Украины это понятие наполнено четким смыслом. Но это ошибочно. Более того, ошибочно предполагать, что большинство граждан вкладывают один и тот же смысл и в другие географические понятия. Оказалось, что в такие базовые понятия для нашей страны, как Восток и Запад, Донбасс и Галичина понимаются гражданами Украины по-разному. Географические образы своей собственной страны для них двоятся и троятся, пульсируют, то сжимаясь, то растягиваясь.

Абрис границ Галичины для значительного числа жителей Донбасса является неопределенным, кроме того, об этом регионе в Донбассе "думают больше", чем о других регионах нашей страны. И отношение к нему является достаточно поляризованным. "Дійсно, це - П'ємонт національного відродження, центр Західної України. А Західна Україна - це дещо ширше поняття". (Ч.В.А., преподаватель колледжа, Стаханов, 13.05.2008 г.). "Галичина - это политическое понятие, противостоящее Донбассу". (Д.П.А., художник оформитель, Луганск,19 04.2008 г.). "Про Галичину я вам ничего не могу сказать, только плохое. Но то, что УПА считать участниками войны, героями! Я вообще не представляю, как это можно! И наш Президент, и наш премьер только их защищают. Ещё и памятники, какие ставят! Они не видят, кому надо памятники ставить. Ой, говорить только со слезами можно!" (Б.О.С., пенсионерка, Луганск, 19 04.2008 г.).

Галичина для значительного числа наших респондентов ассоциируется с украинским национализмом. "Прежде всего, Галичина - это очаг украинского национализма, это территории, которые входили в состав Польского государства". (К.А.И., студент, Луганск,19 04.2008 г.). "Она будет существовать, как регион сугубо националистических взглядов. Она так существует почти сто лет" (М.И.А., студент, Луганск,19 04.2008 г.). Кроме того, Галичина прочно связывается с ОУН и УПА. "Когда хотели уравнять в правах ветеранов Великой Отечественной войны с теми, кто воевал тогда за нацистов, здесь Галичина очень сильно меня зацепила! Я считаю, что это коллаборационисты, какими бы они не прикрывались идеями, даже борьбой за свободу. Это не выход сотрудничать с нацистами и защищать свои национальные интересы. Не знаю, может, это моя личная точка зрения, может я не прав. Вот это, действительно зацепило. И вот это, я считаю, факт, который свидетельствует о навязывании интересов". (К.П.Н., журналист, Луганск, 19 04.2008 г.). "Скажем, лично для меня, патриота своей Луганской области, их ценности просто не приемлемы тут. И проблема ОУН - УПА... Да, мы не можем полностью отвергать и говорить, что они такие сякие. Там насколько все неоднородно было. Скажем так, есть политический и геополитический заказ сделать именно так". (А.Ю., функционер Партии регионов, Луганск, 19 04.2008 г.).

По мнению некоторых респондентов, национализм превращает Галичину в орудие внешних сил, которые пытаются изменить сущностные характеристики Украины. "Американские политики ориентируются на интеллигенцию именно Галичины. Основная идея Бжезинского - оторвать Украину от России. То, что гуманитарный аспект имеет огромное влияние на распространение ценностей, взглядов, то этого никто не скрывает. Поэтому сейчас мы подвергаемся таким гуманитарным атакам". (А.Ю., функционер Партии регионов, Луганск, 19 04.2008 г.). Это связано с тем, что галичане иначе, нежели жители Донбасса, понимают патриотизм. "Для них понятие патриотизма - это мова, титульная нация, интеграция в Европу. Для нас - это больше мультикультурность, более экономический аспект. Скажем, для территории с мощными средствами производства - это экспансионистская экономическая политика". (А.Ю., функционер Партии регионов, Луганск, 19.04.2008 г.).

С другой стороны, респонденты соглашались, что уровень культуры населения в Галичине выше, чем в Донбассе. "Не в обиду нашему региону я скажу, что там культурней население. Намного культурней. Приходилось бывать, приходилось общаться с разными людьми, начиная от профессоров и заканчивая молодежными тусовками по ночным клубам. <...> Все-таки сказывается влияние Запада, влияние того, что когда-то они были под властью других территорий". (К.П.Н., журналист, Луганск,19.04.2008 г.).

Считают ли жители Донбасса, что Галичина навязывает свою модель развития всей Украине? Видят ли они в этом угрозу для своего культурного уклада? ФГИ позволяет заключить, что в общественном сознании нашего региона нет единства мнений по этим вопроса. Были зафиксированы прямо противоположные высказывания.

"Я считаю, что Галичина, Западная Украина ни в коем случае не навязывает нам свои традиции, свои интересы, свою культуру". (К.М.В., студентка, Луганск,19 04.2008 г.). "Активность в этом проявляет именно западная сторона. Идут соответствующие публикации, выступления, требования, навязывание своего понимания истории, языка, культуры и тому подобное. Насчёт того, что граждане этого государства должны и обязаны говорить на украинском языке". (М.С.В., завскладом на частном предприятии, Луганск,19.04.2008 г.).

И все же чаще позиция респондентов была более сложной. Большинство из них считали, что в Украине "на официальном уровне транслируются ценности, характерные именно для Западной Украины и конкретно Галичины". Но при этом навязываются эти ценности "при помощи органов центральной власти" и высшими региональными должностными лицами. Последние это делают "не в интересах Галичины", а "в своих собственных интересах".

Приведу длинную цитату из высказывания одного из наших респондентов. Она достаточно характерна. Такая форма осмысления отношений Востока и Запада страны бытует в Украине еще с советских времен. Следует отметить, что это форма осмысления социальной реальности, характерная именно для региональных элитных групп Донбасса и Галичины. Они рассматривают Киев как арену борьбы за сферы влияния в Украине: "Галичина пытается навязать свою модель развития Украине, но, скажем так, в гуманитарной сфере. Я считаю, что просто в других сферах Галичине тяжело себя выражать - экономически регион достаточно слабый и что-то новое в экономической сфере они предложить не могут. Однако представители Галичины традиционно, еще со времени обретения Украиной независимости, находились в управлении, например, в министерстве образования и науки Украины. Даже на сегодняшний день наш министр - выходец из Западной Украины. И таким образом идет попытка навязать свои идеологические ценности, характерны для другого региона. Нам навязывают строительство государства по этнонациональному признаку, вопросы титульной нации, которые для 21 века не характерны. А ведь на сегодня вся современная молодежь мультикультурна. Это больше, по моему мнению, соответствует установкам где-то 19 века. В 18-19 веках государства формировались по национальному признаку... Кроме того, поднимают на щит, скажем так, героев тех событий, которые были характерны только лишь для этого региона. Например, Шухевича, Бандеру, Коновальца. А ведь движение ОУН - УПА для центра Украины, для востока не характерно. Положа руку на сердце, можно сказать, что никакого отношения не имели эти события к нашим областям, кроме того, что наши ехали туда после войны работать учителями, почтальонами. <...> Происходит процесс как бы компенсации, то есть они теперь хотят самореализоваться по полной программе в отместку...". (А.Ю., функционер Партии регионов, Луганск, 19 04.2008 г.).

Иногда респонденты, признавая "навязывание ценностей Запада всей стране", демонстрировали установку на "достижение компромисса с региональным сообществом Галичины". В этом случае вина за неприемлемые, по мнению участников фокус-групп, действия возлагалась на центральную власть. "Меня просто удивило выражение: "Вот Запад навязывает нам свою культуру, понимание истории". Навязывание действительно есть. Независимое тестирование сейчас у детей в школе. Вопросы я читала и, честно говоря, была в ужасе. Такое чувство, что Востока в Украине не существует. Все вопросы только о Западе. Каждая область, конкретная дата, всё. Но опять, это же не Запад составлял эти вопросы. Понимаете? Составляли власть имущие люди. То есть составляли те люди, кто руководит образованием. Тот, кто в Киеве - власть. Это же не Запад составлял. То есть в Киеве это удобно, поэтому так делают". (В.Н.Е., учитель, Луганск,19 04.2008 г.).

Хотя географические образы Галичины характеризуются неопределенностью, население Донбасса пользуется яркими и насыщенными образами этого региона. Они сконструированы в политических взаимодействиях. Эти образы опираются на такие понятия как "национализм", "Великая Отечественная война", "ОУН", "УПА", "коллаборационизм".

Современным конструктом является понятие "ОУН-УПА". Реально Организация украинских националистов возникла в 1929 г. Украинская повстанческая армия первоначально к ОУН отношения не имела. Возникла на Волыни под руководством Т. Бульбы-Боровца. Только затем ОУН захватила руководство этой армией. Но сейчас эти понятия слились в одно. Все эти образы активизированы в политическом поле. Чуть позже я рассмотрю иные образы, которые порождены взаимными посещениями жителей двух регионов. Пока же следует констатировать, что в политическом поле заданы предпосылки достаточно конфронтационного ценностного взаимодействия между Донбассом и Галичиной. Респонденты показали понимание данной проблемы. "На обывательском уровне, когда мы просто общаемся, не касаясь исторически глобальных вещей, у нас не может возникнуть никакой разобщенности. Но как только заходит разговор, скажем, о Великой Отечественной войне, мы никогда не сможем принять, что националисты у нас - защитники и почти герои. <...> Когда возникают такие вопросы, тут и возникают какие-то трения. Все уходит так глубоко в историю! Наверное, еще в те времена, когда начали раздирать Украину между Австрией и Россией. Насаждалась там, опять же, религия. На религиозной почве мы тоже никогда не сойдемся. Православие - это православие, а у них там - и греко-католики и католики". Память у нас у всех разная". (К.Е.М., продавец в супермаркете, Стаханов, 13.05.2008 г.). История наших регионов кристаллизовалась в символической системе. Пока эти символические системы во многом непроницаемы друг для друга. "Я видела улицу Степана Бандеры в Луцке. Мы не знали этого. А наша "Молодая гвардия" для них - пустой звук. Это не то, что несогласие. Несостыковка. Это не хорошо и не плохо. Это совсем разное". (Л.Н.В., библиотекарь, Стаханов, 13.05.2008 г.).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.03.17
«Оттепель» в Арктике: МИД Норвегии готов к диалогу с РФ
NB!
28.03.17
В Литве обнаружили «контрабанду усопших»
NB!
28.03.17
Лукашенко о Путине: Он мне родной брат!
NB!
28.03.17
Главком НАТО в Европе: Россия больше не партнер, Россия — враг
NB!
28.03.17
Верховный суд РФ: детей можно возить в автомобилях без автокресла
NB!
28.03.17
Суд в Мордовии отменил запрет для учителей на ношение платков — СМИ
NB!
28.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 28 марта
NB!
28.03.17
Генштаб ВС РФ: ПРО США может сбить все российские спутники
NB!
28.03.17
Молдавия и Украина обсудили планы по удушению ПМР и «убийству» Днестра
NB!
28.03.17
Молдавия — это «обезглавленная Бессарабия, у которой еще ампутировали ноги»
NB!
28.03.17
Речным воротам Нижнего Новгорода придают «значимый вид»: фоторепортаж
NB!
28.03.17
Заколдованная неисчислимая льгота для инвалидов
NB!
28.03.17
Нагорный Карабах: Хогланд чуть-чуть приоткрывает «карты»
NB!
28.03.17
Песков о своем «визите» в Луганск: «Очередная утка»
NB!
28.03.17
«Хочу, чтоб Кировской областью гордилась страна»: интервью Игоря Васильева
NB!
28.03.17
Что интересовало Россию на Ближнем Востоке – проливы или Сирия?
NB!
28.03.17
Член комиссии по изучению архивов КГБ в Латвии прославляет нацизм
NB!
28.03.17
The National Interest: «включение Черногории в НАТО – это фарс»
NB!
28.03.17
Россия пригласит Японию совместно добывать стратегический рений на Курилах
NB!
28.03.17
Ярославцы: Центр города превращается в «Черкизон»
NB!
28.03.17
В РФ открыта горячая линия по контролю за ценами на еду и лекарства
NB!
28.03.17
Сон разума: школьники и «молодёжная политика»